Елена Янковских
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре.
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры Считая важной работу по приобщению детей к народной культуре, через которую формируется чувство патриотизма, воспитывается духовность, уважение к русским традициям, мы решили создать проект «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре». Через этот проект мы попытались реализовать программу развития детского сада «Приобщение детей к истокам русской культуры».
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями в рамках дошкольного образования. Поэтому мы считаем целесообразным продолжить работу по некоторым видам декоративно-прикладного искусства, таких как хохломская роспись, гжель, городецкая и дымковская росписи.
Проблема: у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформированы представления о декоративной росписи как одного из видов декоративно-прикладного искусства.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: Развитие познавательного интереса у детей к декоративно-прикладному искусству.
Задачи проекта:
Познакомить детей с народными промыслами
Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством - хохломской росписью.
Вызвать у детей интерес к народному творчеству.
Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам хохломской росписи.
Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Весь учебный год мы решили посвятить работе по данному направлению, условно разделив его по нескольким направлениям: хохломская, гжель, городецкая и дымковская росписи, отведя каждый из перечисленных видов промысла примерно по два месяца. Первым направлением является хохломская роспись, следующая – гжель, городецкая, дымковская росписи. Основным и общим для всех этих направлений является чтение детям рассказов о мастерах и создании предметов в этих стилях, разучивание стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций посуды, игрушек и других предметов обихода, расписанных под хохлому, гжель, городецкую и дымковскую росписи.
Ежедневно нам приходится контактировать с родителями своих воспитанников. Мы решили выяснить, что взрослые знают о декоративно – прикладном творчестве, и какое значение оно имеет в жизни ребенка. Для этого была разработано и проведено анкетирование родителей по данной проблеме. В результате анкетирования родителей выяснилось, что лишь 65% знают один и более народных промыслов известных росписью по дереву.
Считаете ли Вы необходимым украшать предметы быта и почему?
100% считают, что да, нужно: 70%, потому что - это красиво; 15% потому что - это модно, и лишь 15% человека потому что – это наша история.
Хотели бы вы иметь вещи, украшенные хохломской росписью?
Все родители ответили положительно. Или 100%
Нужны ли в современном мире народные промыслы?
Все родители ответили положительно.
Отсюда следует вывод, что родители, недостаточно владеют знаниями о русском народном промысле, но желают, чтобы их дети владели этими знаниями.
Для решения этой проблемы мы сделали небольшую информационную папку-передвижку «Хохлома» для наших родителей.
Работа с детьми по данному направлению проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе мы продолжили знакомить детей с народным промыслом – хохлома. Более подробную и интересную наглядную информацию мы получили, просмотрев учебный фильм «Технология сознания хохломской росписи», через беседы с использованием наглядного материала. Огромную роль сыграло и устное народное творчество – стихи, загадки, песни. Чтобы заинтересовать детей и привить желание познать историю своего народа, культуру и традиции, приобщить детей к прикладному искусству - пригодились дидактические игры. Интересной для детей оказалась и экскурсия в горницу (мини-музей детского сада). Нам будто бы привелось побывать в том времени, когда посуда и другие предметы интерьера были повседневными, а не декоративными.
Мы попросили родителей дома, совместно с ребенком, изготовить тарелку в технике «Папье-маше».
На основном этапе мы вместе с детьми расписывали тарелки, изготовленные в технике папье-маше, используя «верховую роспись» представленных мотивов хохломской росписи.
Наша работа по овладению хохломской, а в последующем и городецкой росписью, гжелью и т. д. строилась из различных видах изодеятельности. В работе с хохломской росписью мы изготавливали аппликации по мотивам хохломской росписи, использовался нетрадиционный способ рисования как пластилинография, роспись по бумажному шаблону утвари (раскраски, на тарелках, сделанных в технике папье-маше и одноразовых бумажных тарелок. Мы считаем, изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности.
Заключительным этапом работы с хохломой стала организация выставки детских работ и участие детей в музыкальном празднике «Русский сувенир», в котором были представлены песни и танцы с предметами, расписанными хохломой, городецкой росписью.
В ходе работы были достигнуты следующие результаты: у детей появилось желание побыть мастерами, создавать такую красоту своими руками, у них появился интерес к познанию других видов декоративной росписи, желание научиться работать в данной технике.