Виктория Карташова
Методическая разработка на тему «Право-лево» для детей 3–4 лет с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Карташова Виктория Евгеньевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №62
Приморского района г. СПб
Методическая разработка с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО
на тему
«Право-лево»»
для детей 3-4 лет с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича
Используемая современная образовательная технология: игровые технологии.
Цель: формирование у детей умений ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Публикация «Методическая разработка на тему „Право-лево“ для детей 3–4 лет с использованием развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Лево и право. Учим ребенка ориентироваться
- Младшая группа
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Задачи по образовательным областям ФГОС ДО:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитывать культуру поведения при проведении совместных мероприятиях.
• Способствовать развитию доброжелательности, внимания и взаимопомощи.
• Учить работать в команде.
• Развивать способность правильно оценивать ситуацию и предвидеть возможные последствия.
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Формировать представления младших дошкольников о направлениях – право и лево.
• Развивать мелкую моторику при помощи пальчиковой гимнастики.
• Расширять представление об окружающем мире.
• Закреплять знания порядковых числительных: 1ый -5ый
Образовательная область «Речевое развитие»
• Развивать координацию речи с движениями.
• Обогащать и уточнять словарный запас.
• Развивать слуховое и зрительное внимание.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Развивать творческое воображение.
• Способствовать развитию интереса к созданию целостного образа.
• Формировать навыки конструирования.
Образовательная область «Физическое развитие»
• Развивать координацию и гибкость.
• Учить правильному дыханию.
• Учить выполнять заданные движения под музыку.
Материалы и оборудование: развивающая среда «Фиолетовый лес» (деревья, озеро Айс, насекомые и звери, веревочки-липучки, деревянные фигурки героев: капитан Гусь и его матросы – Речкин, Озеркин, Морейкин, галчонок Карчик, пчела Жужа, Лопушок, «Чудо Соты 1», ленточки на руку для каждого ребенка, большой корабль «Плюх-Плюх», цветная схема расположения парусов.
Предварительная работа: согласно наблюдений за детьми в ходе ежедневных занятий в группе, выявлено, что все дети праворукие.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Развивающая среда «Фиолетовый лес». Посреди озера на мели стоит кораблик «Плюх-плюх».
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, в Фиолетовом лесу случилась беда. На озере Айс на мель сел корабль «Плюх-плюх». Капитан Гусь доверил управление корабля матросу Озеркину, а он, оказывается, не знает, где право, а где лево. Капитан ему скомандывал: «Право руля!» А Озеркин повернул налево. И вот результат – корабль на мели. А кто мне сможет объяснить выражение: сесть на мель? Что это значит?
Дети: версии детей (если не отвечают, разъясняет воспитатель).
Воспитатель: А зачем еще в жизни нужно знать, где лево, а где право?
Дети: выдвигают свои версии.
Воспитатель: А вы знаете, где у вас лево, а где право? Давайте проверим.
Воспитатель просит детей выполнить его задания (поднять правую руку, показать левое ухо, дотронуться до правой коленки, показать большой палец на левой руке и т. п.)
(Воспитатель смотрит, кто ошибается, и того поправляет).
Воспитатель: Да, я вижу, что еще не все знают, где право, а где лево, Чтобы вам было легче выучить, на правую руку я привяжу вам ленточку.
(Каждому ребенку воспитатель завязывает ленточку)
Давайте проверим, поможет нам ленточка или нет.
Дети выполняют задание по стихотворению, повторяя за воспитателем.
Правая и левая – строят города.
(вытягивают поочередно вперед руки, а затем «строят» – ставят одну руку над другой, как будто кладка кирпичей)
Правая и левая – водят поезда.
(показывают руки, а затем «крутят руль» перед собой)
Правая и левая – могут шить и штопать.
(показывают руки, а затем правой рукой имитируют работу иголкой – шью, левой рукой - держат воображаемую ткань)
Правая и левая – любят громко хлопать.
(показывают руки, а затем хлопают)
За окошком ходит ночь, руки так устали.
Правая и левая спят на одеяле.
(показывают, как спят, ручки под щекой)
(Автор не известен)
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вы же знаете, что друзей нужно выручать. Одному капитану Гусю не справиться. Давайте поможем снять корабль с мели, а для этого мы отправимся в Фиолетовый лес. Он находится далеко в сказочной стране, и чтобы скорее попасть нам туда, я предлагаю лететь на самолете. Итак, в путь!
Дети: Дети встают в шеренгу друг за другом.
Воспитатель:
Пролетает самолет,
С ним собрались мы в полет.
Правое крыло отвел. Посмотрел.
Левое крыло отвел. Поглядел.
Летим.
(Автор не известен)
Дети: Гудят, идут, изображая полет.
Воспитатель: Вот и прилетели, давайте совершим посадку на этой опушке. Другого посадочного места в лесу нет. Только вот незадача, до озера Айс нам придется пробираться через лес непроходимыми тропками. А чтобы мы не заблудись, капитан Гусь прислал нам карту и нарисовал дорогу. Но он предупредил, что в лесу живет мальчишка-проказник Незримка Всюсь. Он, как всегда, будет строить нам всякие козни (строить козни – это значит вредничать, хотеть сделать что-то плохое кому-нибудь). Любит он это дело. Поэтому дорога будет трудная, и на ней нас ждет много испытаний. Как вы думаете, мы сможем их преодолеть?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда вперед.
Дети проходят и садятся на стул перед Фиолетовым лесом, на котором схематично изображен весь путь от опушки до озера Айс)
Как петляет тропинка. Скажите, в какую сторону мы должны сначала повернуть?
Дети: Вправо.
Воспитатель: Ой, мы оказались с вами у развилки дорог. Куда же нам теперь идти, по какой дороге поворачивать. Тут какой-то камень, а на нем что-то написано. Да это же загадка. Я думаю, что разгадав ее, мы сможем выбрать правильную дорогу.
Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
(В. Берестов)
Как вы думаете, ребята, как ученик узнал, где у него лево, а где право?
Дети: (дети дают ответы и поясняют, почему они думают именно так.)
Воспитатель: Надеюсь, что мы правильно отгадали загадку. Давайте пойдем по правой дорожке.
А дорожка-то опять петляет. Подскажите, в какую сторону нам теперь нужно повернуть?
Дети: Влево.
Воспитатель: Смотрите, какая красивая полянка перед нами! Сколько на ней лесных жителей. И все куда-то торопятся. Давайте с вами посмотрим и скажем, кто из зверей и птиц в какую сторону бежит или ползет.
Воспитатель называет и показывает животное или птицу, а дети отвечают, в какую сторону те направляются.
Воспитатель: За животными наблюдать интересно, но нам нужно торопиться. Пойдемте, скорее дальше. Вы не слышите? Мне кажется, что я слышу чьи-то печальные вздохи. Да это-же Лопушок. Лопушок, почему ты так тяжело вздыхаешь?
Лопушок: Мне грустно потому, что мой друг галчонок Карчик уехал на выходные навестить свою бабушку. А мне и поиграть не с кем. Вот я и грущу.
Воспитатель: Ребята, а давайте развеселим Лопушка. Станцуем вместе с ним веселый танец.
Дети встают в круг, взявшись за руки. Звучит песня «Мы пойдем сейчас налево». Дети выполняют движения, о которых поется в песне, с каждым разом убыстряя темп.
Воспитатель: Лопушок, мы смогли поднять тебе настроение?
Лопушок: Спасибо, ребята. Вы сумели меня развеселить. Теперь я буду с нетерпением ждать возвращение галчонка Карчика, чтобы научить его этой веселой песенке. До свидания.
Воспитатель: Смотрите ребята, тропинка привела нас к домику пчелки Жужи.
(Дети встают и садятся за столы)
Здравствуй, Жужа. Что у тебя случилось?
Жужа: Да это все Незримка Всюсь. Я только отвернулась, а он, пробегая мимо, нечаянно уронил мой улей. Он упал и сломался. Я не могу его починить. Не помню, где какая ячейка соты стояла. Теперь мне некуда собирать мед. И я останусь на зиму без запасов еды.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Жуже все починить. Я вам буду подсказывать, а вы – строить. Итак, красную соту нужно вставить в левый верхний угол, зеленую – в правый верхний, оранжевую ставим посередине, желтую – в левый нижний, а синюю - в правый нижний.
(Дети с помощью игры «Чудо Соты 1» выполняют задание согласно инструкции воспитателя)
Жужа, смотри, мы починили твой улей. Теперь ты можешь снова собирать мед.
А далеко ли до озера Айс? Нам нужно помочь команде капитана Гуся снять корабль с мели.
Жужа: Это уже совсем близко. Тропинка сначала повернет налево, там будет калитка. Выйдите через нее, потом немного пройдете, повернете направо – и вы на берегу озера. Но калитка закрыта на замок. А чтобы его открыть, необходимо в правильном порядке приложить руку к замку. Вот вам шифр, который поможет отпереть замок.
(Жужа дает листок, где написан шифр)
Воспитатель: Вот и калитка. Берем шифр. Итак: правая ладошка, левая ладошка, правая ладошка, правая ладошка, левая ладошка.
(Воспитатель по очереди вызывает детей к Фиолетовому лесу. Дети прислоняют ладошки к замочку по указанной схеме. Замочек открывается, проход свободен. Дети встают с мест и подходят к Фиолетовому лесу)
Воспитатель: Вот и озеро Айс.
(Воспитатель ввозит большой макет корабля «Плюх-Плюх» без парусов и вносит паруса)
Я знаю, как правильно развесить паруса, чтобы снять корабль с мели. Там была дана вот такая схема. Ее мне капитан Гусь дал.
(Воспитатель показывает цветную схему расположения парусов.)
Давайте же скорее развесим паруса.
(Воспитатель вызывает по очереди детей. Те берут парус, и надевают его на мачту, проговаривая, какого цвета парус и в какую сторону они его направляют.)
Воспитатель: Смотрите, корабль двигается. Ура! Нам удалось снять его с мели. Давайте вместе с матросом Озеркиным встанем у штурвала и поплывем на корабле.
(Дети вытягивают руки вперед, имитируя, что взялись за штурвал. Воспитатель отдает команды, а ребята, согласно командам, крутят воображаемый штурвал).
Звучит песня «Плыви кораблик мой, плыви».
Матрос Озеркин: Спасибо вам, ребята. Теперь я точно стал настоящим моряком и больше никогда не посажу корабль на мель.
Воспитатель: И нам ребята пора возвращаться в детский сад. Снимаем наши ленточки-подсказки. А сейчас я проверю, кто из вас сможет встать у штурвала корабля и стать настоящим капитаном.
( Воспитатель дает задания типа: покажите мне ваш левый глаз, покажите указательный палец на правой руке и т. п. и проверяет, кто из детей и как усвоил материал).
Рефлексия.
Молодцы. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.
Скажите, а с какими героями «Фиолетового леса» мы повстречались?
Кто из героев вам больше понравился и почему?
Вспомните, как пошалил Незримка Всюсь у Фифы?
Как вы думаете, матрос Озеркин станет хорошим моряком?
Список литературы:
1. https://detstihi.blogspot.ru/2011/12/blog-post_695.html
2. https://igry-s-razumom.ru/tvorchestvo/stixi-dlya-detej.html
3. Серия «Сказочные лабиринты игры» - «Фиолетовый лес», под редакцией В. В. Воскобовича, Санкт-Петербург, 2017г.
4. https://muz-color.ru/?s=%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B2%D0%B8+%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%20%D0%BC%D0%BE%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D1%8B%D0%B2%D0%B8