Галина Александровна Алиева
Доклад «Обучение детей речевым средствам общения в игре»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным средством развития речи является общение. Формирование речевой деятельности это сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Общение со сверстниками играет большую роль в развитии детей. Это происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно и речи. общаясь с детьми ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроение, требования.
Публикация «Доклад „Обучение детей речевым средствам общения в игре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Общение со сверстниками отличается у детей от общения со взрослыми тем, что при контакте со сверстниками у ребенка наблюдается больше мимических проявлений и ярких выразительных интонаций. А при общении со взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить. Ему важнее высказаться самому, чем слушать другого ребенка. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстником, получить ответ, делает речь дошкольника связной, полной, понятной.
Игра- основной вид деятельности детей. В игре ребенок накапливает значительный опыт, а из своего игрового опыта. Он черпает представления, которые он связывает со словом. Игра, являясь сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка, должна быть использована в интересах развития речи детей.
Уже доказано, что развитие детского воображения тесно связано с усвоением речи. В логопедической группе, задержанные в своем речевом развитии дети, отстают и в развитии воображения. В своей группе, руководство игрой мы осуществляем по методу комплексного руководства игровой деятельностью:
1. Планомерное обогащение опыта ребенка через ознакомление его с окружающим в активной деятельности.
2. Использование окружающих игр для ознакомления со способами отображения окружающего.
3. Организация гибкой игровой среды.
4. Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры.
Работа воспитателя тесно связана с работой логопеда по развитию речи. Темы, которые подробно изучались, такие как: «Части тела», «Предметы туалета», «Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Дом и его части» отразились и в сюжетно - ролевых играх «Семья», «Дочки-матери», «Гости», «Детский сад», «Столовая», «Магазин», Строители». В процессе игры давали детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения, много разговаривали с ними по существу их игр, влияли на обогащение их языка. Старались, чтобы дети усваивая родной язык прежде всего подражали живой разговорной речи окружающих. На занятиях, в обучающих играх и в свободное время знакомили детей с произведениями народного творчества, с пословицами, потешками, загадками, сказками, песенками. Дети не только слушали, но и повторяли и усваивали их, употребляя в своей речи пословицы, прибаутки, загадки, дети составляли те или иные выражения, усваивали их смысл и сами начинали их употреблять. Так например, знакомя детей с одеждой и с теми, кто ее шьет, мы подробно обозначали словом такие действия как: шить, зашить, пришить, вышить, нашить, вшить, дошить, перешить, сшить.
До этого дети для обозначения этих различных действий в лучшем случае использовали одно, два слова (сшить, зашить).
Овладевая родным языком таким путем, ребенок уже не будет
ошибаться в точности обозначений. Неправильное употребление слова ведет за собой ошибки в области мысли, а потом и в практическом действии.
Забота о чистоте родного языка тесно связана с тем, как мы говорим сами, взрослые, насколько заботимся о том, чтобы наш язык, наша речь давали детям богатую пищу. И еще мы должны содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных лучших сторон.
Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор игрушек, материалов, пособий, следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
3. Играя с детьми,содействовать отображению в игре положительных сторон социальной и трудовой жизни.
4. Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Рекомендуется включать в игру малышей и старших детей.
5. Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
6. Участвовать в игре, так как творчество детей и общение со взрослым помогает им в индивидуальных и коллективных играх развивать сюжет, находить выход из непростой ситуации, которая без помощи взрослого могла бы зайти в тупик.
А главное, что активизирующее общение я детьми помогает игровой деятельности стать самостоятельной деятельностью детей.