Приложение МААМ

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений

Татьяна Цветкова
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами создает большую угрозу для здоровья людей не только сегодняшнего, но и будущих поколений. Поэтому есть необходимость в формировании у детей дошкольного возраста начал экологической культуры посредством экологической развивающей среды.

Публикация «Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений» размещена в разделах

Одним из принципов планирования работы является разнообразие форм и методов работы. При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений необходимо использовать такие формы работы как непосредственная организованная деятельность и повседневная жизнь.

Непосредственно организованная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:

от контингента детей,

уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,

решения конкретных образовательных задач.

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника.

Значение повседневной жизни для экологического воспитания детей огромно : через разные формы организации дошкольники получают конкретные знания об окружающем мире, о природе, составляющей пространство их жизнедеятельности, получают многочисленные и разнообразные сенсорные впечатления — таким образом, накапливается и формируется фундамент конкретных представлений о разных сторонах живой и неживой природы.

Кроме этого, при планировании работы необходимо исходить из того, что дети знают о росте и развитии растений. Для этого можно использовали такие методы, как индивидуальная беседа, задания.

Работа проводилась по плану в два этапа. На первом этапе мы создавали мини-огород в уголке природы. На занятии были посажены семена гороха, огурцов и лук. Данные культуры отвечают требованиям подбора овощей, так как они районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения.

Дети принимали активное участие в создании мини-огорода в уголке природы – определяли место в уголке природы для мини-огорода, в подготовленную почву высаживали семена и луковицы, поливали почву.

На втором этапе для поддержания жизнедеятельности растений было организованно среди детей дежурство по уходу за мини-огородом в уголке природы. Но вначале была проведена беседа на тему: «Что необходимо сделать, чтобы растение росло и развивалось?».

В ходе этой беседы дети познакомились с уголком дежурных и обязанностями дежурных.

Дети дежурили по парам, поливали рассаду, рыхлили почву при необходимости, проявляя в процессе ухода за растениями все большую самостоятельность.

Мы проводили работу в повседневной жизни в утренние и вечерние часы, с подгруппами детей, от 2 до 8 человек, индивидуально и фронтально.

При организации дежурства мы использовали методику, разработанную Николаевой С. Н. Она заключается в следующем:

осмотр рассады на огороде и выявление ее состояния, а также недостающих компонентов жизненно важных условий;

практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий;

заключительное кратковременное наблюдение за рассадой – их состояние во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.

Первоначальный осмотр рассады на мини-огороде — очень важная составляющая методики. Во-первых, это позволяло воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра выявляли, как выглядит растение. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяло определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». В самом начале дежурные все делали самостоятельно, мы находились рядом и помогали детям – словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми слишком большие, поэтому степень включенности взрослого в их практические действия была различна: с Валерой, Настей, Вероникой, Ильей, Артуром приходилось все делать вместе, а с остальными – лишь подсказывать и немного помогать.

Вторая составляющая методики традиционна — это реальные трудовые операции по улучшению условий для растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к растению, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Мы учили детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не сломать части растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение.

Третья составляющая методики — заключительный осмотр — позволял увидеть целесообразность трудовых усилий. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей - дежурных. Оно вселяло в них уверенность, рождало понимание важности реальной практической заботы о растениях, вызывало желание снова участвовать в этом мероприятии.

Для постепенного усвоения представлений о росте и развитии растений мы провели цикл наблюдений. В цикле мы распределили весь объем знаний на «порции», что обеспечивало более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяло демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.

Проводили новые наблюдения тогда, когда у рассады появлялись изменения. По мере этого, мы проводили по три наблюдения в неделю за каждым из растений. Содержание каждого следующего наблюдения, наслаивалось на предыдущее, укрепляло (уточняло и дополняло) общую систему знаний об объекте.

Визуальный источник знаний преобладал над словесным: дети получали информацию, рассматривая объект, а не со слов взрослого.

Многоразовое обращение к одним и тем же объектам на протяжении трех недель сформировало у детей устойчивый познавательный интерес к ним. Это проявлялось в том, что дети на последней недели стали самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого, проводить наблюдения.

Использовали в процессе наблюдения художественное слово, которое способствует развитию речи детей, расширению представлений о наблюдаемом объекте.

После каждого наблюдения мы совместно с детьми создавали модель изменений наблюдаемого объекта, в которой отражаются пространственно-временные параметры роста и развития растения.

Эта модель представляет собой календарь-ширму.

На основе создаваемых моделей дети отмечали, как развивается растение. Им предлагалось дважды высказать свои предположения о том, что с семенами будет дальше после того, когда они наблюдали за прорастанием семян открытым способом, затем за вегетативным ростом растений : изменяются они или нет, если изменяются, то как.

При осуществлении прогнозирования последующих изменений роста и развития растений предположения детей были разнообразны и в значительной степени, соответствовали наблюдаемым явлениям: все утверждали, что проросток изменится, а большинство указывали на возможность количественных изменений — увеличение органов (стволов, листьев). Некоторые дети предполагали появление цветка.

Из материалов видно, что по мере накопления опыта наблюдений и познания закономерности преобразования растения у дошкольников все точнее и детальнее проявлялось предвидение, касающееся главным образом количественных, а не качественных изменений. У дошкольников сформировалось умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также понимание ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста» В дошкольном возрасте закладываются основы личности, складывается произвольность поведения, активно развивается воображение, творчество,.

Методическая разработка «Формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 223» г. Новлкузнецк, ул. Пржевальского,18 тел. 31-03-85.

Методическая разработка «Мы друг друга сумеем понять» (для детей старшего дошкольного возраста) Программное содержание: • Развивать диалогическую речь, смысловую сторону речи, разворачивать сюжет истории • Формировать умение устанавливать.

Методическая разработка «Общение детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры» Предисловие. Уважаемые педагоги дошкольных образовательных учреждений! Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни.

Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста «Эмоции в моем теле» Пояснительная записка Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессивность – это свойство личности,.

Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,.

Конспект музыкально-ритмической гимнастики «Солнышко лучистое» для детей старшего дошкольного возраста Значение музыкально-ритмической гимнастики для дошкольников. Традиционное назначение утренней гимнастики состоит в том,чтобы пробудить.

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают.

Методическая разработка по ознакомлению детей с ПДД «Внимание, дети!»Методическая разработка по ознакомлению детей с ПДД «Внимание, дети!» Хотим с вами поделиться нашим опытом на тему ПДД. В нашей группе мы часто говорим о правилах дорожного движения и правилах поведения на.

Тест «Правила электробезопасности». Методическая разработка для работы с детьми старшего дошкольного возраста На отдельные вопросы может быть более одного правильного ответа. 1. Как выглядит знак «Осторожно: электрическое напряжение!»: 1)желтый треугольник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений
Опубликовано: 11 февраля 2016 в 23:12
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цветкова (УИ 432967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД