Екатерина Евгеньевна Шавлак
Методическая разработка «Система мероприятий направленных на физическое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования администрации
Ермаковского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Танзыбейский детский сад»
Е. Е. Шавлак
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА ТЕМУ:
«СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРВЛЕННЫХ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ»
Методическая разработка
Ермаковский район
2016
Автор-составитель Шавлак Екатерина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ «Танзыбейский детский сад»
Публикация «Методическая разработка „Система мероприятий направленных на физическое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Шавлак, Е. Е. План самообразования на тему: «Системы мероприятий, направленных на физическое развитие детей»[Текст] : методическая разработка / Е. Е. Шавлак. – : МБДОУ «Танзыбейский детский сад», 2016.- 22 с.
Аннотация
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Мы применяем народные игры и игровые подражательные движения, как на физкультурных занятиях, так и во всех режимных моментах; используем народные подвижные игры в дыхательной гимнастике, закаливающих процедур, в утренней гимнастике и в самостоятельной детской деятельности.
Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в уже изученные теоретические положения и дает практические рекомендации для работников дошкольных образовательных организаций в вопросах физического развития детей.
Содержание
Введение….4
1. Значение физического развития в жизнедеятельности детей…6
2. Принципы, отражающие закономерности физического развития…. 11
3. Целостность учебно – воспитательного процесса….13
4. Индивидуальный план самообразования…. 15
5. Описание работы по самообразованию…. 16
Заключение…. 20
Список литературы…. 21
Приложения…. 23
Введение
В системе общечеловеческих ценностей высокий уровень здоровья, физической и двигательной подготовленности является фундаментальной основой, обуславливающей возможность полномасштабной реализации потенциальных способностей индивида. Вместе с тем результаты собственных исследований, данные педагогической и медицинской статистики, убедительно свидетельствуют о резком ухудшении физического, психического и нравственного здоровья, понижение резервов жизнедеятельности человека.
В современных социально - экономических, геополитических и образовательных условиях вопросы сохранения здоровья детского населения становятся приоритетными в деятельности государства и общества. Учёные и практические работники тождественны во мнении о важнейшей и, более того, решающей роли дошкольного периода онтогенеза человека для становления личности детей и подростков, создания фундаментальных предпосылок для их гармоничного развития и рациональной подготовки к дальнейшей жизнедеятельности. Этот период особенно важен для становления культуры здоровья, как фундаментальный этап для последующего развития и самореализации человека.
Современная педагогическая виктимология подтверждает положение отечественного психиатра В. П. Кащенко о том, что родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях. Здоровье человека предопределяется психофизиологическими особенностями ребенка, условиями социальной и экологической среды, но во многом зависит и от образа жизни человека и его ближайшего социального окружения. Данное обстоятельство обуславливает необходимость и актуальность поиска эффективных способов сохранения здоровья и формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста.
Низкую эффективность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях подтверждают результаты оценки физического состояния детей, полученные в течении нескольких лет. Мною отмечено, что менее половины детей в дальнейшем в состоянии выдерживать социальные, психические, физические нагрузки и интенсивный учебный график школы и хорошо адаптироваться к ним. Учитывая результаты проведенного анализа состояния здоровья, физического развития и подготовленности, отношения к физической культуре и спорту, можно констатировать, что сложилась проблемная ситуация, которая заключается в противоречии между уровнем требований системы среднего образования и недостаточной оздоровительной эффективностью занятий по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях.
Актуальность изучаемой проблемы определяется необходимостью теоретического изучения и апробации системы мероприятий направленных на развитие физической культуры детей 3 – 7 лет в культуросообразном пространстве дошкольного образовательного учреждения.
Цель работы: изучение и создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Теоретическое изучение литературы по данной проблеме.
2. Составление индивидуального плана самообразования.
3. Подбор методик, методов и приемов работы, направленных на формирование физического здоровья дошкольников.
4. Апробация системы мероприятий направленных на формирование физического здоровья дошкольников.
5. Привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми.
Значение физического развития в жизнедеятельности детей
В психологических исследованиях А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Э. В. Ильенкова, А. И. Мещерякова, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др. движение и действие интерпретируются как фундаментальное основание развивающейся психики ребенка, ее когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Психологами приоткрыт отнюдь не метафорический смысл таких выражений, как «ручное мышление» (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, С. Л. Новоселова, «двигательное воображение» (В. Т. Кудрявцев).
В последние годы общеразвивающий потенциал двигательной активности становится предметом проектирования в русле ряда образовательных проектов (программы «Старт», «Театр физического воспитания», программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с дошкольниками В. Т. Кудрявцева и др.).
Сегодня, оздоровление детей в ДОУ должно трактоваться не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
Здоровье детей включает в себя характеристики физического и психического развития, адаптационные возможности организма. Исходя из этого, по мнению М. В. Андроповой, состояние здоровья детей должно оцениваться по следующим направлениям : физическое развитие, развитие движений, уровень зрелости нервных процессов, психическое развитие, адаптационные возможности.
Здоровье детей - самый важный вопрос для родителей, работников детских дошкольных учреждений и педагогов школ. По данным Минздрава России, за последнее десятилетие здоровых дошкольников около 10 процентов, школьников - от 5 до 10 процентов, при этом 79 процентов детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. Министерство образования России обращает внимание руководителей органов управления образованием на здоровьесберегающую организацию учебного процесса. Над злободневной темой охраны здоровья детей постоянно работают специалисты отделов образования, педагоги и воспитатели. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна строиться по принципу «не навреди» и быть направлена на развитие индивидуальности каждого ребенка, на сохранение эмоционального благополучия и здоровья детей.
Анализ региональной образовательной деятельности дошкольных учреждений показывает, что существует значительный разрыв между целями и результатами практической работы дошкольных учреждений по причине:
- слабой ориентации педагогов в современном программно-методическом обеспечении;
- преобладание учебно-дисциплинарных методов в работе с детьми;
- недостаточной психолого-педагогической, валеологической, методической подготовкой педагогов;
- развитие валеологических, коммуникативных, экологических, конструктивных умений и навыков руководящего, медицинского и педагогического состава ДОУ находится пока еще на недостаточно высоком уровне.
Известно, что здоровье ребенка формируется и определяется всей совокупностью социальных, экономических, природных и генетических факторов. Именно в детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. И решать этот вопрос надо в первую очередь – обеспечением общей физической подготовленности детей средствами физкультуры.
Проанализировав образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы», считаю, что рекомендации по организации двигательного режима в полном объеме не решают проблемы удовлетворения детей в движении. Необходимо его наполнять новыми, современными формами работы, интенсивными методами закаливания.
В методической литературе и периодической печати предлагалось множество нетрадиционных форм работы с детьми, путей и способов создания двигательного режима в детском саду. Наиболее интересными, заслуживающими внимания, на мой взгляд являются рекомендации к организации двигательного режима Л. Н. Пустынниковой и В. Г Алямовской. Кандидатом педагогических наук В. Г Алямовской из г. Нижнего Новгорода разработана авторская программа «Здоровье». Это комплексная система воспитания ребенка – дошкольника, здорового физически; разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства. Она включает в себя 4 основных направления : обеспечение психологического благополучия; охрану и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям. Каждое направление реализуется несколькими целевыми программами, которые рассчитаны на все возрастные группы детей и охватывают все виды деятельности.
Комплексную систему физического воспитания детей решает целевая программа «Группы здоровья», которая направлена на решение следующих задач: укрепление здоровья детей; создание условий для реализации потребности в активной деятельности, через систему оздоровительной работы. Осуществлять эти задачи позволяет основной раздел программы – организация двигательной деятельности детей в ДОУ.
Для организации двигательной деятельности детей в детском саду В. Г. Алямовской предложены следующие формы работы: ежедневно в группах детей от 3 до 7 лет проводить три физкультурных мероприятия : утреннюю гимнастику; физкультурное занятие и гимнастику после дневного сна. Это позволит создать оптимальный двигательный режим. Кроме того, рекомендуется ежедневно проводить одно-два музыкальных занятия, связанных с движениями; ритмику, спортивный досуг или музыкальные развлечения. Таким образом, организованной двигательной деятельности детей отводится ежедневно не менее 1,5–2 часов. Физические мероприятия проводятся на свежем воздухе, начиная с младшей группы. Одно физическое занятие и гимнастика после дневного сна проводятся в физкультурном зале.
Основная цель гимнастики после дневного сна – обеспечить профилактику нарушений осанки. Этому способствует кроме физических упражнений контрастная воздушная ванна и специальные водные закаливающие процедуры. Как и утренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей и включает также оздоровительных бег.
Наиболее важным физкультурным мероприятием являются физкультурные занятия. Они проводятся воспитателями, музыкальными работниками, физоргами и тренерами – специалистами. Ежедневные физкультурные занятия дают возможность более целенаправленно учить детей организовывать индивидуально-подгрупповое обучение по различным программам с учетом состояния здоровья и интересов детей.
Одной из обязательных составляющих занятий является введение специальных оздоровительных мероприятий. Это бег в медленном темпе, развивающий выносливость и циклические движения, которые должны составлять не менее 2/3 двигательного режима и обязательно сочетать занятия с закаливающими процедурами. Занятия проводятся длительностью 20-40 минут, в зависимости от характера нагрузок, содержания материала, настроения детей и погодных условий.
Помимо основных форм физкультурных занятий, 3-4 раза в месяц в детском саду проводятся занятия из серии «Забочусь о своем здоровье». На этих занятиях дети учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, разминки в постели, оказанию первой медицинской помощи и т. д.
Такие формы работы позволяют удовлетворить потребность детей в движении; создать в детском саду оптимальный двигательный режим, результатом чего будет повышение уровня здоровья детей; воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях будут способствовать оздоровительный бег, физкультурные занятия и гимнастика.
Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности – выражает основные закономерности построения занятий в физическом воспитании. Это один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность и преемственность между занятиями, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип обеспечивает развитие морфофункциональных свойств организма, которые развиваются и совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения».
Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического воспитания как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Она выражает поступательный характер и гарантирует развивающий эффект системы физических упражнений и обуславливает усиление и обновление воздействий в процессе физического воспитания. Динамичность нагрузок зависит от закономерностей адаптации к ним ребенка. Нормирование нагрузки основывается на принципе адаптивного сбалансирования динамики нагрузок.
Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходит волнообразно и обеспечивает развивающее - тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что обеспечивает повышение тренированности, улучшает физическую подготовленность ребенка.
Формирование двигательных умений и навыков, физическое образование ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются в физическом воспитании на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания (т. е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка).
Целостность учебно-воспитательного процесса
Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья детей. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.
Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.
Важно обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий. Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.
Обновление содержания образования – это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.
Также ценны создание здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей. Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания, возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.
Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Примет такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.
Для формирования культуры здоровья детей необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя в каждом образовательном учреждении.
Индивидуальный план самообразования
Месяц Формы работы
Сентябрь Подбор литературы. Изучение опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов работающих над данной проблемой.
Октябрь Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни.
Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков.
Ноябрь – декабрь Подбор комплексов подвижных игр, утренних гимнастик, спортивных развлечений, физминуток, методик направленных на физическое развитие ребенка.
Январь – февраль Апробация системы мероприятий направленных на формирование физического здоровья детей.
Март – апрель - май Работа с родителями в вопросах сохранения здоровья детей (анкетирование, консультации, «Дни здоровья», совместные экскурсии, фотовыставки, «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.).
Описание работы по самообразованию
Изучив литературу, современные методы и подходы к данной проблеме, наметив для себя план дальнейшей работы, я провела диагностику детей средней группы на предмет физического развития, по диагностическому журналу Т. Э. Токаевой «Мониторинг физического развития».
Проанализировав результаты мониторинга, было отмечено, что менее 20% детей справляются с требованиями программы в данном возрастном периоде. Данные представлены в диаграмме 1. «Результаты первичного мониторинга»
После этого, я стала уделять больше внимания на физическое развитие детей. Так как в нашем саду не имеется физического инструктора, работу выполняла сама. Каждый день мы выполняли различные физкультурные и музыкальные упражнения, увеличила количество подвижных игр, связывала самостоятельную деятельность детей с выполнением движений и физическими нагрузками, в комплексы утренних гимнастик включила спортивные атрибуты для большей нагрузки, разнообразила комплексы гимнастик после сна. Стали больше времени проводить на свежем воздухе.
В результате, дети стали активнее, повысились физические качества, такие как ловкость, выносливость и координация. Дети с удовольствием стали ходить в сад.
Комплексы гимнастик, картотеки игр, музыкальные упражнения и физкультурные развлечения представлены в Приложении 1.
После проведенной работы, которая проходила в течение 5 месяцев, с января по май 2016 года, я провела повторный мониторинг, который показал увеличение процента высокого уровня физического развития детей. Результаты представлены в диаграмме 2. «Результаты повторного мониторинга».
Из этого следует вывод, что проведенная работа является результативной, и проходить она должна в системе. Гимнастики, занятия, игры и развлечения, проведение которых, должно стать ежедневным правилом каждого педагога.
Ведь, мы, педагоги, несем ответственность за то, в какой физической форме и с каким физическим здоровьем наши дети начинают жизненный путь. И зарождение привычки здорового образа жизни и основ охраны собственного здоровья начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Диаграмма 3. «Сравнение показателей мониторинга до проведения мероприятий направленных на физическое развитие и после».
Система мероприятий, означает не только воздействие со стороны детского сада, но и семьи.
За это время, была проведена работа с родителями по теме физического развития детей и основам охраны здоровья. Были проведены консультации, «День здоровья», спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», родители оформляли фотовыставку на тему «Мы любим спорт», проводили анкетирование на тему «Уровень физического развития Вашего ребенка» и другое. Приложение 2. Большинство родителей увидели, что уровень физического развития детей не высокий и принимали активное участие со стороны семьи.
Заключение
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – всё это дает положительный эффект в нашей работе. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей ребенка: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Выполняя работу системно, в тесном сотрудничестве с семьей результат не заставляет себя ждать. Важно осознавать что проблема отставания в физическом развитии в нашей стране, с каждым годом становится все глобальнее. И педагоги в силах исправить эту ситуацию при правильном подходе к ситуации и системной работе.
Список литературы:
1. Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» /К. Ю. Белая, В. А. Зимонина. - М. : Просвещение, 2000. – 94с.
2. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования. / Л. Д. Глазырина. - М. : 1999. – 144с.
3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. / В. А. Зимонина. - М. : ВЛАДОС, 2003.-304с.
4. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников. /О. В. Козырева. – М. : Просвещение, 2006.-115с.
5. Ксенда О. Г. Комплексы развивающих игр для дошкольников. / О. Г. Ксенда. – Мозырь. : ООО ИД «Белый ветер», 2004.-86с.
6. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. / М. Н. Кузнецова. - М. : АРКТИ, 2002. – 64 с.
7. Мащенко М. В. Физическая культура дошкольника : пособие для педагогов дошк. учреждений, методистов по физ. воспитанию. / М. В. Мащенко. – Минск. : Ураджай, 2000.-125с.
8. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. / О. Н. Моргунова. - Воронеж, 2005. – 127с.
9. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста. / Л. И. Пензулаева. - М. :ВЛАДОС, 2004.-113с.
10. Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. / М. А. Рунова. - М. : 2000. – 256 с.
11. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. / Н. Семёнова. - СПб 2004. – 87 с.
12. Хухлаева В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. / В. Хухлаева. – М. : 1984.
13. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. / И. В. Чупаха. - М: 2003. - 143 с.