Ольга Владимировна Белокурова
Методическая разработка «Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, складывается произвольность поведения, активно развивается воображение, творчество, инициатива. Все эти важнейшие качества формируются в ведущей деятельности детей – игровой. Преимуществом игровой деятельности перед любой другой является то, что в ней ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, что делает его поведение осмысленным и осознанным.
В соответствии с концепцией игры Эльконина Д. Б. выделяются следующие этапы развития детской игры :
Публикация «Методическая разработка „Игра в баскетбол — школа развития произвольности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Баскетбол в детском саду
- Виды спорта
- Игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Предметная игра (до 3 лет);
Ролевая игра (3-7 лет);
Игра с правилами (6-7 лет).
Ребенок достигает вершины – игры с правилами, пройдя через игру с ролевыми отношениями, которые затем сворачиваются в чистое правило.
Являясь спортивной игрой, баскетбол четко ограничивает правилами деятельность детей, с другой стороны, баскетбол – динамичная игра, требующая быстрого и осмысленного решения игровой ситуации. Именно поэтому при обучении игре в баскетбол формируется произвольное поведение.
Являясь руководителем детской спортивной студии по баскетболу «Веселый мяч», работаю по авторской программе дополнительного образования, получившей рецензию ПКИПКРО. Планируя трехлетний период работы, подразделяю ее на 2 этапа воспитания и обучения:
Подготовительный (с детьми 4-5 лет);
Основной (с детьми 5-7 лет).
На подготовительном этапе ставлю цель заинтересовать детей играми с мячом, поэтому занятия провожу в виде занимательной игры, с включением персонажей, сюрпризных моментов. Активно применяю игровые и сюжетные формы занятий («Королевство мячей», «Цирк», «Хвастливые зайцы», и другие, упражняю в жонглировании разными предметами (мешочками, кубиками, кольцами, в упражнениях из серии «Школа мяча».
Для развития произвольности считаю важным привить детям следующие умения:
Ориентироваться на площадке;
Выполнять действия, не мешая другим детям;
Соблюдать правила игр («Мотоциклисты», «Ловишки с мячом», др).
Соблюдать правила индивидуальных соревнований («Кто попадет в «озеро», «Бросай, мяч не теряй» и др).
Уметь действовать с мячом в парах, тройках, кругу.
Практика показала, что дети умеют находить место для игры, привыкают играть, не мешая другим детям, выполнять разнообразные действия с мячом и придумывать новые. Эти умения являются важной предпосылкой для развития произвольного поведения детей, их успешных действий с мячом в условиях динамичной игры, которой является баскетбол.
На основном этапе обучения ставлю задачу от интереса перейти к воспитанию потребности в играх с мячом, желанию и умению их организовывать. Особое внимание уделяю умению осознанно выполнять правила игры, находить целесообразный способ действий, стремлению действовать в интересах команды.
В 1 год обучения основного этапа активно использую командные игры, где определенная игровая ситуация помогает ребенку понять предложенную роль, например, в играх «Мяч капитану», «Не пропусти мяч» каждый ребенок может побывать в роли защитника и нападающего, сравнить эти роли и свои действия в соответствии с этими ролями.
На данном этапе важно научить детей :
Уметь правильно соревноваться между группами (эстафеты);
Совершать действия после обговоренных условий (бросать мяч в кольцо после 3 передач и т. п.);
Уметь оценивать действия товарищей и предлагать альтернативный способ.
Уметь правильно соревноваться между командами (ролевые игры)
Во 2 год обучения активно обучаю игре в баскетбол по упрощенным правилам, простейшим тактическим действиям.
На данном этапе важно научить детей :
Знать и применять правила игры в баскетбол;
Находить свободное место на площадке, передавать мяч игроку, занимающему выгодную позицию;
Владеть самооценкой и взаимооценкой;
Уметь организовать разминку и часть игры.
В результате работы студии «Веселый мяч» наши выпускники достигли следующих результатов:
Играют в баскетбол по упрощенным правилам;
Применяют полученные знания и умения в игре;
Оценивают действия товарищей и свои;
Проявляют творческую активность в игре и самостоятельной деятельности;
Самостоятельно проводят разминку, организуют игры со сверстниками и младшими детьми.
Полученные достижения позволяют сделать вывод, что систематические занятия баскетболом способствуют развитию произвольности в поведении детей. Это помогает им быть успешными как в учебной деятельности, так и в любой другой, так как, с одной стороны содержит умение подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.