Лучший педагог года

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности

Виктория Долгополова
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что мы много говорим о важности раннего развития ребенка, в том числе в условиях ДОО. Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики. Это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику использовать эти знания для решения различных жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Если говорить о функциональной грамотности в пласте ДО, можно выделить четыре основных направления:

*формирование финансовой и математической грамотности

*формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности

*формирование социально-коммуникативной грамотности

*формирование речевой активности дошкольника

Для формирования и совершенствования читательской грамотности необходимы определенные читательские действия:

• вычитывать детали (единицы информации, впрямую упомянутые в тексте

• делать прямые умозаключения из этой информации

• интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста

• оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги

В Федеральной образовательной программе начального общего образования одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является «овладение навыками смыслового чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»

В Примерной основной образовательной программе начального общего образования выделено метапредметное универсальное учебное действие «Чтение. Работа с текстом», которое подразумевает три направления формирования читательской грамотности:

-поиск информации и понимание прочитанного

-преобразование и интерпретация информации

- оценка информации

Чтение дошкольников - восприятие текста на слух и его понимание

(извлечение смысла, содержания)

«Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением – слушанием» (О. В. Чиндилова)

В ФОП ДО задачи приобщения к художественной литературе отражены в образовательных областях: речевое развитие и художественно-эстетическое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры. В образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» поставлена задача приобщение к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство, развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

Целевые ориентиры ФОП ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. В соответствии с целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования:

- у ребенка складываются предпосылки грамотности,

- ребенок знаком с произведениями детской литературы

Критерии оценивания читательской грамотности старших дошкольников

*Отношение к книге

*Понимание сюжета литературного произведения

*Умение пересказывать произведение описательного характера

*Наличие представлений о различных литературных жанрах

Умение пересказывать произведение описательного характера

При пересказе обращается внимание

• на понимание ребенком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,

• на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,

• на лексику (полнота использования лексики,

• на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения,

• на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа)

Наличие представлений о различных литературных жанрах.

Дети должны уметь отличать где Стихотворение, где Загадка, а где Заклички Пословицы и поговорки

Наличие представлений о различных литературных жанрах

Сказка или Рассказ

Чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Читательская грамотность. Применение технологии «скрайбинг» в развитии речи детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 15:29
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Долгополова (УИ 317161) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД