Татьяна Цветкова
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире является актуальна проблема экологического образования подрастающего поколения. Загрязнение атмосферы вредными веществами создает большую угрозу для здоровья людей не только сегодняшнего, но и будущих поколений. Поэтому есть необходимость в формировании у детей дошкольного возраста начал экологической культуры посредством экологической развивающей среды.
Публикация «Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Одним из принципов планирования работы является разнообразие форм и методов работы. При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с ростом и развитием растений необходимо использовать такие формы работы как непосредственная организованная деятельность и повседневная жизнь.
Непосредственно организованная деятельность – это деятельность, основанная на одной из специфических детских видов деятельностей (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, осуществляемая совместно со взрослыми, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно в зависимости:
от контингента детей,
уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования,
решения конкретных образовательных задач.
Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника.
Значение повседневной жизни для экологического воспитания детей огромно : через разные формы организации дошкольники получают конкретные знания об окружающем мире, о природе, составляющей пространство их жизнедеятельности, получают многочисленные и разнообразные сенсорные впечатления — таким образом, накапливается и формируется фундамент конкретных представлений о разных сторонах живой и неживой природы.
Кроме этого, при планировании работы необходимо исходить из того, что дети знают о росте и развитии растений. Для этого можно использовали такие методы, как индивидуальная беседа, задания.
Работа проводилась по плану в два этапа. На первом этапе мы создавали мини-огород в уголке природы. На занятии были посажены семена гороха, огурцов и лук. Данные культуры отвечают требованиям подбора овощей, так как они районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдения.
Дети принимали активное участие в создании мини-огорода в уголке природы – определяли место в уголке природы для мини-огорода, в подготовленную почву высаживали семена и луковицы, поливали почву.
На втором этапе для поддержания жизнедеятельности растений было организованно среди детей дежурство по уходу за мини-огородом в уголке природы. Но вначале была проведена беседа на тему: «Что необходимо сделать, чтобы растение росло и развивалось?».
В ходе этой беседы дети познакомились с уголком дежурных и обязанностями дежурных.
Дети дежурили по парам, поливали рассаду, рыхлили почву при необходимости, проявляя в процессе ухода за растениями все большую самостоятельность.
Мы проводили работу в повседневной жизни в утренние и вечерние часы, с подгруппами детей, от 2 до 8 человек, индивидуально и фронтально.
При организации дежурства мы использовали методику, разработанную Николаевой С. Н. Она заключается в следующем:
осмотр рассады на огороде и выявление ее состояния, а также недостающих компонентов жизненно важных условий;
практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий;
заключительное кратковременное наблюдение за рассадой – их состояние во вновь созданных благоприятных условиях внешней среды.
Первоначальный осмотр рассады на мини-огороде — очень важная составляющая методики. Во-первых, это позволяло воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому: во время осмотра выявляли, как выглядит растение. Во-вторых, именно осмотр условий, в которых находятся живые объекты в данный момент, позволяло определить набор трудовых операций, которые необходимо выполнить во время дежурства. Начальный осмотр заключает в себе экологическую сущность труда в природе, он делает его осмысленным и осознанным как для взрослого, так и для ребенка. «Экологическая формула» взаимосвязи живого объекта со средой обитания заключается в следующем: «Какие условия сейчас имеются — чего не хватает — что надо добавить и изменить». В самом начале дежурные все делали самостоятельно, мы находились рядом и помогали детям – словом и делом, показом и одобрением. Индивидуальные различия между детьми слишком большие, поэтому степень включенности взрослого в их практические действия была различна: с Валерой, Настей, Вероникой, Ильей, Артуром приходилось все делать вместе, а с остальными – лишь подсказывать и немного помогать.
Вторая составляющая методики традиционна — это реальные трудовые операции по улучшению условий для растений. Они должны заключать в себе жизненную и педагогическую целесообразность: их выполнение проходит с максимальным вниманием к растению, ради которого они делаются, и максимальным удобством для ребенка, их исполняющего. Мы учили детей выполнять все действия спокойно, не торопясь, осторожно, чтобы не сломать части растений. Во всех трудовых операциях главным остается живой объект, а сами операции имеют подчиненное значение.
Третья составляющая методики — заключительный осмотр — позволял увидеть целесообразность трудовых усилий. Это эмоциональное завершение совместной деятельности воспитателя и детей - дежурных. Оно вселяло в них уверенность, рождало понимание важности реальной практической заботы о растениях, вызывало желание снова участвовать в этом мероприятии.
Для постепенного усвоения представлений о росте и развитии растений мы провели цикл наблюдений. В цикле мы распределили весь объем знаний на «порции», что обеспечивало более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяло демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления.
Проводили новые наблюдения тогда, когда у рассады появлялись изменения. По мере этого, мы проводили по три наблюдения в неделю за каждым из растений. Содержание каждого следующего наблюдения, наслаивалось на предыдущее, укрепляло (уточняло и дополняло) общую систему знаний об объекте.
Визуальный источник знаний преобладал над словесным: дети получали информацию, рассматривая объект, а не со слов взрослого.
Многоразовое обращение к одним и тем же объектам на протяжении трех недель сформировало у детей устойчивый познавательный интерес к ним. Это проявлялось в том, что дети на последней недели стали самостоятельно, без побуждения со стороны взрослого, проводить наблюдения.
Использовали в процессе наблюдения художественное слово, которое способствует развитию речи детей, расширению представлений о наблюдаемом объекте.
После каждого наблюдения мы совместно с детьми создавали модель изменений наблюдаемого объекта, в которой отражаются пространственно-временные параметры роста и развития растения.
Эта модель представляет собой календарь-ширму.
На основе создаваемых моделей дети отмечали, как развивается растение. Им предлагалось дважды высказать свои предположения о том, что с семенами будет дальше после того, когда они наблюдали за прорастанием семян открытым способом, затем за вегетативным ростом растений : изменяются они или нет, если изменяются, то как.
При осуществлении прогнозирования последующих изменений роста и развития растений предположения детей были разнообразны и в значительной степени, соответствовали наблюдаемым явлениям: все утверждали, что проросток изменится, а большинство указывали на возможность количественных изменений — увеличение органов (стволов, листьев). Некоторые дети предполагали появление цветка.
Из материалов видно, что по мере накопления опыта наблюдений и познания закономерности преобразования растения у дошкольников все точнее и детальнее проявлялось предвидение, касающееся главным образом количественных, а не качественных изменений. У дошкольников сформировалось умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать, а также понимание ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями.