Виктория Долгополова
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что мы много говорим о важности раннего развития ребенка, в том числе в условиях ДОО. Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики. Это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Если говорить о функциональной грамотности в пласте ДО, можно выделить четыре основных направления:
*формирование финансовой и математической грамотности
*формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности
*формирование социально-коммуникативной грамотности
*формирование речевой активности дошкольника
Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определенные читательские действия:
• вычитывать детали (единицы информации, впрямую упомянутые в тексте
• делать прямые умозаключения из этой информации
• интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста
• оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги
В Федеральной образовательной программе начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является «овладение навыками смыслового чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»
В Примерной основной образовательной программе начального общего образования выделено метапредметное универсальное учебное действие «Чтение. Работа с текстом», которое подразумевает три направления формирования читательской грамотности:
-поиск информации и понимание прочитанного
-преобразование и интерпретация информации
- оценка информации
Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание
(извлечение смысла, содержания)
«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением – слушанием» (О. В. Чиндилова)
В ФОП ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в образовательных областях: речевое развитие и художественно-эстетическое развитие
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» поставлена задача приобщение к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство, развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Целевые ориентиры ФОП ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования:
- у ребенка складываются предпосылки грамотности,
- ребенок знаком с произведениями детской литературы
Критерии оценивания читательской грамотности старших дошкольников
*Отношение к книге
*Понимание сюжета литературного произведения
*Умение пересказывать произведение описательного характера
*Наличие представлений о различных литературных жанрах
Умение пересказывать произведение описательного характера
При пересказе обращается внимание
• на понимание ребенком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,
• на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,
• на лексику (полнота использования лексики,
• на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения,
• на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа)
Наличие представлений о различных литературных жанрах.
Дети должны уметь отличать где Стихотворение, где Загадка, а где Заклички Пословицы и поговорки
Наличие представлений о различных литературных жанрах
Сказка или Рассказ
Чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.