Aнна Рыскина
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
1. Занятия театрализованной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.
2. Перевоплощение в персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
3. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.
Публикация «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
4. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Организация театрализованной деятельности в группе.
Наблюдая за детьми в процессе рабочего дня, я выделила, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Я обратила внимание, что дети во время игровой деятельности любят переодеваться, ставить друг другу небольшие сценки, сюжеты из жизни. Их игра часто носит процессуальный характер, игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеют эмоциональной окраски. Дети часто демонстрируют стереотипную игру, отражающую деятельность людей, а не их взаимоотношения, эмоциональное состояние. Это вызвано недостаточным жизненным опытом, низкой познавательной активностью, слаборазвитой речью, отсутствием творческого воображения.
Для преодоления данной проблемы и достижения наилучших результатов в обучении и воспитании детей, я решила уделить особое внимание театрализации сказок, так как в сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребёнок легко определяет их характер, эмоциональное состояние.
Читая сказки, я заметила, что они служат для детей первым уроком нравственности. Это настраивает ребёнка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Театрализация сказки предполагает большой объём предварительной работы, а музыкальная, изобразительная, конструктивная деятельности являются составляющими компонентами театрализованных игр.
Прежде чем, приступить к обобщению опыта работы по развитию творческих способностей детей через театрализованную деятельность, я обратилась к методическим рекомендациям ведущих современных педагогов по театрализованной деятельности : О. А. Шороховой, А. В. Щеткина, О. Л. Гнедовой и М. Д. Маханаевой. Изучила различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.
В перспективном плане работы я выделила три основных этапа:
1. Параллельно с развитием познавательной и предметно-практической деятельности обучать детей распознавать эмоциональное состояние, настроение окружающих по мимике, жестам, голосу, поведению.
Для речевого развития подобраны игры и упражнения на развитие речи, её интонационной выразительности; для преодоления нарушений слоговой структуры слов – скороговорки.
Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности мной используются рассказы, и сказки без начала и конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом.
2. Развивать творческие способности, воспитывать морально-нравственные
устои, сопереживать происходящее через кукольный театр.
Для того, чтобы превратить занятия в увлекательный процесс, я стремилась органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Знакомство с театральной куклой происходит во время кукольных спектаклей в исполнении старших детей, воспитателей, приглашённых артистов.
Знакомлю детей с куклами разных систем, учу способу кукловождения, перчаточных кукол.
Учу детей играть с куклой.
3. Учиться отображать своё эмоциональное состояние речью, мимикой, жестами.
Детей необходимо учить управлять своим эмоциональным состоянием, формировать у них адекватное поведение.
Для развития эмоционально-волевой сферы я отобрала различные театрализованные этюды и упражнения, подобрала дидактические игры и литературный материал.
Знакомлю детей с разными вариантами сказки, с помощью этюдов и упражнений учу их достоверному изображению персонажей.
Одновременно я уделила большое внимание созданию условий в группе: отвела место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрала игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые театры, изготовила маски, шапочки, костюмы.
Достигнув положительных результатов в речевом и психо-эмоциональном развитии через театрализованные игры, я перешла к театрализации сказок, а также к поэтапному обыгрыванию сценок из спектаклей.
Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту, или иную сценку.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретаемая вера в свои силы повышают самооценку детей.
Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Развитие творческих способностей детей зависит от развития речи ребёнка.
Развитие речи – это неотъемлемая часть театрализации.
В общей основе развития личности лежит овладению речью.
Высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур.
Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности.
Поэтому одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения является речевое развитие.
Я решила обратить на это особое внимание и приоритетом в своей работе взяла направление по развитию речи детей через театрализованную деятельность.
Следует заботиться о развитии связной монологической речи у ребёнка с учётом свойств его личности.
Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. В этом плане невозможно переоценивать роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность – качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека.
Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Выразительность речи развивается в течении всего дошкольного возраста: от непроизвольной у малышей к интонационной у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создать условия, в которых ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично.
Для обучения детей средствам речевой выразительности, я использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.
Художественные произведения расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной логической речи.
Для детей сказка – это их жизнь.
Использование элементов театрализованной деятельности на занятиях по развитию речи с младшего возраста поможет выработать привычку к выразительной публичной речи.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. У ребёнка появляется необходимость изъясняться чётко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают также эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события.
Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка, помогают преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театр воздействует на воображение ребё нка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Кроме того, помогает эмоционально и физически разрядиться.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования.
При проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающий театрализованную деятельность детей я учитывала :
Социально-психологические особенности детей – стремление ребёнка
участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности в группе оборудована театральная зона – уголок сказки.
Индивидуальные интересы, склонности и потребности детей – право и
свобода выбора ребёнка на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности имеются разные виды кукольного театра – пальчиковый, театр игрушки, БИ-БА-БО, театр на фланелеграфе, настольный театр.
Для помощи детям в пересказе сказки я использую схемы пересказа по
картинкам, которые позволяют детям запомнить сюжет и последовательность сказки.
Многие дети особенно нуждаются в развитии связной речи, некоторые дети
говорят очень быстро, что ведёт к смазанности речи, невнятности.
Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Играя в игры-драматизации, дети начинают говорить неторопливо, следить за своей речью.
Активно и с интересом дети участвуют в различных видах игр-драматизаций:
Игры-драматизации с пальчиками – ребёнок сам действует за персонажа,
изображение которого на руке. Пальчиковый театр хорош, когда надо одновременно показать несколько персонажей.
Игры-драматизации с куклами БИ-БА-БО.
Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной
подготовки – самая сложная, но наиболее интересная игра.
Используются в работе и разновидности режиссерских игр:
Настольные театрализованные игры.
Настольный театр игрушек – различные виды игрушек (фабричные,
самоделки, из природного материала).
Настольный театр картинок – все персонажи и декорации – это картинки.
Действия игрушек и картинок в таких настольных театрах ограничены. При их
использовании важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передаёт интонация ведущего.
Пересказывая сказки. Дети затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности, грамматически правильном оформлении предложений.
Пересказ оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся владеть родным языком, приобщаются к подлинно художественной речи. В процессе овладения пересказом активизируется образное мышление, стимулируется творческое воображение ребёнка : дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, соблюдать нормы звукопроизношения. Таким образом, совершенствуются все стороны речи дошкольника: лексическая, грамматическая, фонетическая, а также интесефицируется процесс овладения языковыми средствами, углубляются нравственные представления и чувства ребёнка, его эмоциональные и эстетические переживания.