Елена Поваляева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
Цель: Закрепление и обобщение представлений детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, о времени года зима, о пространственных отношениях.
Задачи:
«Социально – коммуникативное развитие» :
• Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.
• Приучать детей общаться спокойно без крика.
«Познавательное развитие» :
• Продолжать формировать умения узнавать и называть треугольник, круг, квадрат.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
• Обследовать форму этих фигур зрительно и на ощупь, находить сходство и различия между геометрическими фигурами, группировать их по цвету и форме.
• Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, высоте, а также закреплять сравнивать два предмета; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее – короче, выше – ниже);
• Подбирать предметы по цвету и форме.
• Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду).
«Речевое развитие» :
• Воспитывать умение слушать новую сказку, следить за развитием действия.
• Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов.
• Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение определять геометрические фигуры на ощупь.
«Художественно – эстетическое развитие» :
• Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.
• Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.
«Физическое развитие» :
• Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности.
Предварительная работа: Дидактическая игра: «Подбери по цвету», «Найди что назову», разучивание пальчиковых игр: «Дом и ворота», «Во что превращается круг», танец «Пришли звери на ёлку», рассматривание иллюстраций про зиму, чтение стихов про зиму, чтение сказки «Теремок».
Материалы и оборудование: Объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в занимательном исполнении; коврограф с изображением домика – теремка из цветных фигур на липучках; конверт с изображением плоскостной фигуры «Замок». Геометрические плоскостные фигуры «Ключи от замка», ширма, три мешочка (красного, желтого, синего цвета); фонограмма, магнитофон.
Ход образовательной деятельности:
Дети входят в группу. Звучит фонограмма «Звуки природы» (утро в зимнем лесу).
Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Посмотрите, пожалуйста, какой красивый у меня наряд, а как вы думаете, кто я? (ответы детей). Я, зимушка- зима, и я пришла к вам в гости и хочу с вами поиграть. А вы хотите со мной поиграть?
Воспитатель: Я приглашаю вас сейчас отправиться со мной на прогулку в зимний лес. Вы хотите? Наш путь будет далёк. Чтобы мы с вами не замёрзли, давайте скорее оденемся потеплее.
Игра: Одеваемся на прогулку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Собираемся гулять!
Мы штанишки надеваем,
Сапоги не забываем,
Свитерочки мы наденем,
Шубки дружно застегнём,
Не забудем шапку, шарфик,
А на ручки рукавички, две красивые сестрички.
Вижу вы тепло одеты,
А теперь мои друзья,
В путь дорогу нам пора.
По тропиночке пойдём,
Логоритмическая игра: «Мы шагаем по сугробам
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым,
Поднимайте повыше ногу,
Вот какие высокие сугробы
Шагаем смело мы вперёд,
Много нас открытий ждёт.
Воспитатель: Вот мы и вышли на полянку. Как красиво в лесу. Давайте, подышим свежим воздухом ( дыхательная гимнастика: вдох через нос, выдох через рот)
Посмотрите вокруг, снежинки, будто пушинки, летают, кружатся в воздухе. Их так много, что они засыпали всю землю.
Дыхательная гимнастика Ой! На мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладони опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, вытянув и округлив губы, дуйте долго, вот так (показ). Опять снежинки прилетели. Сдуем и их. Как красиво искрятся наши снежинки
(Красивая музыка)
Пойдёмте дальше. Посмотрите ребята, на полянке играют зайчата. Ой, а за ними наблюдает хитрая лисица. Она, наверное, хочет поймать и скушать зайчат. Давайте мы их спрячем от лисы. (дети садятся за стол).
Дидактическая игра «Спрячь зайчат» (дети индивидуально выполняют задание)
На столах для каждого ребёнка приготовлены карточки голубого цвета, на которых наклеены по 2 геометрических фигуры с изображением зайчат, в тарелочках лежат по 3 геометрических фигуры голубого цвета. Задача детей подобрать нужную геометрическую фигуру. (воспитатель проговаривает с детьми названия геометрических фигур)
Воспитатель: Вот какие мы с вами молодцы! Помогли спрятаться зайчатам от хитрой лисы.
Воспитатель: (Приглашает детей к коврографу (это полянка, на котором вышит дом с воротами. На воротах висит замок).
Посмотрите:
На полянке вырос дом
С крышей, с кругленьким окном.
Это не простой домик.
Этот домик – теремок.
Сейчас я расскажу вам сказку про наш теремок. Как вы думаете, ребята, какие сказочные герои могут тут поселиться? В нём будут жить не зверюшки, а совсем другие герои. Хотите узнать, кто это? Тогда располагайтесь поудобнее на нашей полянке и слушайте.
Сказка будет не простая –
Интересная такая:
Будем слушать и играть
И фигурки узнавать.
На полянке теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Из леса на полянку вышел Треугольник.
Посмотрите, у треугольника есть три стороны и три угла.
Кто сможет их показать?
Сколько у треугольника сторон? Давайте вместе посчитаем! Вот и познакомились мы с первым героем нашей сказки.
Подошел Треугольник к воротам,
Видит – заперты ворота.
(Треугольник подходит к воротам и стучит)
Треугольник. Дверь, дверь отворись
Теремочек, отопрись, отопрись!
Воспитатель: Давайте поможем Треугольнику дверь открыть. А помогут нам волшебные слова. Поднимите ручки и сомкните их.
Пальчиковая игра «Замок»
Воспитатель: Открылась дверь.
Воспитатель: Спасибо, дети за помощь! Дальше сказку послушать хотите? Зашел Треугольник в теремок и стал жить – поживать, радоваться и песни петь.
Песня Треугольника:
Ты на меня, ты на меня,
Дружочек, посмотри.
Ведь у меня, ведь у меня
Всего, всего по три:
Три стороны имею я
И ровно три угла,
И очень прыгать и скакать
Люблю я – ла-ла-ла!
Воспитатель: Протяните ваши ручки, а весёлый треугольник по ним попрыгает.
(Дети протягивают руки вперёд. Треугольник перескакивает с руки на руку с угла на угол и поё т: Прыг-скок, прыг-скок, прыгай, прыгай, уголок»).
Вот какой весёлый треугольник! (вешает треугольник на коврограф)
А с другими сказочными героями познакомиться хотите? Тогда слушайте сказку дальше.
Стало Треугольнику скучно в теремке жить одному. Посмотрел он в окошко, видит – катится Круг.
Воспитатель: Подкатился Круг к теремочку и спрашивает:
- Кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живёт?
Треугольник: Я – весёлый Треугольник.
А ты кто?
Круг: А я – кружок.
Меня пустишь в теремок?
Треугольник: А что ты умеешь делать?
Круг: Я умею с горочки кататься. Знаешь, как это здорово!
Треугольник: Не знаю, А ты покажи!
Круг: Я бы показал, да горки здесь нет.
Воспитатель: (обращается к детям). Как же быть? Как можно помочь кругу?
(выслушивает ответы детей и подводит их к мысли, что горку можно сделать из рук; показывает: одну руку нужно поставить вертикально, а вторую под наклоном к ней. Дети делают «горку».)
Круг: Какие вы молодцы, сколько горочек сделали! Ух, прокачусь! (Круг катится по рукам детей, напевая: «Вот качусь я вверх, вот качусь я вниз»)
Воспитатель : Ребята, почему Круг так легко катится? ( Подводит детей к ответу: у него нет углов – ему ничего не мешает). А треугольник мог бы с горки скатиться? Почему? Да, ему углы мешают. А у Круга есть стороны? Правильно, у Круга нет ни углов, ни сторон.
Треугольник ворчливо. Подумаешь, катиться он умеет. Эка невидаль! А что ты ещё можешь?
Круг: Ещё я могу превращаться в разные предметы или прятаться в них. Дети, помогите мне ещё раз, расскажите Треугольнику, во что я могу превращаться.
Ритмическая игра «Во что превращается Круг».
Я качусь, качусь, качусь
И во что – то превращусь.
Могу блинчиком я быть.
Могу солнышком светить.
Могу мячиком скакать.
Могу шар я надувать.
Круг: Спасибо вам, ребята. Теперь, Треугольник, пустишь меня в теремок?
Треугольник: Конечно, заходи! Такому другу я очень рад!
Воспитатель: Зашел Круг в теремочек, и стали они с Треугольником вдвоём жить. А сказка наша продолжается.
На полянке теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Треугольник в нем живёт и Кружок,
Но спешит еще один к ним дружок.
Вам представить очень рада
Я волшебного Квадрата.
Квадрат: Тут, тук, тук. Треугольник и кружок, пустите меня в свой теремок!
Треугольник: Пустим, если на наши вопросы ответишь. Вот чем ты на меня, Треугольника похож?
Квадрат: Не знаю.
(Воспитатель предлагает детям помочь Квадрату. Они находят общие признаки квадрата и треугольника: у квадрата тоже есть углы и стороны).
Круг: А катиться ты можешь?
Квадрат: Катиться? Не знаю…
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, может ли Квадрат катиться? А почему?
Дети: Квадрат не катится, потому что ему мешают углы.
Круг: Ладно, Квадрат, не расстраивайся. Может быть, ты умеешь превращаться во что- нибудь?
Квадрат: Да! Я умею в разные фигуры превращаться!
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим картинки и отыщем где ещё спрятался квадрат, какие предметы квадратной формы?
(Дети находят, показывают и называют предметы квадратной формы)
Пустили Треугольник и Круг в свой теремок Квадрата и стали они жить поживать. А однажды решили они своим друзьям пряников испечь и отослать в посылках. Адреса написали. Это красному треугольнику, синему квадрату, желтому кругу.
Дидактическая игра: «Волшебные коробочки»
Дети кладут «прянички» в коробочку с данной фигурой, что и форма «пряника» .
Вот и подошла к завершению наша сказка. И нам пора возвращаться обратно в группу.
- С какими героями мы познакомились в сказке?
(круг, треугольник, квадрат).
- Какой герой теремка вам понравился?
- С кем мы повстречались в лесу?
Спасибо вам ребята.