Наталья Гордиенко
Консультация для педагогов и родителей «Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим»
▼ Скачать + Заказать документы
Родители часто жалуются на ограниченность времени, отводимого на воспитание детей. Но не следует забывать, что воспитание осуществляется не только при непосредственном контакте с ребенком, но и организацией всей жизни семьи. Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, себялюбие, эгоизм. Но почему же в некоторых семьях растут черствые, грубые и эгоистичные дети?
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим“» размещена в разделах
«Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания, пишет по этому поводу В. А. Сухомлинский. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать»
Большое значение для формирования такого нравственного качества, как заботливость имеют обсуждение с детьми окружающей жизни, событий, рассказы родителей о своем детстве, взаимной помощи.
Если ребенок активно включен в трудовую жизнь семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять заботу об окружающих.
Родители должны помнить, что любое их неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться на поведении ребенка. Основы трудолюбия, навыки поведения, уважение и внимание к людям семья воспитывает с раннего детства.
Включая детей в активную жизнь в семье (постоянные трудовые поручения, совместные прогулки, чтение художественной литературы, мы должны стремиться к тому, чтобы научить ребенка не только внешним проявлениям вежливости, уважению к старшим, но и воспитывать у него умение быть внимательным, заботливым, понимать настроение близких. Часто родители не понимают психологических особенностей детей, порицают за неудачно выполненную работу, даже если ребенок и старался, но у него не хватило умения.
Говоря о применяемых родителями поощрениях и наказаниях, нельзя не упомянуть и о такой серьезной ошибке, допускаемой в воспитании, как угроза детям, например «Если не послушаешься и уйдешь на улицу, не пущу потом домой, выгоню из дома», «Будешь драться, отдам в детскую комнату милиции» Эти угрозы неразумны, грубы, основаны на страхе и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка, принести не могут.
Самая большая ошибка в семейном воспитании – физическое наказание детей. В семьях, где оно применяется, трудно воспитать заботливое отношение детей к родителям и другим членам семьи. Физически наказывают детей те родители, педагогическая культура которых низка, которые считают физические наказания единственным убедительным методом воспитания.
Подчас родители без надобности хвалят детей. При этом дети зазнаются, а других похвала родителей оставляет равнодушными, что сказывается на направленности характера ребенка.
Характер, формируясь социально – культурной средой и воспитанием, проявляется в отношении с другими людьми, образе жизни, воле, привычках, поведении. Все это в ребенке закладывается в семье.
В семейном воспитании применяются разнообразные способы морального поощрения детей : одобрение, создание радостной атмосферы по поводу успехов ребенка, оказание доверия, ласковое внимание (обнимание, поглаживание по голове, рассказывание сказок, разрешение погулять, одобрение при сравнении одного поступка или деятельности с другим.
Поощряя полезную деятельность детей, родители исходят из того, что решающим в формировании личности ребенка является не только правильная организация его деятельности, накоплением им опыта заботливого отношения к окружающим, но и развитие мотивов поведения.
Среди причин, вызывающих применение физических наказаний, можно выделить следующие: авторитарный склад семьи, отсутствие семейного коллективизма, индивидуальные привычки некоторых членов семьи (алкоголизм, несдержанность и другие, отсутствие положительного микроклимата в семье и разделение труда. В такой семье каждый предоставлен сам себе, лишь живут вместе. Нет здесь теплоты, взаимного уважения, сочувствия, радости. Дети в таких семьях не приучены к труду, раздражительны, эгоистичны, жестоки, не способны сдерживать себя.
Для ребенка, осознающего, что своим плохим поступком он огорчает родителей, достаточно душевного разговора, который окажет на него сильное воздействие.
Воспитание нравственных качеств, в том числе и заботливости, успешно проходит в тех семьях, где существует взаимное уважение членов семьи, интерес к окружающим людям.