Ирина Галишина
Проект «Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Умения воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
Задачи проекта.
1. Выявить отношение детей старшего дошкольного возврата к природе в целом, и к конкретным природным объектам, а также умения в речи ребенка «оживлять» и оценивать его состояние;
Публикация «Проект „Умение воспринимать природу как средство развития экологической культуры детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
2. Оценить содержание работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста и ее направленность на развитие у ребенка интереса к познанию природы;
3. Изучить педагогический эффект участия родителей в экскурсиях детей в природу.
Для решения поставленных задач запланированы следующие мероприятия в природе :
«Прогулка детей в лес». Тема: «Жизнь деревьев».
(две части)
Цель первой части – свободная прогулка в лес.
Оцениваются действия детей :
• на наличие и отсутствие интереса к лесу;
• к природным объектам (растительному и животному миру);
• на умение проявлять заботу или милосердие;
• фиксируются любые проявления детей, как положительные, так и отрицательные.
Цель второй части – целенаправленная прогулка в лес. Выявить способность ребенка старшего дошкольного возраста действовать в четком соответствии с предлагаемыми рекомендациями:
• найти «счастливый» природный объект дерево;
• оценить его состояние (по выбору ребенка);
• обосновать причины (счастья, несчастья);
• обозначить в речи способ помощи.
Критерии оценки:
1. Определить уровень развития анализирующего мышления и речи ребенка;
2. Определить уровень развития воображения и способность «одушевлять» и фиксировать в речи состояние природного объекта;
3. Способы оказания помощи;
4. Установить варианты причинно – следственных связей природы, взрослого человека и ребенка - дошкольника.
Вторая тема: «Найди «счастливое» и «несчастное» растение»
Экскурсия в лес.
Цель экскурсии: оценить уровень развития воображения, творческой фантазии детей старшего дошкольного возраста; речь- оценку; творческую речь; умение адекватно оценивать состояние природного объекта, планировать действия направленные на оберегание, спасение, охрану и поддержку растения. Вычленяется основополагающая цель - изучить стиль взаимодействия воспитателя с детьми.
Критерии и показатели оценки природного объекта :
в речи «оживить» образ и излагать проблемы, причины, возможные способы выхода в новое состояние жизни объекта и перечисление возможных способов изменений условий его жизни; оценивать психо - педагогические условия изменения состояния природного объекта в интерпретации ребенка шестого года жизни.
Третья тема: «Экскурсия в лес совместно с родителями»
Цель экскурсии: изучить влияние родителей, участников экскурсии на изучение отношения ребенка к природному объекту; оценивать причины нейтральной позиции родителя в ходе проведения экскурсии (адекватен, пассивен и безразличен); характер взаимодействия родителя со своим ребенком и остальными детьми.
Успех развития личности дошкольника определялся умением воспитателя :
пробуждать образное мышление и воображение, эмоции, речь, чувства детей;
определять план возможных действий направленных на развитие эмоций, умственного потенциала дошкольника, умение оказывать помощь природному объекту «одушевлять» и в речи его оценивать.
Заключение.
В своей работея я доказала самоценность этапа развития основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Мне удалось подтвердить мнение видных ученых, психологов и педагогов, что ребенок дошкольного возраста должен уметь воспринимать природу, сочувствовать ей и сопереживать. Это помогает у детей формировать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формирует у него основы эмоционального интеллектуального и нравственного отношения к увиденному, что проявляется во взаимоотношении ребенка с природой. В этих условиях, как мы обнаружили, у детей формировалась способность наблюдать природные объекты, оказывать помощь природе, накапливать положительный опыт.
Я разработала четкую и последовательную систему работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленную на развитие у дошкольника способности :
• Исследовать проблему, оценивать жизнь и состояние природного объекта;
• Намечать возможные способы охраны помощи природному объекту;
• Реализовывать намеченные планы.
Сравнительный анализ этапов исследования эксперимента свидетельствует о значительных качественных изменениях в оценке состояния природного объекта с детьми экспериментальной группы, что представлено в конкретных показателях. Отказавшись от информирования и тренировки памяти старшего дошкольника, воспитатель выводил детей в ситуации, востребующих от них умения :
наблюдать объект;
устанавливать причинно - следственные связи;
в речи определять возможные пути и способы помощи объектов;
реализовывать и наблюдать, оценивать результат собственных усилий.
Разработанная мною технология качественно поменяла систему речевых оценок детьми состояния природного объекта. Это стало возможным благодаря задействованности эмоций, нравственных чувств и оценок самим ребенком. В этих условиях у детей формировалась способность сопереживать природному объекту, они стали его «оживлять», «одушевлять» и вести с ним беседу – диалог. Мы заметили, что включение воображения очень сильно повлияло и перестраивало систему взаимодействия с объектом наблюдения.
Таким образом, сравнительный анализ результата этапов исследования четко зафиксировал, что ребенок, участвующий в эксперименте выходил на новое качество развития основ экологической культуры, это кардинально меняло отношение ребенка к природе, пробуждало чувство и заботу о природном объекте. В наших обстоятельствах у детей явно проявлялась способность сопереживать и в логически обусловленной речи четко передавать свое отношение к природному объекту, эмоционально сопереживать и оказывать конкретную помощь. Например, пересадить молодую березку из песчаной почвы в чернозем.
Особо следует заметить важность появления у детей стремления вести диалог с природным объектом. Именно эти условия определили высокий уровень развития к концу исследования способности адекватно оценивать ситуацию, наблюдать и в развернутой речи оценивать состояние объекта, условия, облегчающие ему жизнь. Далее, мы зафиксировали, что 60% детей выходят в наших условиях на высокий уровень развития экологической культуры. 40% детей остались на среднем уровне, следовательно, системный анализ подтвердил, что, для того чтобы развить основу экологической культуры. Необходимо прежде всего учить детей проявлять любознательность, сочувствие, уметь общаться с природой как с живым объектом, вступать с ним в диалог, оценивать проблемы и оказывать помощь. Данные экспериментальной работы подтвердили умение экологов - педагогов и методистов важность общения ребенка с живой природой.
Полученные результаты в работе с детьми шестого года жизни позволяет нам утвердиться в эффективности проведенной целенаправленной работы по вышеобозначенной теме, и мы намерены ознакомить с результатами своего исследования своих коллег по дошкольному образованию.