Света Коробкова
Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста «Эмоции в моем теле»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи. В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются отечественными учеными (Э. Ш. Бубнова, Е. Е. Копченова, А. А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина, А. А. Романов).
Публикация «Методическая разработка по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста „Эмоции в моем теле“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Настоящая Программа составлена с учетом ФГОС, реализующих задач в дошкольном образовательном учреждении, одной из которых является создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка. Поводом для составления программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей на конфликтность и агрессивность детей, склонность к «взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране, им трудно взаимодействовать друг с другом.
Очень многим детям дошкольного возраста свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнять жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом. В детском саду часто можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью : они постоянно дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей, отнимают у них игрушки. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще бывает обычно немного (один, два, они создают напряженную атмосферу в группе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность группы возрастает.
Настоящая коррекционно — развивающая программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеет следующие блоки: диагностический, установочный, коррекционный и оценочный. Программа включает в себя 50 коррекционных занятий. Рекомендуемая продолжительность занятий 25- 30 минут 1 раз в неделю. Срок реализации программы -2 года. Реализуется в детском саду психологом и воспитателем совместно.
Целью данной коррекционно — развивающей программы будет — преодоление агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачами являются следующие положения:
1. Сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы, обращать на него внимание;
2. Усвоение детьми моральных норм и правил;
3. Обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;
4. Обучить детей эффективным способам общения.
В ходе построения коррекционно-развивающей программы мы руководствовались следующими принципами:
-принцип системности коррекционных и профилактических задач;
-принцип единства диагностики и коррекции;
-деятельностный принцип коррекции;
-принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
-принцип комплексности методов психологического воздействия;
-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
Ожидаемые результаты:
Программа позволяет дошкольникам снизить уровень агрессивности, усваивать групповые правила поведения, создает безопасное пространство для общения.
Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по коррекции агрессивного поведения детей, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие реакции.
Календарно-тематический план
1-й год:
Месяц Название блока Цели Содержание
Сентябрь-октябрь Диагностический -Выявить признаки агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников». (см. приложение 1)
Ноябрь Установочный -Просвещение родителей о проблеме детской агрессивности и необходимости проведения коррекционной работы с их детьми;
-установление контакта с самими агрессивными детьми, заинтересовать детей. Беседа с родителями; частое общение с детьми до проведения психокоррекционной работы; беседа с детьми о содержании занятий, с упором на их яркость и занимательность. (см. приложение 3)
Декабрь-май Коррекционный -Преодоление агрессивного поведения дошкольников. Коррекционные занятия, которые включают в себя: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, не фиксирование не агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие, активное разворачивание агрессивных действий). (см. приложение 2)
2-й год:
Месяц Название блока Цели Содержание
Сентябрь-март Коррекционный Преодоление агрессивного поведения дошкольников. Коррекционные занятия, которые включают в себя: социально-психологический тренинг; беседа; игровая терапия; рисуночный метод; методы психогимнастики; релаксационный тренинг; специальные методы (игнорирование агрессивных тенденций, не фиксирование не агрессии внимания окружающих, включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового смысла, установление запрета на агрессивное действие, активное разворачивание агрессивных действий). (см. приложение 2)
Апрель- май Оценочный Измерение динамики развития и общая оценка проделанной работы на преодоление агрессивного поведения дошкольников Методика «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников». (см. приложение 1)
Планируемые результаты освоения программы
Результаты оцениваются проведением методики «Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников», наблюдением за поведением ребенка в группе в детском саду. Также проводится беседа с ребенком по поводу его отношений со сверстниками. В беседе с родителями психолог уточняет, изменилось ли поведение ребенка дома и в какую сторону.
Программа считается успешной, если у ребенка сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. Родители констатируют положительные изменения в поведении ребенка. При проведении занятий зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности дошкольника.