Татьяна Антюхова
Психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
обобщения опыта работы с детьми с ОВЗ
Пояснительная записка
Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
Публикация «Психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2023
Образовательные: познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ.
Развивающие:
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
• развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы:
*метод проблемного изложения материала,
*частично-поисковый метод,
*тренинговые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: педагоги ОУ
Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные,макет сердец (бумажные, три цвета: красные,оранжевые,желтое, кукла-мальчик среднего размера, бумажные куклы девочка-мальчик, шифоновые платочки, атласные ленты, набор психологических карт «Сокровищница жизненных сил» Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой.
Подготовительная работа : подготовка помещения, материалов для работы, памяток по особенностям детей с ОВЗ, рекомендаций педагогам для работы с детьми с ОВЗ.
Приложение:
Ход тренинга для педагогов
«Мир особого ребенка…»
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
Приветствие
Все участники сидят в кругу. «Назовите свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало».
Цель: поприветствовать коллег, настроиться на работу.
Ведущий: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Кому показалось, что кто-то хвастается?
— Узнали ли вы что-то новое о людях?
Ведущий: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше. Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. В нашем ДОУ чаще всего встречаются дети РАДА, дети ЗПР, и дети с СДВГ. И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.
Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ» (авторское)
Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.
Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме. После представления группой своего «ребенка» все участники дают рекомендации по работе с ним. Ведущий записывает на доске.
Ведущий: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.
Ведущий (зачитывает стихотворение) :
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Ведущий: (раздает каждому по одному шифоновому платочку)
У ведущего в руках кукла- мальчик среднего размера.
Упражнение «Погружение» : «Сегодня к нам в гости пришел Боря, ему 4 года. Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами. И тут я укладываю Борю на пол в центр круга. (Пауза).
Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на следующие вопросы :
1. Какое чувство родилось у вас при встрече с Борей (или с похожими детьми?
2. Что вы, как педагог можете сделать для Бори (для таких детей?
3. Расположите платочек, который у вас в руках по отношению к Боре, именно там, где вам захочется.
После того, как все платочки оказались расположенными относительно Бори, психолог подводит рефлексию, благодарит педагогов за работу.
Семья, имеющая ребенка с особыми образовательными потребностями, автоматически попадает в ситуацию общей ограниченности, т. к. родители привязаны к ребенку, порой не могут полноценно работать, далее сужается круг знакомых и т. д.
Ведущий: На становление личности не всецело влияет болезнь, воспитание имеет огромное значение. Ребенок с тяжелыми нарушениями, попавший в благоприятную среду может стать успешным в жизни, а ребенок способный может ничего не добиться. Главное настрой, целеустремленность, любовь и трудолюбие, и можно исправить практически всё.
Упражнение «Жизненные силы»
Ведущий: В заключении я предлагаю, с помощью психологических карт разработанных Т. Д. Зенкевич- Евстегнеевой задать себе вопрос «Какая жизненная сила необходима мне для работы с детьми с ОВЗ?» Возьмите одну карту и прочитайте рекомендацию.
Рефлексия.
Подведение итогов
Подвести педагогов к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.
Литература:
1) Гонеев А. Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.
2) Завражин, С. А. Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии / Завражин С. А., Фортова Л. К. // Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.
3) Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». Ростов н/ Д: «Феникс», 2004.
4) Барковская Е. Поддержка – что это такое? Занятие для педагогов. //Школьный психолог №15, 2011г. – С. 42
5) Кремлякова А. «Место, где мне хорошо». Программа групповых занятий для педагогов и специалистов помогающих профессий по профилактике профессионального выгорания//Школьный психолог №2, 2012г. – С. 13-14