Магомедова Галина
Межполушарное взаимодействие — основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №12 «Юлдуз»
Методическая разработка:
«Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Магомедова Галина Петровна г. Каспийск 2021 г.
Аннотация к методической разработке
«Межполушарное взаимодействие – основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста»
Публикация «Межполушарное взаимодействие — основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В методической разработке представлен комплекс разнообразных игр, приёмов и упражнений, направленный на гармонизацию межполушарного взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста. В работе обоснован выбор темы данной методической разработки, изложен опыт работы, приведены методические рекомендации для педагогов по применению материала в работе с детьми. В приложении подобраны и описаны варианты игр и упражнений.
Содержание
Введение…4
Основная часть
Особенности интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста….6
Условия возникновения опыта…. 7
Этапы работы…. 8
Методы и приемы организации деятельности детей…. 8
Формы работы…. 8
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия….9
Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию…11
Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста…. 12
Заключение…. 14
Список литературы…. 15
Приложение 1…. 16
Приложение 2…. 19
Приложение 3…. 22
Введение
Происходящие изменения в обществе и принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка Особенно актуально звучит задача по социализации ребенка, развитию у него потребностей в творчестве, формировании любознательности, мотивации в достижении успеха. В условиях модернизации дошкольного образования воспитание творческих и интеллектуальных способностей стало одним из главных направлений в моей работе с детьми. Для реализации этих целей я работаю по теме «Межполушарное взаимодействие - основа интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста».
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.
Все это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Проанализировав опыт ученых и педагогов, я предположила, что с помощью специальных игр и упражнений можно выявить скрытые способности ребенка младшего дошкольного возраста и расширить границы возможностей, гармонизировать работу его мозга.
Таким образом, целью моей работы является:
Определение эффективности применения в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста приемов улучшающих межполушарное взаимодействие для развития познавательных процессов.
Задачи:
1. Провести начальную психологическую диагностику : определить уровень общего психического развития детей, а также уровень развития подконтрольных психических процессов (мышление, тонкая моторика, пространственные представления, память, элементарные математические представления (ЭМП).
2. Опираясь на полученные диагностические результаты, сформировать контрольную группу детей, которые не будут выполнять специальные упражнения.
3. Реализовать использование приемов для гармонизации межполушарного взаимодействия в образовательной деятельности.
4. Выполнить повторную диагностику уровня подконтрольных познавательных процессов у основной и контрольной группы. Определить динамику развития процессов в основной и контрольной группе, сравнить их.
5. Сделать вывод об эффективности применения специальных упражнений при реализации образовательной программы и их влиянии на развитие познавательных процессов у детей 2 младшей группы.
Основная часть
Особенности интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
Четвертый год жизни - пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический выход из совместной с взрослым позиции «Мы» и возникновение собственного самостоятельного «Я», что является результатом перехода в дошкольное детство, меняет отношение ребенка ко всему, что его окружает. Если его интересы в раннем возрасте определялись миром предметов, то в посткризисный период центральное место в поле его осознания занимает мир людей. Он с любопытством изучает взрослых, «открывает» для себя в новом качестве сверстника. Начинается активное познание социальной действительности. Человек, его деятельность, поведение и, главное, отношения между людьми становятся объектами пристального внимания, восприятия, подражания, наблюдения, осознания со стороны ребенка.
В младшем дошкольном возрасте усложняется коммуникативное поведение ребенка, развиваются различные функции речи, совершенствуется предметное и начинает развиваться социальное восприятие, возникают первые устойчивые представления, образное мышление, воображение и новые (продуктивные) деятельности.
Четвертый год жизни имеет важнейшее значение для развития чувственных форм познания. В структуре детского восприятия происходят существенные изменения. Совершенствуется предметное восприятие. Оно становится анализирующим, осознанным, продуктивным. В процессе восприятия внешних признаков (формы, размера, расположения, цвета) у ребенка формируется способность «считывать» информацию о внутренних, функциональных свойствах объектов. Ребенок не только идентифицирует объекты по определенному признаку, но и объединяет их в группы с опорой на самостоятельно выделенный признак. Начинают формироваться специфические представления о пространственных свойствах объектов (форме, размере, расположении, а также качественных (цвете, фактуре и пр.). Это существенно расширяет возможности ребенка, ему становится доступным формообразование в рисунке, конструирование целого из частей и многое другое, то есть решение мыслительных задач на новом уровне.
Существенные изменения происходят в развитии системы «взор-рука». Уровень развития компонентов системы тесно связан с видом ориентировочно-исследовательских действий, которыми пользуется ребенок при выполнении практических задач. В младшем дошкольном возрасте ребенок уже активно пользуется методом поисковой пробы (рука лидирует, взор следует за рукой) и практического примеривания (движения руки и движения глаз осуществляются одновременно). Начинается переход на зрительные способы ориентировки - зрительное примеривание, когда зрение постепенно становится ведущим по отношение к руке. При выполнении знакомых задач они могут пользоваться и зрительным соотнесением (рука подчиняется взору).
Большое значение для развития ребенка этого возрастного периода имеют первые представления о себе и окружающих людях. Ребенок осознает свой эмоциональный, бытовой, предметно-игровой и коммуникативный опыт, стремится отразить его в игре, неумелых рисунках и сообщениях «из личного опыта». Очень существенно, что уже в это время ребенок устанавливает определенные временные логические связи. Он способен понимать последовательность близких его бытовому опыту событий. На этом строятся игровые цепочки, последовательность которых адекватна логике реальной жизни.
Способность к решению задач в плане образов-представлений выражается в овладении формообразованием и появлении предметного рисунка, социального замещения в игре, умении работать по простейшему образцу, конструированию целого из частей и прочее.
Уже в младшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает познавательная функция речи. Это касается тех сведений, которые ему сообщает взрослый в ответ на пытливые вопросы ребенка, активно пополняется словарный запас словами обобщающего характера, глаголами, названиями свойств и отношений. Именно в этом возрасте у детей возникают и различные виды словесной регуляции деятельности.
Таким образом, развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) имеет характерные особенности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры.
Условия возникновения опыта
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - это непрерывный процесс. У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за сложившейся системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.
Именно поэтому первые 2- 4 года играют стратегически важную роль как стартовый период в гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, что, по мнению ученых, приводит к увеличению эффективности работы мозга в 5 раз.
На основе экспериментального исследования, в задачи которого входило изучение особенностей развития интеллекта через специальные игры и упражнения, определение содержания обучения и наиболее адекватных методов и приемов по формированию интеллектуальных способностей через взаимодействие обоих полушарий мозга. Это помогало применить игры и упражнения и без особых трудностей вызвать у детей не только интерес к выполнению заданий, но и применению упражнений на практике, в свободной деятельности для развития интеллектуальных способностей.
Этапы работы
Работа, проводимая мною в детском саду, строилась поэтапно:
1-й этап - подготовительный.
Изучение литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка, подбор игр и упражнений в соответствии с возрастом детей, практическая отработка приемов и упражнений, пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий;
Наблюдение за детьми в естественных условиях пребывания, т. е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре.
2-й этап - диагностический.
Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия. Проведение совместно с психологом диагностики выявления уровня развития мышления, тонкой моторики, пространственных представлений, элементарных математических представлений, памяти. (Приложение № 1);
3-й этап - апробация методов, приемов и пособий для развития межполушарного взаимодействия, т. е. определение направлений коррекционно-развивающей работы с детьми;
4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составление рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов по формированию межполушарного взаимодействия у детей.
Методы и приемы организации деятельности детей :
• Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук, координации движений, пространственной ориентации.
• Игры и упражнения на развитие различных видов восприятия, внимания, памяти.
• Игры и упражнения, формирующие мыслительные операции.
• Кинезиологические упражнения.
• Зеркальное рисование.
Формы работы:
Основная форма работы – включение приемов в программное содержание образовательной деятельности.
Для повышения эффективности мыслительной работы детей игры и приемы для развития межполушарного взаимодействия я включаю в образовательную деятельность по познавательному развитию, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром. Кинезиологические упражнения применяются ежедневно во время физкультминуток, утренней гимнастики. Занятия проходят в первой половине дня по подгруппам.
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на гармонизацию межполушарного взаимодействия
Игры на восприятие запахов являются способом воздействия на правое полушарие, которое преимущественно и воспринимает различные ароматы.
В дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к запахам. Эта обонятельная способность развивается, когда ребенок воспринимает и знакомится с запахами, которые нас окружают. Лото запахов тренирует память и открывает широкие возможности для обучения ребенка.
Для первого знакомства с запахами достаточно трех хорошо различимых ароматов (как по запаху, так и по цветовой подсказке на дне баночки). Выложите их на поднос и познакомьте с ними ребенка: понюхайте вместе, назовите аромат, попробуйте вместе описать этот запах (резкий, мягкий, свежий, сладкий, приятный, неприятный).
Старайтесь в течение недели повторять это знакомство и, по мере запоминания, замените один запах на новый и повторяйте все по кругу.
Время от времени можно возвращаться к старым запахам, чтобы их не забыть.
Не рекомендуется за один раз нюхать больше четырех ароматов, так как обоняние ослабевает, и угадать становится сложнее.
Предложите ребенку попробовать угадать ароматы с закрытыми глазами, ведь когда мы отключаем один из органов чувств, другие усиливаются. И на подсказку уже не посмотреть.
В дальнейшем дети уже смогут играть самостоятельно подбирая нужные картинки к запахам.
Игры и упражнения с тактильными карточками
Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения.
Тактильное восприятие (осязание) – это способность человека распознавать свойства и характеристики предметов посредством контакта с его кожей. Развитие тактильного восприятия помогает ребенку узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения. Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.
Когда ребенок дотрагивается до какого-то предмета, держит в руках, ощупывает его, мозг фиксирует и запоминает ощущения, полученные при помощи пальцев. Мозг запоминает информацию, полученную по тактильным каналам. И в следующий раз, увидев тот же предмет, ребенок уже будет представлять, каковы его тактильные свойства. Тактильные ощущения играют большую роль в развитии и формировании памяти, творческого мышления, воображения. Поэтому ребенку нужно предлагать занятия и игры, направленные на развитие чувства осязания. А так как в этих играх в основном задействованы руки, пальцы малыша, то эти упражнения положительно влияют и на развитие навыков речи у ребенка.
Игры с сенсорной коробкой.
1. Пересыпание
Самое простое занятие. Вам понадобится, контейнер с любым сыпучим материалом, а также ложка, половник, дырявая ложка, и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите детям, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приспособлений или просто руками.
2. Просеивание
Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской руки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов.
Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру.
3. Сортировка. Предложите детям задание на сортировку. Не забывайте про игровой контекст. Например, покормить курочку фасолью, а горошек отложить для маленького цыпленка, которому никак не проглотить большую фасоль. Следить за тем, чтоб дети использовали обе руки поочередно.
4. Поиски клада.
В контейнер насыпается любая крупа и кладется несколько мелких предметов (маленькие мячики, детали деревянных пазлов, крупные бусины и т. д.). Дети поочередно каждой рукой достают предметы,
Упражнения с флэш-картами.
Правое полушарие мозга, как библиотека, которую можно использовать для хранения информации, чтобы использовать ее в будущем. Раннее детство является периодом, когда легко вводить информацию в эту библиотеку.
Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.
Флеш-карточки показывают ребенку многократно и с разной скоростью, чтобы у него не пропадал интерес к занятиям. Подобная подача материала помогает развить у ребенка фотографическую память, от которой во многом будет зависеть развитие речи.
Когда ребенку показывают картинку, активизируется правое полушарие. Когда взрослый проговаривает название изображения — левое.
Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам.
Для работы с флеш-карточкой ее необходимо расположить чуть выше глаз ребенка, на расстоянии вытянутой руки. Менять карточку надо сначала медленно, постепенно ускоряя темп. На занятиях в карточки меняются примерно с интервалом в 1 секунду. Быстрая демонстрация карточек очень важна, так как только при условии большой скорости происходит активизация деятельности правого полушария головного мозга.
Стараться повторять занятие 2—3 раза в день, используя одновременно несколько тем для показа слов.
Варианты игр с флеш - картами
Методические рекомендации по обучению детей зеркальному рисованию
Одним из приемов, который может помочь детям развивать право и левополушарные функции более гармонично, является зеркальное рисование.
Помимо развития моторики обеих рук, оно отлаживает естественные функции мозга, позволяя каждому полушарию реализовывать собственный способ восприятия и переработки информации.
Принципы обучения:
1. От простого к сложному,
2. 1 картинка за 1 раз,
3. Длительность занятия не более 5 минут,
4. Ребенку не должно быть слишком просто.
Этапы обучения:
1. Каракули. Начинать обучение зеркальному рисованию можно с раннего возраста. На начальном этапе это могут быть просто каракули, нарисованные пальцами или ладошками.
2. Сюжетные картинки. На этом этапе можно переходить к рисованию простых сюжетных картинок (домик, сердечко, бабочка). Для упрощения задания на листе можно провести вертикальную линию.
3. Обведение по контуру
4. Одновременное выполнение разных рисунков. Дети могут начинать с рисования геометрических фигур, например, круг и квадрат.
Общие рекомендации:
1. Для удобства выполнения лист бумаги должен быть приклеен к столу скотчем.
2. Переход от простого этапа к более сложному зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Каждый этап не ограничен по времени.
Методические рекомендации по использованию кинезиологических упражнений с детьми дошкольного возраста
Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.
Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительного эмоционального фона, повышение жизненных сил организма.
Задачи образовательной кинезиологии:
Оптимизация деятельности мозга.
Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
Восстановление работоспособности и продуктивности.
Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.
Профилактика дислексии и дисграфии.
Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений
1. Основным условием является точное выполнение движений и приёмов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей.
2. Работа проводится как левой и правой рук поочерёдно, так и согласованная работа обеих рук одновременно.
3. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия.
4. Если упражнения используются во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.
5. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.
6. Заниматься необходимо ежедневно.
Заключение
Оценивая результаты проделанной работы, можно отметить, что дети, с которыми систематически проводились занятия, для развития межполушарного взаимодействия систематически в разных видах деятельности, показали наиболее яркие достижения в развитии интеллектуальных способностей. Предлагаемые игры и упражнения подтвердили свою эффективность на практике.
Движения детей уже носят произвольный и направляющий характер. Они самостоятельно различают виды движений, умеют выделять их отдельные элементы. У многих проявляется интерес к результатам выполнения задания. Активизируется познавательная активность, стремление действовать. Дети проявляют инициативу в выборе упражнений, игр, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе занятий.
В результате работы выработалась система отслеживания динамики развития интеллекта детей, что позволяет родителям и педагогическому коллективу нашего детсада обеспечить условия для полноценного развития личности ребенка и сохранения его интеллектуального здоровья.
Применение приемов улучшения межполушарного взаимодействия в системе занятий оказало положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. Дети, применяющие эти упражнения, стали смышленее и любознательнее.
По мнению родителей, развитие межполушарного взаимодействия - это не просто реальный способ помочь ребенку лучше учиться в будущем, но и путь развития его личности, раскрытия ее возможностей в различных сферах человеческой деятельности.
Для более эффективного результата благоприятным может стать продуктивное взаимодействие специалистов : музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, которые в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности могут использовать предложенные методы и приемы.