Наталья Гаврилова
Методическая разработка «Родники звенят по России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Болтинский детский сад
Методическая разработка по эколого-патриотическому воспитанию детей (старш ; и подг. подгр).
Тема:
Истории родников Сеченовского района.
(Региональный компонент)
Разработала :
Воспитатель- Гаврилова. Н. В.
С. Болтинка. 2020г.
Содержание:
1. Аннотация…1
2. Введение…. 1.
Публикация «Методическая разработка „Родники звенят по России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Родник. Все о родниках для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
3. Общая характеристика мероприятия… 2
4. Оборудование 2
5. Содержание мероприятия…. 2
6. Ход мероприятия…. 3-10
7. Заключение…. 11
8. Список литературы… 12
Аннотация
Автором данной работы является воспитатель :Гаврилова. Н. В.
Методическая разработка предназначена для проведения открытого занятия для родителей по экологическому воспитания детей дошкольного возраста.
Данная разработка составлена на основе местного материала, с использованием художественной литературы и музыкальных произведений, содержащих экологическую тематику. Работа предусматривает использование современных педагогических технологий.
Введение
Экологические проблемы, на сегодняшний день ставшие глобальными, затрагивают интересы каждого человека и человечества в целом. Их разрешение зависит в первую очередь от уровня сформированности экологического образования всего населения и, в особенности, подрастающего поколения.
Экологическое воспитание – приоритетное направление в наше время. Дети дошкольного возраста, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие,эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
Экологическая грамотность формируется на занятиях, познавательных досугах, посвященных проблемам взаимоотношений человека и природы. Ребята должны осознать, что благополучное существование будущих поколений возможно только в случае, если поколение нынешнее будет строить гармоничные отношения с окружающим миром. Чтобы не нарушить баланс между цивилизацией и природой и избежать экологических катастроф, нужно обладать основными экологическими знаниями.
Общая характеристика мероприятия
Цель:
1. Развивать познавательные способности детей., через организацию опытов, решение проблемных ситуаций; через свои наблюдения.
2. Воспитывать потребность в охране окружающей среды.
3. Обобщить знания воспитанников о воде, как самом распространённом веществе на Земле.
4. Расширить познания детей об экологических особенностях родного края (в частности о полезных свойствах воды из целебных источников).
5. Воспитывать у детей бережное, экономное отношение к воде, подвести детей к пониманию роли человека в этом, а также роли воды для жизни всего мира природы.
Оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедиа проектор.
3. Презентация.
4. Фонограмма песен.
5. Сообщения о родниках Сеченовского района.
Содержание мероприятия.
1. Вступительное слово музыкального руководителя.
2. Презентация мероприятия с комментариями ведущих и докладчиков.
3. Стихи экологического направления.
4. Песни: О. Газманов «Родники» и С. Беликов «Живи родник» (в аудиозаписи, песня «Край родной» и песня «Родники»(исполняют дети).
«Родники звенят по России»
(Музыкальная заставка «Вода –это жизнь»)
Ход мероприятия:
1 Ведущий. «Родник родит речку, а река льётся, течёт через всю матушку –землю,через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня».
Чистый, звонкий родничок –
Как глоток Отчизны,
Как начало всех начал,
Как начало жизни.
2 Ведущий. И хоть не храмами с крестами
Они стоят, всегда чисты,
Ты без поклона не достанешь
И капельки живой воды.
1 Ведущий: И в час, когда заря по кленам
Скользит и тонет свысока,
Россия отдает поклоны
Живой воде из родника.
2 Ведущий: Родники. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность Сколько 6ылин, легенд, сказов, поверий связано с водой.
Есть вода - есть и жизнь. Есть родник - значит, живёт и здравствует русское поселение.
1 Ведущий:. Скромная часовенка или незамысловатый подсвечник перед иконой, неумолчно струящаяся вода изливается в купель. Зажгли свечки, и, перекрестясь, пошли набирать воду для себя, для друзей. И на душе стало светлее после того, как испили водицы, идущей из глубины родной земли. В таких местах человек укрепляется и духовно и физически.
Много есть таких светлых мест на нашей родной Сеченовской земле.
Муз. руководитель:(начало презентации).
«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха
тебя невозможно описать,
тобою нельзя насладиться, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты сама жизнь.»
(Антуан де Сент-Экзюпери).
*«Родник-начало жизни. Он даёт начало рекам и озёрам нашей родины
.В народных сказках сохранились предания о «живой» и «мёртвой» воде.
Родник сохраняет чистоту сердца.
Особо почитаемы нашим народом святые источники.
Святую воду люди бережно хранят в своём доме.
Сохраним и мы в сердце чистоту родников!.»
2. ведущий: Самый древний из целебных источников – родник «Три ключа»-достопримечательность села Верхнее Талызино. О целебных свойствах этой воды узнали ещё в 1615-1620 годах.
Три ключа текли с трё х сторон: из Вознесенского и Сарбаевского родников из за бугра, где раньше была якобы пещера старцев.
1. Ребё нок: (презентация родника «Три ключа»)
*Этот родник является гордостью села. По легенде, у источника всегда по утрам молились старцы. Позднее, они ушли в пещеру и их никто больше не видел, а вода в источнике стала святой.
*Не зная этих мест, по началу очень трудно попасть к источнику,но побывав здесь однажды, хочется сюда вернуться ещё и ещё .
Этот родник находится внизу глубокого оврага, он как бы спрятан
от людских глаз. И вот именно здесь, в этой завораживающей красоте, в тишине и молились по утрам с восходом солнца-старцы.
*Когда-то на этом месте стояли рядом три колодца.
Все они освящались местным батюшкой.
На «Крещение» здесь было очень многолюдно, да и в будние дни
тропка к колодцу не зарастала.
*В 2010 году рядом с колодцем поставили купель.
Вместо трёх колодцев, установили один.
Купель и родник освятил местный батюшка.
Люди стали приходить в это святое место, чтобы очистить своё тело, искупавшись в купели и набрать освящённой воды из источника.
*Печально то, что «Обряд освящения воды» в этом источнике давно
уже не проводится.»
Вода в колодце и купели испортилась.
Здесь безлюдно, но поражает чистота вокруг.
Значит всё таки остались ещё неравнодушные люди,которые следят
за порядком этих мест. И это радует.
*Разрушенные ступеньки, по которым когда -то сельский люд
со своим священником спускался к колодцу за святой водицей.
*Так выглядит святой источник сейчас.
1. Ведущий: Очень интересная история появления источников «Старцева Угла» Более двух веков людская память хранит историю этих мест. На территории Верхне-Талызинской администрации, между Чадаевкой и Мордовией. ,есть место, которое считается святым. Когда -то здесь находилась Спасо-Преображенская мужская пустынь., основанная между 1641-1645 годами. Посредине этой пустыни возвышается холм и с каждым годом он становится всё выше и выше. В народе ходит поверье,что это пробивается храм, который в своё время ушёл под землю вместе с молящимися монахами. Неподалёку от холма –родники, освящённые в честь «Пресвятой Богородицы», «Спиридона Тримифунтского»…и «Николая Чудотворца».
Есть здесь ещё один ключ-«запрещённый», воду из него брать не рекомендуется- она считается «мёртвой».
Престольный праздник здесь- «Духов день» .
2. Ребёнокпрезентация –родников «Старцева Угла»)
*Источник «Николая Чудотворца»
*Верующие люди с надеждой и трепетом встают на «Святой камень»,чтобы омыть своё тело и исцелитьсяот всех болезней и недугов.
*На деревянном кресте, около источника, явился образ иконы «Успение Божией Матери». Сейчас эта икона находится в селе Большое Игнатово.
*Источник, названный в честь Спасителя – Спасов. Сам источник не замерзает даже в самый страшный мороз.
*Во время молитвы монахинь, в землю ударила молния. Из земли появилась струйка воды. Родничок откопали и освятили в честь Всех Святых.
1. Ведущий:.Свою историю имеет и «Тихвинскийродник», который находится в селе Кочетовка, Сеченовского района. Вода из него не только чиста, но и полезна.
По одному из преданий, более 200 лет назад в день празднования иконы «Тихвинской Божьей Матери», на склоне оврага забил лучезарный родник.
Священник, служивший в ту пору, именовал его в честь главного престола в селе. Престольный праздник в селе -9 июня. -«Тихвинская».
3. Ребё нок: (презентация «Тихвинского родника»)
* «В глуши лесной, в глуши зелёной,
В крутом овраге под горой.
Бьёт из камней родник студёный :
Кипит, играет и спешит.
Крутясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами.
Стеклом расплавленным бежит. (И. А. Бунин).
*В июне 2009 года началось благоустройство родника. 4 октября 2009года состоялось освящение родника в честь иконы «Тихвинской Божией Матери».
С тех пор источник стал считаться святым, а вода в нём приобрела целительную силу.
2. Ведущий:. Очень древняя и необычная история появления родника, который находится в селе Мамлейка. Неподалёку от села, в полях, находится «Игуменский родник.» .С ним связано поверье, что когда-то, очень давно неподалёку жила матушка Игуменья. У неё был свой небольшой домик и сад (до сих пор это место зовут Садиком).
Рассказывают. что нашли на этом месте икону и вырыли колодец.
.
4. Ребё нок: (презентация «Игуменского родника»).
*«В середине центральной России.
Где бескрайней пшеницы поля.
Есть в Мамлейке родник старинный.
О нём слава на все времена.»(отрывок из авт. стих. С. Слугиной).
*С давних пор и по сей день ходят люди к колодцу за водой и вода в нём
толь прибывает.
*Говорят,что вода в роднике исцеляет от всех недугов.
* Во время засухи сельский люд отправляется к роднику, просить дождя.
*На крещенский праздник набирают «воду-оберег» на весь год, для себя и своих близких.
1. Ведущий: Про историю возникновения родника в селе Ильинка, мы узнали очень мало. Решив поближе прикоснуться к истории мы выяснили, .что в селе была церковь, её грубо разрушили в 30-е. годы, а на этом месте сейчас находится сельский Дом культуры.
Но всё таки в окрестностях Ильинки есть родник!
5. Ребё нок: (презентация родника «Смоленской Божьей Матери»).
*Давным – давно на окраине села, в самой низине оврага забил источник. На месте источника местным батюшкой была обретена икона «Смоленской Божьей Матери». В честь её и назван был родник.
* В народе существует легенда связанная с источником :
«Во время сильной засухи жители села вместе с батюшкой молились три дня и наконец начался сильный ливень, который шёл несколько дней.
Этот дождь спас весь урожай и жителей села от голода».
*Весной источник часто затапливало водой и местные жители решили установить колодец в верхней части улицы где он находится и сейчас.
Колодец перенесли и провели «обряд освящения воды».
При этом случае местного населения присутствовало очень мало.
*Ещё примерно 15 лет назад колодец был действующим.
На праздник в честь иконы «Смоленской Божьей Матери» ,который отмечали- 10 августа и на «Крещение» проводился обряд освящения воды.
Люди набирали чистую воду-освящённую молитвой и берегли её на всякий случай. Да и в будни, каждый путник мог напиться у чистого колодца–утолить жажду.
*В настоящее время судьба источника очень печальна.
Вода в колодце не освящалась уже давно, а значит и не имеет своей силы.
Сейчас вода в колодце не пригодна к употреблению.
Тропка к колодцу заросла бурьяном.
1. Ведущий :-До сегодняшнего дня существует родник и в селе Бахметьевка. Этот родник находится на окраине села, назван он в честь «Николая Чудотворца». В настоящее время родник совсем запущен, поэтому люди туда ходят очень редко.
Ведущий: Неподалёку от села Ильинка расположено село с интересным названием –Мяндровка. Здесь тоже есть свой родник, имеющий красивое название «Вознесение».
6. Ребё нок: (презентация родника «Вознесение»)
*Дойдя до окраины села и спустившись с крутого оврага можно найти этот источник.
*Благодаря неравнодушным людям в 2013 год родник обрёл свою новую жизнь.
* Мы не можем утверждать о случаях исцеления водой из источника «Вознесение». Но знаем что многие люди приезжают сюда чтоб набрать чистой воды из светлого родника. А вера в чудо помогает человеку всегда!.
2. Ведущий : Вот,что мы узнали о роднике Села Сеченова.
Предание гласит,что оставил Иван Михайлович Сеченов свою долю наследства крестьянскому миру сеченовской стороны Тёплого стана. И решили мужики потратить часть средств на возведение часовни в честь иконы Владимирской Божией Матери на месте светлого родника.
.7. Ребё нок:(презентация родника «Владимирской Божьей Матери»).
*Этот родник появился очень давно. В 2010 году родник возродился заново.
*Этот светлый родник даёт начало безымянному ручью,впадающему
в речку Медянку. Тропка, ведущая к святому источнику не зарастает никогда.
*В 2017 году внутри часовни установили «Поклонный крест» с иконой «Владимирской Божьей Матери»
1 Ведущий. :И конечно особой любовью пользуется Родник –«Боголюбской Божьей Матери» ,который находится в селе Болтинка, Сеченовского района. Далеко за пределами Нижегородской области славится наше село местным чудотворным источником. История возникновения источника поистине удивительна. На земле, в небольшой калужине, местным боярам явился образ «Боголюбской Божьей Матери» .Они отнесли икону в надёжное место, никому не сказав о находке.
Ровно через год,на том же месте 1 июля 1860 года снова явился образ Божией Матери. На этот раз свидетелями чуда стали местные пастухи.
Благодаря этому событию крестьяне сёл Болтинка и Александровка получили «вольные» на год раньше отмены крепостного права.
А 1 июля стало престольным праздником села Болтинка.
Муз. Руководитель : (презентация -начало)
«Родная сторонка, мне всё здесь знакомо,от первой берёзки до ветхого дома.
Зимой или летом к тебе приезжаю, нет краше, милее родимого края.
Весной равнина луговая уходит ленточкою вдаль.
А осень с журавлиной стаей приносит нам свою печаль.
Всё с детства сердцу дорогое.
Церковный звон колоколов, и небо солнцем залитое, на фоне медных куполов».
8. Ребё нок: презентация родника(«Боголюбской Божьей Матери»).
*«Родник родит речку, а река льётся, течёт через всю матушку –землю, через всю Родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит: родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня».
*На месте явления образа Богоматери забил родник с целебной водой. Святая икона по сей день бережно хранится верующими.
*Каждый год -1 июля жители сёл Болтинка и Александровка празднуют престольный праздник– «Боголюбимая» в честь иконы «Боголюбской божьей Матери».
*Воду, освящённую молитвой, люди хранят годами. При этом вода не теряет своих качеств.
*С давних пор и по сей день люди нашего села бережно относятся к своей святыне и верят в чудо исцеления родниковой водой.
*Экскурсия к святому источнику. «Часовня»* «Купель».*
*«Производство родниковой воды»
* «Любите родную природу. Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою, навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе, мы к ней относиться добрей».
2. Ведущий:
Дышит песнею звонкий родник
И пред ним я стою очарован.
Красоту эту надо хранить. И беречь её снова и снова.
Песни звон и в тебе, и во мне
Ясным днём и в любое ненастье.
Пусть поют родники по весне,
Пусть поют свои песни о счастье Песня «Родники» (исполняют дети).
1 Ведущий: Связь людей и родников очевидна. Жив родник – живо село. Но порой приходится наблюдать, как страдает источник. Так случается,когда люди забывают историю своего села, свои корни. Когда прерывается связь поколений, человек не зная своих традиций становится слабым, беззащитным перед испытаниями судьбы. Ведь глоток чистой воды- это как глоток свежего воздуха, который даёт силы идти дальше.
2 Ведущий: Как больно видеть умирающие родники, за которыми перестают ухаживать и забывают. Хорошо, что находятся неравнодушные люди, которые хотят, чтобы родники вновь стали частью нашей жизни. Приятно осознавать, что к таким людям относятся и жители нашего села Болтинка, которые совершенно бескорыстно, сообща, помогли возродиться святому источнику- роднику в честь иконы «Боголюбской Божьей Матери», низкий поклон этим людям.
Заключение:
Муз. руководитель:
Проблема экологии – одна из важнейших проблем нашего времени.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Дорогие родители,наша с вами главная задача- вырастить и воспитать защитников природы,обогатить их знаниями,научить быть милосердными, любить и беречь родную землю, воду,воздух, похозяйски и бережно распоряжаться богатствами природы.
Наши с вами дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
«Только совместно, мы сможем воспитать неравнодушных,отзывчивых на чужую боль детей - наше будущее. Именно наши дети подадут нам кружку чистой, хрустальной воды из святого родника!».
1 Ведущий: - Ребята,как вы думаете, что нужно делать, чтобы жили родники, дарили нам хрустальной чистоты воду? (ответы детей)
-«Давайте будем жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтоб на ней цвели цветы, пели птицы и журчали родники!».
(Окончание презентации)
*«Пусть на земле не умирают родники, пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остаётся в них навеки студёная и вкусная вода!».
Звучит песня в аудио-записи «Живи родник»(С. Беликов)
Список литературы:
1.«Святыни земли Теплостанской» .Н. Новгород. Печатная мастерская «Радонеж»-2019 год.
2.«История села Болтинка» (к 500 летию со дня основания).Н. Новгород: Ф. Г. У. И. П. П «Нижполиграф» -1996 год.
3. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников. М. «ВАКО»-2006 год. Т. А. Фалькович. ; Л. П. Барылкина.
4.«Родной край». М. «Просвещение»-1985 год. Р. И. Жуковская.
5.«Азбука экологического воспитания дошкольников» Н. Новгород-1994 год. В. В. Рыньков ; Т. В. Юдина.
6.«Планирование эколого-образовательного процесса дошкольников. Н. Новгород. Волго-Вятская Академия-2004 год. В. В. Порхунова.
7. Коллекция стихов о роднике. Интернет ресурсы.