Валентина Войтун
План работы по самообразованию. Формирование патриотических качеств детей через карельское декоративно-прикладное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию :
«Формирование нравственно-патриотических качеств детей через ознакомление детей с карельским декоративно-прикладным искусством».
Тема взята на 1 год.
Актуальность
Актуальность моей темы состоит в том, что декоративно-прикладное искусство открывает ребенку разноцветный мир народной выдумки и разнообразие народных ремесел. Народное творчество воспитывает у детей эстетическое чувство и вызывает желание не только любоваться произведениями народных мастеров, но и стараться сделать что-то похожее своими руками, формирует творческий подход к художественно-прикладной деятельности. Ознакомление с произведениями народного творчества вызывает у детей первые представления о своей малой Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Занятия декоративно-прикладным искусством детей в дошкольном учреждении также помогает ребёнку развить и технические навыки росписи различных предметов, что напрямую развивает мелкую моторику пальцев рук, цветовосприятие, улучшает глазодвигательную функцию у ребёнка. Через занятия декоративно-прикладным искусством у детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика Карелия
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в формировании художественных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста по средствам декоративно – прикладного искусства.
Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление детей с народным декоративно прикладным искусством.
Задачи:
Приобщать детей к карельскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, изобразительные приемы и т. д.);
На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
Уточнить и обобщить знания детей о малой родине.
Познакомить с историей карельской росписи. Продолжать формировать у детей представление об элементах узора (топорики, снежинки, елочки, цветы, листья, ломаная и волнистая линии).
Продолжать учить рисовать элементы карельского орнамента.
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Развивать умение любоваться изделиями народных мастеров.
План работы.
Сентябрь
1. Беседа с детьми на тему «Карелия – мой край родной». Уточнить и обобщить знания детей о малой родине.
2. Определение в группе места для уголка «Люблю тебя, Карелия».
3. Рисование: «Узор на полоске» Цель: Познакомить детей с законом симметрии и особенностями построения орнамента в прямоугольной форме.
4. Разучивание карельских народных подвижных игр. «Ау», «Капуста»
5. Чтение карельской сказки «Голубая важенка»
6. Подбор методической литературы, ознакомление с опытами педагогов на интернет-сайтах.
Октябрь
1. Оформление уголка «Люблю тебя, Карелия»
2. Просмотр компьютерной презентации «Карельская изба»,
3. Рассматривание альбомов с иллюстрациями карельских орнаментов и предметов быта.
4. Рисование с детьми. Тема: «Фартук для бабушки». Цель: Учить детей рисовать кончиком кисти топорики, ломаные линии и елочки.
5. . Консультация для родителей на тему: «Значение декоративного рисования для развития мелкой моторики пальцев рук».
6. Чтение карельских сказок «Пряха у проруби», «Черная уточка».
7. Разучивание карельской игры «Кукушка»
Ноябрь
1. Рисование «Карельские орнаменты». Цель: закреплять умение ритмично располагать карельский узор на полосе. Совершенствовать технические умения и навыки работы кистью.
2. Д. и. «Продолжи узор», «Что изменилось?»
3. Экскурсия в библиотеку. Организованная деятельность, просмотр презентации «Откуда рубашка пришла», мастер – класс «Прядение»
5. .Беседа с детьми «Ремесла и быт карелов». Цель: показать взаимосвязь с декоративно – прикладным искусством.
6. Развитие речи. Проведение с детьми лексико-грамматического занятия с использованием карельского народного творчества.
Декабрь
1. Открытое занятие для коллег ДУ «Карельские узоры»
2. Разучивание карельских народных игр : «Картошечка», «Гули-гули раз»,
3. Чтение карельской сказки «Невеста – мышь».
4. Общение с детьми «Традиции карельского народа», «Как отмечали Новый год в Карелии»
5. Помощь родителей в изготовлении атрибутов для музыкального развлечения «Карельские посиделки»
Январь
1. Музыкальное развлечение для родителей «Карельские посиделки».
2.. Чтение карельских сказок «Ольховая чурка», «Красавица Насто».
3. Консультация для родителей: «Карельские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с карельскими народными играми, показать доступность их для детей рекомендовать использовать их в организации досуга с детьми.
4. Разучивание карельской народной игры «Петухи»
5. Выставка работ по карельскому декоративному рисованию «Зимняя одежда».
6. Взаимодействие с психологом: «Место и роль народных игр в социализации детей»
Февраль
1. Беседа с детьми «Богатство нашего края», рассматривание иллюстраций. Воспитывать патриотические чувства.
2. Чтение карельских сказок «Овод и козы», «Лапоток».
3. Рассматривание иллюстраций «Карельская народная одежда», раскраски для детей.
4. Д. и. «Угадай какая роспись»
5. Моделирование одежды для кукол по мотивам карельского орнамента. Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, закрепить знание об особенностях орнаментов и цветовой гаммы изделий.
6. Карельская народная игра на прогулке «Пятнашки на санках».
Март
1. Чтение карельской народной сказки «Сума, дай ума»
2. Рисование по мотивам карельских сказок.
3. Разучивание карельских считалок.
4. Д. и «Узнай элементы узора».
5. П. и. «Сиди, сиди, Яша».
6. Сбор материала для альбома «Карельский орнамент».
Апрель
1. Организованная деятельность детей «Карелия – мой край родной». Уточнить и обобщить знания детей о малой родине.
2. Оформление альбома «Карельский орнамент».
3. Аппликация: «Плетеная корзинка».
4. Д. и. «Разрезные картинки».
5. Практический семинар для воспитателей.
«Карельские народные игры с детьми дошкольного возраста»
Цель: Познакомить и заинтересовать педагогов карельскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с детьми.