Елена Барабанская
Методическая разработка «Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Национальные культурные практики являются особенным видом детской деятельности, способствующей усвоению и передаче культурных норм и правил, принятых в обществе. Данный вид культурных практик позиционируется как освоение ребенком культурных ценностей, народных традиций, апробация на себе новых, но вместе с тем исконно традиционных видов деятельности на базе своих желаний и интересов. Результатом таких культурных практик становится своеобразный, культурный, личный опыт процесса познания или собственного произведения продукта деятельности на основе культурных ценностей и норм. Национальная культурная практика может постоянно меняться и дополняться по желанию ребенка, поскольку является индивидуальным опытом и изобретением субъекта деятельности, но основным показателем культурной практики является постоянная практическая деятельность, связанная с культурной смысловой нагрузкой.
Публикация «Методическая разработка „Организация предметно-развивающей среды для реализации национальных культурных практик детей в ДОО“» размещена в разделах
Как известно, развивающая предметно-пространственная среда выступает как один из важных условий развития детей дошкольного возраста.
Предметно-развивающая среда национальных культурных практик детей старшего дошкольного возраста состоит из 7 организованных центров.
Рассмотрим более подробно каждый из центров культурной практики.
1. «Тыл туhулгэтэ» - центр словесного творчества. Олонхо – это древнейшее эпическое искусство, занимающее центральное место в якутском фольклоре. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю. В центре дети занимаются рассматриванием картин, рисуют героев Олонхо, играют в сюжетно-ролевые игры, организуют инсценировки, сочиняют сказки и рассказы, создают атрибуты по сюжетам Олонхо. Таким образом, центр словесного творчества служит для развития творческой инициативы, фантазирования и самостоятельным освоением древнего эпоса народа Саха. Воспитанники конструктивно взаимодействуют друг с другом: реализуют культурную практику по словесному творчеству, способствуя обогащению различного опыта взаимодействия со сверстниками и приобретая навыки разрешения различных конфликтов в процессе культурной практики.
2. «Силис» (Корень) – центр исследовательской деятельности. С древних времен якуты жили в гармонии с природой. У якутов важное место в веровании до сих пор занимает почитание природы. Все традиции и обычаи якутов тесно с ней связаны. Они считают, что природа живая, и у всех земных объектов есть свои духи и внутренняя сила. Поэтому формирование уважительного отношения к природе – это важный аспект воспитания. В данном центре дети исследуют мир природы путем эколого-исследовательской деятельности.
3. «Туос оhуора» (Берестяной орнамент) – центр культурной практики по организации работы с берестой и другими природными материалами. Центр предназначен для работы поделок из бересты по народной методике, где дети знакомятся с традиционными способами работы из лоскутков кожи, замши, меха и других природных материалов. Природный материал, в основном, береста, которая широко используется в жизни нашего народа. Народные мастера и умельцы славятся своими изделиями из природного материала. Они владеют обработкой бересты и технологией работы с этими материалами, которые унаследовали от своих предков. Эти умения в игровой форме воспитатели-мастера передают детям, если дети устойчиво заинтересовались и желают заниматься. Природный материал широко используется в интерьере игровых и групповых помещений детского сада. Так создаются национальный колорит и комфорт в проживании и переживании родной культуры ребенком.
4. «Куорэгэй» (Жаворонок) – центр культурной практики для игры на музыкальных инструментах. Данный центр учит детей слушать и понимать музыку с учетом их личных интересов и желаний, обучает играм на национальных инструментах : хомус, кюпсюр, джага, барабан, дунур. Самостоятельное сочинение песен и изготовление самодельных музыкальных инструментов повышает интерес и желание детей заниматься в этом центре. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
5. «Бала5ан» (Балаган) – центр культурной практики по играм - драматизациям. В данном центре дети переодеваются в якутские национальные костюмы и перевоплощаются в героев народного эпоса Олонхо. Балаган – это традиционное жилище якутов из бревен.
6. «Оркон ой» - центр культурной практики по настольным играм. В этом центре старшие дошкольники играют в национальные настольные игры : «Хабылык», «Хаамыска», «Тыксаан», «Сонор» и т. д.
7. «Сиэл cуумэ5э» (Конский волос) – центр культурной практики по плетению и изготовлению поделок из конского волоса. Конский волос – экологически чистый и безопасный материал. Дети сами изготавливают такие поделки из шерсти и конского волоса, как массажные шарики, стельки для подошвы, панно на разные темы, сувенирчики, ободочки и. т. д. Этот материал является исконно традиционным видом деятельности в быту и занимал видное место в укладе жизни якутского народа.
В условиях центров для национальных культурных практик дети учатся правильно сформулировать свою мысль, у них появляется умение выражать свои чувства и эмоции, воспитываются дисциплинированность и самостоятельность. Каждый ребенок чувствует себя причастным ко всему происходящему и вступает в общение с другими. Поэтому дети свободно перемещаются по группе, чтобы посмотреть и посоветовать товарищу, прийти на помощь. В конце каждой недели устраиваются творческие выставки и обсуждаются работы детей.
По нашим наблюдениям:
• За день очень активные дети посещают 3-4 занятия в Центрах самовыражения. При выборе ребенок сам чувствует и знает, что ему нужно. Также интересно то, что ребенок сам чередует свою деятельность.
После посещения Центров самовыражения дети с гордостью делятся между собой и воспитателем своими впечатлениями.
Я считаю, что создание развивающей среды хорошо начинать с учета желаний самих детей, используя их творческое воображение. Надо всегда советоваться с ними, относиться к ним как к своему другу. Для создания Центра культурной практики надо всегда учитывать психологический комфорт, т. е. создание условий благоприятного отношения.
Таким образом, осваивая общечеловеческое духовное богатство в своей игровой, продуктивной и другой деятельности, ребенок творчески переосмысливает и перерабатывает это историческое достояние. В итоге складывается самобытная картина субьективного мира ребенка. Ее самобытность является основой для диалога мира взрослых и мира детей.