Ирина Викторовна Сергеева
Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению нравственности, гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.
Задачи патриотического воспитания :
- формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу;
- формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в старшей группе „Мой край родной“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками;
- воспитывать нравственно-патриотического отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
- воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.
Ожидаемый результат реализации:
1. Создание системы занятий по патриотическому воспитанию дошкольников (картотека материалов для воспитателей).
2. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
3. Фото- и видеотека для повышения компетентности воспитателей и родителей в области нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
4. Обогащение предметно – развивающая среда ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
5. Создание банка данных об оценке качества нравственно - патриотического развития детей в ДОУ.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать.
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- место проживания: город, республика; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну Нижегородской области;
- свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу область (уважать их культуру и традиции);
- природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- название планеты, на которой мы живем.
Актуальность:
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Принимая во внимание тот факт, что нравственно-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств – к достижению наивысшей цели – воспитанию нравственно- патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению национальных традиций и обычаев, поскольку живём мы в регионе, имеющем глубокие исторические корни. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и народных обычаев. Поэтому педагогическим коллективом МБДОУ была разработана своя программа по нравственно-патриотическому воспитанию, основываясь на региональный компонент и внедрена в работу нашего МБДОУ.
Период Тематические занятия Ответственные за проведение мероприятия Организационные моменты Создание развивающей среды Работа с родителями Работа с социумом
Сентябрь «Моя семья» (знакомить детей с понятием «Семья», членами семьи, профессиями родителей и т. д.) воспитатель Создать игрушки для сюжетно-ролевой игры «Семья».
Коммуникативная игра «Я и мое имя».
С/ р игры: «Больница», «Парикмахерская»
Беседы о жизни, добрых делах бабушек, дедушек.
Игра «Телефон».
Чтение худ. литературы В. Сухомлинский «Все добрые дела –одна семья», Шитякова Н. П. «Бабушка отдыхает», «Именинный обед». Создать учебно-наглядное пособие: «Семья».
Создать и оформить картотеку пословиц и поговорок, отражающих доброту, трудолюбие. Создание альбома «Моя семья»
Родительское собрание в группе «Роль семьи в воспитании маленького гражданина».
Поручение «Рассмотреть семейный альбом с ребёнком, рассказать о жизни и добрых делах бабушек, дедушек и др. родных».
•
• Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
Пригласить в группу повара и мед. работника.
Октябрь «Мой родной посёлок» Воспитатель, библиотекарь Беседа «Природа родного края».
Экскурсия на реку Тёша.
Нарисовать рисунки по теме «Моя Родина».
Совместная работа по презентации. Оформить презентацию «Достопримечательности родного посёлка» Создание плаката «Мой родной посёлок» Поход в библиотеку
Ноябрь «День народного единства»
«День матери» Воспитатель, муз. руководитель Д/и «Символы России».
• Конкурс стихов.
Концерт ко Дню Матери.
Создание подарков ко Дню Матери Создать и оформить картотеку пословиц и поговорок, отражающих любовь к матери, к Родине. Создание мини-музея
Декабрь «Народная культура и традиции» Воспитатель, работники музея. Интегрированное занятие «Русская народная культура и традиции».
Совместная работа по презентации.
Тематическая выставка «Дымково», «Городец», «Гжель» - создание рисунков.
Оформить презентацию «Народные традиции и обычаи».
Фотовыставка «Традиции моей семьи».
Организовать выставку кукол «Игрушки наших предков». Посещение музея ремёсел.
Январь «Новый год» Воспитатель, муз. руководитель Изготовление ватынанок и ёлочных игрушек для оформления группы.
Разучивание стихов и песен для новогоднего праздника.
Праздничное оформление группы
Новогодний праздник «Ёлка» • Конкурс рисунков и поделок.
Февраль «День Защитника Отечества» Воспитатель, муз. руководитель Концерт ко Дню Защитника Отечества
Создание подарков ко Дню Защитника Отечества.
Прослушивание песен военных лет. Оформить презентацию «Российская армия» • Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
Встреча с интересными людьми.
Март «Международный женский день» Воспитатель, муз. руководитель Концерт к «8 Марта».
Создание аппликации «Подарок для мамы»
Оформление информационного стенда «Мама милая моя». Создание выставки «Национальная кухня», «Народные промыслы»
Апрель «Космос» Воспитатель Создание проблемной ситуации «Важность профессии – космонавт».
Беседа «Наша планета – Земля».
Изготовление настольно-печатной игры «Путешествие в космос» Оформить презентацию «Космонавты СССР» Создание макета «Космос»
Май «День победы»
«Масленица»
Воспитатель, муз. руководитель Беседа на тему: «Музыка войны».
Концерт ко «Дню Победы.
Совместная проектная деятельность.
Игра «Масленица пришла».
Лепка «Угощения». Создать проект «Песни Войны и Победы» Создание книжки-малютки «Мой (моя) дедушка (бабушка) герой. Экскурсия к Мемориалу памяти погибшим в ВОВ.
Литература:
1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2007.
3. Н. М. Сертакова, Н. В. Кулдашова Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно - исследовательской деятельности Издательство «Учитель» 2014.
4. Новицкая М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду. – М. : Линка-пресс, 2003.
5. Н. Г. Пантелеева Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие – «ТЦ Сфера», 2015.
6. Н. Е. Вераксы, Т. С Комарова, М. А. Васильева «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования». – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
7. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
8. Цифровые образовательные ресурсы.
9. Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
10. Материалы из Интернета.