Юлия Орлова
Методическая разработка Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Согласно ФГОС ДО решение задач развития детей дошкольного возраста предполагает выделение пяти образовательных областей:социально-личностной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физической. [8] Организация коммуникативной деятельности должна способствовать конструктивному общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, овладению устной речью как основным средством общения. Следует отметить, что социализация ребёнка, то, как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью.
Публикация «Методическая разработка Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками, а дети старшего дошкольного возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. Однако современные дошкольники не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что в свою очередь может служить препятствием для установления полноценного контакта между ребёнком и взрослым, другими детьми. Принимая во внимание особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо подобрать такие формы, методы и средства, при которых формирование коммуникативных умений проходило бы наиболее успешно. Основным инструментом педагогического воздействия на дошкольника, на наш взгляд, должна стать игра. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игра в свете ФГОС ДО выступает как особая форма социализации ребенка. Личность ребенка раскрывается более спонтанно именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко, раскованно. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Поэтому актуальным является изучение особенностей и уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, с целью создания условий для ее развития.
Цель:создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать инструмент диагностики коммуникативной компетенции дошкольников.
3. Изучить особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.
4. Развить коммуникативную компетентность у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно–ролевую игру.
Ожидаемые результаты:
1. Разработана карта наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста с целью выявления особенностей коммуникативной компетенции.
2. Проведено исследование и выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции.
3. Разработана программа организации сюжетно–ролевой игры.
4. Повысился уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Особенности развития коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
Компетентность рассматривается Б. С. Гершунским и Д. С. Ермаковым как осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека [4, с. 10]. При этом коммуникативная компетентность является одной из ведущих, стержневых компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, так как лежит в основе других компетенций. Коммуникативная компетентность, по мнению Н. Н. Обозова, может рассматриваться в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных взаимоотношений и условий социальной среды [6]. В характеристике коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста особое значение придаётся владению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова)[5,с. 3].
В психолого-педагогической литературе нет чёткого определения понятия «коммуникативная компетентность». Многообразие трактовок данного понятия всё же объединяет практическая направленность и указание на компоненты общения детей дошкольного возраста. Имеются в виду:
– владение вербальными и невербальными средствами общения,
– умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его,
– умение слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения,
– умение обмениваться информацией, задавать вопросы и отвечать на них,
– умение отстаивать своё мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение,
– соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и проч. [5,с. 3].
Формирование коммуникативной компетентности детей представляет собой процесс поэтапного овладения коммуникативными умениями. Поэтому Е. М. Алифановой на основе общих коммуникативных умений были выделены компоненты коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста и их составляющие. В качестве первого компонента рассматривается умение формирования коммуникативной задачи, которое включает в себя постановку цели общения, выбор вербальных и невербальных средств и прогноз результата. Следующим компонентом автором выделено умение решать коммуникативную задачу, включающее непосредственное решение задачи (поддержание контакта) и достижение результата. И, наконец, умение анализировать результат, предусматривающее соотношение конечного результата с заданной целью и оценку правильности выбранных средств [2,с. 8].
У старших дошкольников развитие коммуникативной компетентности предусматривает включение таких видов деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, затем образовательная деятельность в ходе режимных моментов и, наконец, самостоятельная деятельность детей, особенно важным становится сюжетно–ролевая игра. Эффективность работы будет зависеть в числе прочего и от умелого сочетания форм организации детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная). К семи годам ребё нок должен уметь адекватно и осознанно выбирать стиль и разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты, действия; уметь планировать игровую деятельность, рассуждая о последовательности развёртывания сюжета и организации игровой обстановки; уметь строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, развитие коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений деятельности педагога. Ведь именно успешное общение лежит в основе благополучия в социокультурном, интеллектуальном, творческом развитии детей и освоении ими различных видов деятельности.
1.2. Роль сюжетно–ролевой игры в развитии коммуникативной компетенции
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.
Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста включают в себя : желание вступать в контакт, умение организовать общение, знание норм и правил в общении со сверстниками и взрослыми.
Перечисленные критерии могут развиваться у дошкольников при наличии совместной деятельности. Одним из основных видов такой деятельности выступает сюжетно-ролевая игра.
В сюжетно-ролевой игре заложены большие возможности для развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности. [3]
В игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. [10] В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. И здесь большая роль в правильной организации общения в игре принадлежит педагогу. Он учит детей правилам поведения, обязательным при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывает у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать импульсивность, учит договариваться с партнерами, чем способствует формированию характера.
Часто детям трудно рассказать, что они чувствуют или как на них повлияло то, что они пережили, но они могут выразить все это посредством игры.
Игра для детей – это речь. Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно сюжетно-ролевая игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. [9] Таким образом, возникает общение, направленное на партнера (сначала-взрослого, а затем-сверстника).
В условиях обучения и руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны воспитателя постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Большой прогресс происходит в развитии диалогического общения.
Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
Для развития сюжета игры и коммуникативных навыков у старших дошкольников целесообразно проводить игры - придумывания. Дети самостоятельно придумывают сюжет для этой игры. В процессе подобного задания они учатся слушать друг друга, продолжать рассказ партнера. В результате дошкольники могут реализовать свои коммуникативные возможности и действовать согласованно. Дети учатся ориентироваться на партнеров-сверстников, прислушиваться к их мнению (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры.
Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативной деятельности, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребёнка.
1.3. Роль педагога в организации сюжетно–ролевой игры
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается в следующем:
1. Вовлечение детей в игру.
2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем, а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения.
В процессе своей работы педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
1.4. Особенности организации игровой среды для развития коммуникативной компетенции дошкольника
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий коммуникативную деятельность ребенка (Л. С. Выготский,Д. В. Менджерицкая,Н. Н. Поддъков,Е. А. Флерина,С. Л. Новоселова и др. [5;7].
В игровую предметно-развивающую среду входят : крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек) : предметы оперирования, игрушки – персонажи, маркеры (знаки) игрового пространства. В связи с тем, что игровые замыслы детей 5 – 6 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжета образования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих). Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, стимулирующих взаимодействие и общение детей друг с другом и детей с педагогом. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.
Глава 2. Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Результаты наблюдения за особенностями коммуникативной деятельностью
С целью выявления уровня коммуникативных навыков была составлена карта наблюдения за коммуникативной деятельностью детей старшего дошкольного возраста (см. приложение 1).
Наблюдение проводилось на базе МДОУ «Детский сад №27 «Цветик–семицветик», в старшей группе (дети 5 – 6 лет, 13 человек) в течение 5 дней, в различных видах деятельности.
Цель наблюдения:выявить сформированность навыков коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста;
Объект:группа дошкольников 5-6 лет;
Предмет:коммуникативные навыки детей 5-6 лет;
Результаты наблюдения представлены в графическом виде.
Среднее значение показателей коммуникативных навыков по группе детей (max.10)
В результате наблюдения мы выявили, что в данной группе наиболее развитыми показателями коммуникативных навыков являются участие в общении со сверстниками, сопровождение речью игровых и бытовых действий, умение принимать помощь от других и проявление желания общаться со сверстниками. Но есть показатели коммуникативных навыков, требующие дальнейшей корректировки и работы над ними для достижения более высокого уровня развития : умение разрешать конфликтные ситуации, говорить четко и понятно, соотносить свои желания с интересами других.
Глава 3. Организация работы по развитию коммуникативной компетенции через сюжетно–ролевую игру.
Учитывая результаты диагностики, для повышения низких коммуникативных навыков, нами была проведена следующая работа: Составлена картотека коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 2).
1. Разработана программа организации сюжетно–ролевой игры «Аварийно–спасательные формирования МЧС». Выбор данной темы обоснован тем, что, выполняя роли врача, пожарного, спасателя дети учатся соотносить свои желания с интересами других, решать спорные ситуации, договариваться; активно используют речь для общения, объяснения, разъяснения.
Программа организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста «Аварийно– спасательные формирования МЧС»
Цель:создание условий для активной коммуникативной деятельности детей в сюжетно–ролевой игре.
Задачи:
- обогатить предметно – игровую среду группы;
- способствовать развитию игровых умений детей (выполнять действия согласно роли, обсуждать замысел игры с партнерами, учитывать их точку зрения, участвовать в распределении ролей);
- обогатить словарный запас ребенка словами, терминами, понятиями.
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Срок реализации:5 месяцев.
Подготовительный этап
1. Организация предметно-игровой среды
Обогащение среды в группе:
- организации штаба службы спасения (стол, телефон, журнал для записи);
- изготовление атрибутов роли (носилки, экипировка для спасателей и медицинской и пожарной служб);
- крупный строительный материал;
- неструктурированный материал (ткани, коробки и др.)
Обогащение среды на участке: диспетчерский уголок, атрибуты роли, палатка, неструктурированный материал.
Основной этап
Задачи:
- закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры;
- использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал;
- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть;
- формировать такие качества как, сочувствие, отзывчивость, коллективизм.
Воспитатель - дети Воспитатель – дети - родители
1. Обогащение опыта детей
Просмотр видеороликов о работе МЧС
Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Пожар»,С. Михалков «Дядя Степа»,«Рассказ о неизвестном герое»,Л. Толстой «Пожарные собаки».
НОД «Отважные спасатели МЧС».
Цель:закрепить знания детей о профессии спасателя. Экскурсия в пожарную часть, в медицинский кабинет. Интерактивная игра «Смелые пожарные».
Цель:обогащение знаний детей о профессии пожарный. Встреча с интересными людьми «Моя мама - врач»,«Мой папа-пожарный».
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность
1 этап. Обыгрывание отдельных игровых сюжетов :
Сюжетно–ролевая игра «МЧС–спасатели»;
Сюжетно–ролевая игра «Больница»;
Сюжетно–ролевая игра «Скорая помощь»;
Сюжетно–ролевая игра «Мы – пожарные». (Приложение 3).
Игра – путешествие «Пожарные на учениях».
2 этап. Объединение отдельных сюжетов в единую сюжетную линию.
Сюжетно–ролевая игра «Аварийно – спасательные формирования МЧС». (Приложение 4)
Перенос игровых сюжетов в домашние условия «Домашний игровой уголок дошкольника» (Приложение 5).
Консультация для родителей «Сюжетно–ролевые игры дома» (Приложение 6)
Завершающий этап
Повторная диагностика коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Повторное наблюдение проводилось через 5 месяцев.
Среднее значение показателей коммуникативных навыков по группе детей (результаты первичной и повторной диагностики)
После проведения повторного наблюдения во время разных видов деятельности выявлено, что низкие показатели коммуникативных навыков повысились : опираясь на личный опыт, дети умеют логически рассуждать, анализировать с доказательствами, отстаивая своё мнение, выбирают помощников или консультантов, говорят четко и понятно, соотносят свои желания с интересами других. Иногда в играх имеют место возникающие трудности в согласовании замыслов, в решении спорных вопросов и умению улаживать конфликты с помощью речи (убеждать, доказывать, объяснять). Также у детей наблюдалась положительная динамика сопровождения речью игровых и бытовых действий, которая проявляется во время ролевого взаимодействия с партнерами – сверстниками как умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. После проведения ряда мероприятий по развитию коммуникативных навыков значительный результат виден у данных показателей: готовность выручить сверстника или оказывать помощь. Следовательно, сюжетно-ролевая игра способствует активизации коммуникативных навыков и формированию межличностных отношений старших дошкольников.
Заключение
ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, среди которых: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать компетентную, креативную, социально-адаптированную личность, способную ориентироваться в информационном пространстве. Личность, умеющую отстаивать свою точку зрения, способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. А обучение рассматривается в контексте игровой деятельности. И не случайны выводы ученых и психологов – «чтоб ребенок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть».
Таким образом, в ходе исследования поставленная цель достигнута и доказано, что сюжетно-ролевая игра - благоприятное условие для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель - привлекательный игровой партнер для ребенка, привносящий в детскую игру новое содержание и новое умение, делающий процесс познания интересным и занимательным. Четко выстроенная педагогом работа по организации сюжетно-ролевых игр содействует решению проблем, связанных с коммуникативными барьерами. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе детского психолога, воспитателей и родителей при решении проблем общения детей в старшем дошкольном возрасте.