нина крейдерова
Обучение детей игре в шумовом оркестре» М. И. Глинка «Полька» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами небольшим опытом организации работы по обучению детей игре в шумовом оркестре. Теоретической основой данной методики является музыкально-педагогическая концепция - «элементарное музыкальное воспитание» Карла Орфа.
М. И. Глинка «Полька».
Сыграть пьесу на фортепиано, познакомить с композитором М. И Глинка.
Публикация «Обучение детей игре в шумовом оркестре“ М, И, Глинка „Полька“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оркестр для детей
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
1. Придумать историю (сказку, где фразы прямой речи героев нужно произносить, попадая в ритм польки М. И. Глинки.
История про голодного Утенка. (авторское)
Жил-был Утенок. Он жил вместе со своей семьей на большом дворе, где кроме него проживали кролики, козлята, гуси. Очень хотелось нашему герою посмотреть своими глазами на непонятную для него жизнь двора, но мама Утка не позволяла ему уходить далеко из дома.
Однажды, наш герой проснулся очень рано, в доме было тихо, и он отважился отправиться в путешествие, даже не позавтракав. Утенок весело шагал по двору, оглядывался – все было незнакомо и очень интересно. И вдруг он с ужасом обнаружил, что заблудился, к тому же, очень хотелось есть. В отчаянии маленький Утенок заплакал.
К нему подошли шустрые кролики. Они грызли морковку и капусту, спросили:
-Хочешь съесть морковку?
-Нет!
- Хочешь съесть капусту?
-Нет!
А в это время на большом дереве сидели веселые воробышки, они все про всех знали, так как были очень наблюдательны.
-Чик-чирик, чик- чирик, он к такому завтраку не привык,- прочирикали воробьи.
Маленькие и быстрые козлята увидели Утенка и участливо предложили ему поесть
-Хочешь съесть огурчик?
-Нет!
-Хочешь сладкий перчик?
-Нет!
Неподалеку играли утята, они знали, что нужно Утенку.
-Кря-кря-кря, кря-кря-кря,
Мы тебя накормим, мы твои друзья.
Утенок успокоился, и всем стало весело.
Вот такая история.
2. Распределить роли и сыграть сказку со словами, прохлопать ритм, используя прием «звучащие жесты»
3. Каждому герою сказки подобрать музыкальный инструмент.
Утенок – тарелки.
Кролики – маракасы.
Воробьи – металлофон, треугольники.
Козлята – бубны.
Утята – ксилофоны, бубенцы.
4. Распределить музыкальные инструменты между детьми, показать приемы их использования с помощью игры «Угадай, что и как звучит».
5. Сыграть сказку со словами (речевая поддержка) и инструментами, выдерживая определенный ритм (как в польке).
6. Выполнить расстановку детей в оркестре (где будут находиться дети, в какой последовательности будут вступать в игру). Поддержкой всему должны быть игровые моменты и элементы драматизации – шапочки животных, особенности поведения героев и т. д.
7. На данном этапе можно включить фортепианную фонограмму польки и попросить детей, вступая в игру на инструментах, не говорить вслух, а проговаривать текст «про себя».
Задача педагога – задавать ритм (например, коробочкой, управлять оркестром – дети должны почувствовать связь между звуками инструментов и звучащей фонограммой.
8. Прорабатывать звучание каждой части польки (останавливать игру на фортепиано, добиваясь, чтобы каждый ребенок слушал и ждал момента своего участия.
9. Когда все детали звучания инструментов совместно с музыкой отработаны, можно показать сказку -импровизацию с текстом, так как дети хорошо выучили слова, а затем сыграть шумовой оркестр : «Полька» М. И Глинка.
Приложение
Таблица согласования текста и вступления музыкальных инструментов
Герой сказки Инструмент Герой сказки Инструмент
Кролики: «Хочешь съесть морковку?» Маракас Утенок:
«нет!» Тарелки
Кролики: «Хочешь съесть капусту?» Маракас Утенок: «Нет!» Тарелки
Повторить еще раз
Воробьи: «Чик-чирик, чик-чирик» Металлофон (глиссандо) Воробьи: «Он к такому завтраку не привык» Треугольник
Повторить еще раз
Козлики: «Хочешь съесть огурчик?» Бубен Утенок: «Нет!» Тарелки
Козлики: «Хочешь сладкий перчик?» Бубен Утенок: «Нет!» Тарелки
Повторить еще раз
Утята: «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!» Ксилофон (глиссандо) Утята: «Мы тебя накормим, мы твои друзья» Бубенцы (тремоло)
Повторить еще раз
Примечание:
Данная работа проводится в течение нескольких занятий (до восьми, дети исполняют партии разных инструментов по своему желанию.
Буду рада, если мой опыт кому-нибудь пригодится в работе.