Татьяна Ускова
«Путешествие по зимнему лесу». Совместная деятельность с детьми средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольно образовательное учреждение
детский сад № 36 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Путешествие по зимнему лесу»
Совместная деятельность с детьми средней группы
(Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникации», «Музыка»
с использованием моделирования).
Автор: Воспитатель ГБДОУ № 36
Ускова Татьяна Владимировна
Санкт-Петербург
«Путешествие по зимнему лесу» (средняя группа)
Публикация «„Путешествие по зимнему лесу“, Совместная деятельность с детьми средней группы» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Цель: 1. Обобщить знания детей о жизни лесных животных и растений
зимой;
2. Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе (холод, снег, короткий день) и поведением зверей (изменение окраски шерсти, запасы на зиму, спячка);
3. Развивать доказательную речь;
4. Развивать воображение, логическое и образное мышление детей.
Занятие проводится в виде игры – путешествие по сказочному зимнему лесу. В помещении (зал, холл или др.) вдоль стен устанавливаются заснеженные ёлки, другие деревья, пеньки. В разных местах спрятаны лесные обитатели (ворона, белочка, зайчик, лиса, медведь). На полу белое покрытие (снежный покров). В занятии участвует снеговик (взрослый).
Ход работы:
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: я прочту вам стих, вы внимательно послушайте, а потом расскажите, о каком времени года идет речь.
Улетели птицы в дальнюю дорогу,
Улеглись медведи по своим берлогам,
У березки на плечах пышная обнова,
Ручек в лесу зачах в ледяных оковах.
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
(Зима)
И. Суриков.
А как вы узнали?
Ответы детей.
Правильно, молодцы! Да, к нам пришла красавица-зима! Сколько снега кругом! Вон какой-то бугорок (подходят).
Бугорок шевелится.
Вот так чудо! Ой, ой, ой!
Бугорок-то живой!
Замело кого-то снегом.
Вот беда, беда, беда!
Ребята, а вы знаете, кого замело снегом?
Ой, да это Снеговик!
Эй, Снеговик, вставай!
Да скорей нам отвечай.
Ребята, давайте поможем Снеговику. (вытаскивают).
Снеговик: Здравствуйте, ребята!
Я – веселый Снеговик
И не мал, и не велик.
К вам я в гости торопился,
Да в сугроб вот провалился.
Воспитатель: Снеговик, ты попляши,
Да детишек рассмеши!
Игра-танец “Снеговик”
Снеговик: Ребята, а зачем я сюда спешил?
Что-то сообщить решил.
А, вспомнил!
Приглашаю всех вас в лес,
Полный сказок и чудес.
Воспитатель: А как в лес мы попадем,
Не пешком же мы пойдем?
Снеговик: Это право ерунда!
Санки нас домчат туда.
По тропиночкам пойдем.
Воспитатель: На санках это хорошо!
Ребята, какие бывают санки?
Ответы детей: деревянные, блестящие, красивые, быстрые.
Воспитатель: А еще санки бывают “хитрые”.
О них нам сейчас расскажут дети.
Хитрые санки
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки с места и бегом.
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.
И. Бурсов.
Взявшись за руки, на воображаемых санках, под музыку, дети отправляются в путешествие.
На опушке леса останавливаются, чтобы рассмотреть поляну.
Звучит музыка. Дети ходят и рассматривают поляну.
Воспитатель читает стихи:
Белым пухом покрыта дорожка.
Как прозрачен воздух зимой!
Постою, полюбуюсь немножко,
Как снежинки летят надо мной.
Их повсюду зима рассыпает,
Дарит всем серебристый наряд.
Будто сказка вдруг оживает,
И снежинки кружатся, летят.
Каждый лучик снежинки как точен,
Так прекрасны они и нежны,
Так красивы, что хочется очень
Мне снежинки собрать, как цветы!
М. В. Сидорова
Воспитатель: Дети, мы уже не взале.
В лес волшебный мы попали.
Тишина кругом стоит,
Белый, белый снег лежит.
Лес пустой, никого нет.
Воспитатель:
Это не так. Давайте поищем. Посмотрите, сколько деревьев в лесу. Осенью, вы помните, было много ярких, разноцветных листьев. Куда они пропали, как вы думаете?
Ответы детей: Деревья приготовились к зиме – листву сбросили (листья
опали, т. к. холодно, нет тепла, воды – один снег кругом).
Снеговик: А сколько следов вокруг.
Интересно, чьи это следы и куда они нас приведут?
Дети объясняют, что следы принадлежат вороне. Это такая большая серая птица с черными крыльями и хвостом. У нее крепкие ноги и большой клюв. Ворона всеядная (питается всем, что найдет). Поэтому она не улетела в теплые края, а осталась зимовать. Ворона – зимующая птица. (След обрывается возле елки).
Снеговик: А куда же делись следы?
Дети объясняют. (ворона взлетела на дерево).
Воспитатель: А что это за дерево такое красивое?
Загадка: Ну и платье!
Сплошь иголки,
его носят вечно. (елки).
Воспитатель: Посмотрите, посмотрите. Кто это там наверху?
Пушистый маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Мелькает меж ветвей, -
Всех проворней и быстрей.
(белка).
Ребенок: А я знаю стихотворение о белочке.
Белка прыгает, да ловко!
Ищет по лесу кладовку,
Где она когда-то в спешке
Спрятала свои орешки.
Т. З. Прописнова.
Снеговик: А где белочка живет?
Чем она питается?
Сейчас в лесу ничего нет, один снег.
Дети объясняют снеговику, что белочка живет в дупле высоко на дереве. Питается она орешками, сушеными грибами, ягодами, семенами из шишек. Все это она заготовила заранее.
Белочка умеет быстро перебираться с дерева на дерево – это ее спасает от врагов. Да и цвет шкурки она поменяла, он стал такой же, как цвет дерева (серый, чтобы ее не заметили. Хвостик у белочки большой, пушистый. Им белочка покрывается в дупле, как одеялом от холода.
Снеговик: Вот какой замечательный зверек эта белочка. Давайте,
заберем ее с собой. Сейчас я залезу на дерево и достану ее.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можем мы взять белочку с собой?
Ответы детей: Белочку нельзя брать с собой, т. к. она лесной житель и
привыкла жить на свободе. Здесь ее дом.
Снеговик: Хорошо, хорошо. Я все понял, мы не будем забирать белочку
из ее дома. Смотрите, еще чьи-то следы. Только они идут не
прямо, а петляют, как будто кто-то хочет нас запутать (следы
зайца).
Воспитатель: Кто это здесь у нас прячется?
Вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в шубке серой – летом.
(зайчик).
Воспитатель: Снеговик, а ты знаешь что-нибудь про зайчика?
Снеговик: Нет, не знаю.
Воспитатель: Дети тебе расскажут.
Это заяц-беляк. Он зимой не спит. Голодно ему – травки нет. Приходится ветки с кустов и кору с деревьев глодать. И норки у зайчика нет. Спит в снегу под кустом или под елочкой. Страшно зайчику, он все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Спасаясь от врагов, заяц петляет, запутывает свои следы и возвращается на прежнее место. Еще зайчика спасает шерсть, она у него зимой белая как снег, пушистая. Притаится зайчик в снегу, его и не видно. Так и живет всю зиму.
Ребенок: Я хочу прочитать вам стихотворение про зайцев.
Поменяли шубки зайки,
Разбежались по лужайке.
Шубки белые у всех,
То ли зайки, то ли снег.
Т. З. Прописнова.
Воспитатель: Ой, ребятки, я что-то замерзла. Давайте, мы с вами поиграем и
заодно погреемся.
Снеговик: А в какие игры вы, ребята, играете зимой?
Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах. Играем в снежки.
Снеговик: Я тоже люблю играть. Давайте, вместе поиграем.
Игра в снежки (музыка и слова Н. Вересокиной).
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело!
Любим все морозный день.
Нам в снежки играть не лень!
Хлоп, хлоп, не зевай,
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай!
Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Снеговик: Как много стало снега! Смотрите, здесь опять чьи-то следы.
Воспитатель: Что это за рыжий огонек промелькнул за деревьями?
Загадка: Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
в деревне кур крадет.
(лиса).
Воспитатель: Дети, а что вы знаете про лису?
Ответы детей: Шерсть у лисы густая, теплая, пушистая, золотистая.
Пушистый длинный хвост при беге служит ей рулем.
Маленькие черные глазки хорошо видят в темноте. Уши
стоячие, всегда на стороже (у лисы хороший нюх и слух).
Зимой лиса ловит мышей - “мышкует”.
Снеговик: А про лисичку знаете стихотворение?
Ребенок: Хочу рассказать вам стихотворение о лисичке.
Распустила хвост лисица
И замерзнуть не боится,
А чтоб не было беды,
Заметает им следы.
Т. З. Прописнова.
Какое замечательное стихотворение. Давайте, поиграем с лисичкой.
Игра “Лиса и заяц” (слова и музыка С. Г. Насауленко).
Зайка, зайка замерзал в лесу.
Встретил зайка хитрую лису.
Мы лису прогнали вон
И позвали зайку в дом.
Зайка, с нами поиграй,
Поиграй, поиграй!
В хоровод скорей вставай,
В хоровод вставай.
Снеговик: Ой, смотрите, какой большой сугроб! Но следов вокруг не
видно. Как вы думаете, чей это домик?
Дети: Это домик медведя.
Снеговик: А как он называется?
Дети: Берлога.
Воспитатель: Правильно. А почему же следов вокруг не видно?
Ребенок: Я знаю (читает стихотворение)
Спит медведь зимой в берлоге,
Он не бродит по дороге.
Лапу знай себе сосет,
Ждет, когда весна придет.
Т. З. Прописнова.
Воспитатель: А вы знаете, почему медведь всю зиму спит и ничего не ест,
только лапу сосет? Летом медведь накапливает подкожный
жир – становится толстым, а зимой впадает в спячку и
питается этим жиром. Всю зиму он из берлоги не выходит,
спит до весны, пока не появится солнце и все начнет цвести.
Воспитатель: Снеговичок, посмотри, что у нас еть. Это подарки – угощение
для лесных жителей. Угости, пожалуйста, ими наших новых
знакомых.
Снеговик: Ой, спасибо вам большое! Только я боюсь все гостинцы
перепутать. Пусть ребята мне помогут разобраться, кто что
любит.
Игра “Кто что любит?” с карточками-моделями (питание животных).
Снеговик: Ну вот, теперь я все понял. Спасибо вам, ребята! Много
интересного и полезного узнал я от вас сегодня.
Воспитатель: А теперь, ребята,
Пришла пора прощаться
И с лесом расставаться.
Звонко бубенцы звенят,
Все мы едем в детский сад.
Дети вместе со Снеговиком “на саночках” отправляются в детский сад.
Список использованной литературы:
1. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г;
2. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», «Детсво-Пресс», 2006г
3. Т. А. Шорыгина «Экология для малышей», «Прометей», 2002г;
4. Л. А. Владимирская «От осени до лета», «Учитель», 2003г
5. И. Каплунова, И. Новоскольцева, «Праздник каждый день», «Композитор», 2007г