Ирина Мельникова
Организация и планирование культурных образовательных практик в группе детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта в практике детского сада появилось такое понятие как культурные практики.
Специально организованная деятельность воспитателя и детей по программе происходит в первой половине дня, а во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление у детей самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В процессе культурных практик воспитателем создаётся атмосфера свободы выбора, самовыражения, сотрудничество взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
Публикация «Организация и планирование культурных образовательных практик в группе детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога. Планы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Слайд 4
Закон «Об образовании» вводится следующее определение: «Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Источник: https://www.resobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
Слайд 5.
Возрастные особенности детей с ЗПР
1. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики.
2. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами
3. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности.
4. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
5. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
6. Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в обследовании предмета.
7. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
8. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления - дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. Например, отвечая на вопрос: "Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?", - ребенок может ответить: "Это у нас дома есть.
Знаете ли вы?
Слайд 6.
Общие цели в работе с детьми с ОВЗ:
стимулировать общее развитие ребенка
повысить уровень самостоятельности ребенка
развивать общую и мелкую моторику ребенка
Задачи общего моторного развития :
стимулировать двигательную активность детей
развивать ориентировку в пространстве
обогащать двигательный опыт
развивать основные движения : ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, ползание
Слайд 7
Основные компетенции педагога, необходимые для социальной ситуации развития воспитанников
• организация конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности;
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности;
• вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий
Слайд 8
Практики позволяют повысить эффективность коррекционно –развивающего обучения в группе детей с ЗПР. В ходе различных видов самостоятельной деятельности дети не только осваиваю позитивный жизненный опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, но и постепенно исправляют недостатки речевого и психического развития.
Чтобы воспитание и обучение стали результативными, надо параллельно создавать условия для развертывания системы многообразных свободных практик ребенка, которые обеспечивают его самостоятельное, ответственное самовыражение.
Слайд 9
• Разнообразные культурные практики организуются во второй половине дня, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.
• В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
• Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
• В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.
•
• Слайд 10
• Исходя из особенностей психофизического и индивидуального развития наших воспитанников в работе широко применяются следующие виды культурных практик : совместная игра, творческая мастерская, детские досуги, пальчиковые игры и сказки, литературная гостиная.
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры)
В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию
• Слайд 11,12
Игру с детьми с ЗПР можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребёнку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло.
Слайд 13,14
Творческая мастерская «В гостях у народных мастеров» предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Дети с удовольствие рассматривают яркие предметы народно –прикладного искусства, называют их, описывают элементы узора, закрепляют названия форм, элементов, цветов. Затем закрепляют знания в процессе рисования, а также умение держать кисть, карандаш. В мастерской широкий выбор различных бумажных шаблонов: игрушек, бытовых предметов, фигурки животных, сказочных персонажей. Воспитанники с удовольствием наносят узор, придумывая новые элементы узора.
Слайд 15,16
Проведение в первой половине дня специально организованной коррекционно-образовательной деятельности по приобщению детей к художественной литературе, делают необходимым использование литературной гостиной.
Литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей, при использовании различных видов театров, после прочтения произведения.
Слайд 17
Успех невозможен без совместной деятельности воспитателей и учителя – дефектолога.
Важное место занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно - ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Слайд 18
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления детей с ОВЗ.
Основными задачами являются:
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха
Слайд 19
Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
Слайд 20
Такие виды культурных практик дают положительную динамику в развитии детей с ЗПР, происходят позитивные изменения в развитии детей :
- повысилась социальная активность
- уменьшился страх чужих,
- стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию,
- повысилась самостоятельность в разных видах деятельности,
- повысилась степень общительности,
- дети стали эмоциональнее реагировать на музыку, прослеживается положительная динамика развития музыкальных способностей,
- у многих детей появились новые движения рук, улучшились зрительные реакции, координация движений, появились самостоятельные движения, навыки самообслуживания,
- проявился интерес, инициатива в игре,
Также в ходе культурной практики дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения на возникающие вопросы. Дети научаются принимать собственные решения, опираясь на свои знания, умений в различных видах деятельности. И, самое главное, дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания. Таким образом, с помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения ФГОС ДО.