Раимгулова Луиза Мухаметовна
«Приходите в гости к нам». Конспект НОД по изучению русских традиций и гостеприимству во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Русские традиции. Гостеприимство» во второй младшей группе
«Приходите в гости к нам, будем рады мы гостям!»
Цель: Формировать знания и представления о гостеприимстве и традиции чаепития.
Задачи:
Познавательные: Знакомить детей с русским народным творчеством, культурой, обычаями с помощью народного фольклора (песен, игр, обрядов)
Развивающие: Развивать связную речь, память и внимание. Формировать культурное поведение.
Воспитательные: воспитывать интерес к родной культуре, обычаям.
Практические: показ трудовых приемов лепки из соленого теста хлебобулочных изделий.
Физические: Умение прыгать на двух ногах, проползать под дугой не задевая ее.
Интеграция образовательных областей: Познание, музыка, коммуникация, физкультура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Словарная работа: Активировать и обогащать словарь детей новыми словами: печь, каравай, самовар, сарафан, гостеприимство, чаепитие, изба, лавка.
Материал и оборудование: Самовар, посуда, выпечка (калач, пряники, бублики, группа оформляется в виде русской народной избы, с традиционными предметами быта, соленое тесто, формочки
Воспитатель (Хозяюшка) одет в русский народный костюм.
Предварительная работа:
слушание аудиозаписей русских народных песен,
рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,
чтение русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Волк и козлята», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц» и др.
знакомство с русскими народными подвижными играми «У медведя во бору»,
«Волк-волчок, шерстяной бочок», «Пряники», «Жмурки» и т. д
Ход занятия:
Звучит русская народная песня «Барыня».
Воспитатель в сарафане и платочке входит в группу (в спальню) к деткам:
- Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Давайте поиграем в словесную игру «Здравствуйте» и поприветствуем друг друга. (встаем в круг)
«Здравствуйте!»
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щечки? Плюх-плюх- плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки! Раз, два, три.
Девчонки и мальчишки, здраааавствуууйтеее)
Воспитатель: А, вы знаете, как меня зовут?
Дети: Нет
Воспитатель: Зовут меня Бабушка – сказительница. Знаете, ли вы как называется мое платье и мой головной убор?
Ответы детей
Воспитатель: Я сегодня к вам пришла из далеких, далеких времен, где когда – то жили ваши прабабушки и прадедушки и хочу вас пригласить к себе в гости, но живу я очень, очень далеко и чтобы ко мне попасть, нужно пройти много препятствии (пройти через болото (прыжки из обруча в обруч на 2х ногах, пролезть через дугу).
Дети выполняют задания и приходим из спальни в группу
В группе стоит большой макет русской народной избы по краям стоят лавочки и по середине стоит стол, на середине стола стоит самовар и деревянная посуда (ложки, тарелки и кружки)
Воспитатель: Вот мы и пришли! Молодцы!
Давным-давно люди строили себе дома (избы) из бревен и называли их срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.
Воспитатель:
-Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?
Дети: Печка!
Воспитатель: В народе говорили:
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!
В печи разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера, кочерга, совок и т. д.
Воспитатель: На печи также сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).
А ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку. От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в чем раньше готовили еду?
Ответы детей.
Воспитатель: Чугунок
Воспитатель: Почему он так назывался?
Дети: потому что он чугунный.
Воспитатель: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли. Давайте сейчас свари суп из перловых круп!
Игра: «Мы варили суп».
Мы варили суп-суп (тереть ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (тереть ладошки)
Получилась каша (тереть ладошки)
То-то горе наше (схватиться за голову)
Замесили тесто стучать кулачками по столу или по коленкам
А оно ни с места (удерживать руки без движения)
Замесили на дрожжах (снова стучать)
Не удержишь на вожжах! (расставить руки в стороны, пытаясь удержать)
Воспитатель: А еще наши прабабушки и прадедушки, тоже любили пить чай, но не из чайника, а из Самовара. Считалось, у кого дома есть самовар – у того и гостей полон дом, а у кого гостей полон дом – там мир да дружба. Проходят годы, а самовар не стареет.
Воспитатель:
Чтение стихотворения:
Это, что там за пожар? закипает самовар!
Он кипит и бурлит, Будто с нами говорит:
«Подходите, кто хочет чай, да в стаканы наливай,
Доставай пироги, Да с начинкой кураги»
Воспитатель: Ещё, к чаю подавали сладкое варенье. Варенье делали из вишни, яблок.
Из чего делали варенье? Из каких ягод?
Словесная игра "Вкусное варенье" (Показ нарисованные баночки с вареньем)
Воспитатель: Из груш - дети отвечают грушевое, и т. д. (из клубники - клубничное, из смородины - смородиновое, из абрикосов - абрикосовое, из малины - малиновое).
Воспитатель: Ребятки, а посмотрите у нас на столе есть и самовар и варенье, но чего-то не хватает? Как вы думаете, чего?
Ответы детей.
Воспитатель: читает загадку:
Медовые и мятные
Фигурные, занятные
Издавна по всей Руси
Люди ПРЯНИКИ пекли.
Воспитатель: «Что пекли? Какие они?»
Дети: «Пряники, сладкие, мятные, фигурные».
В группу входит Скоморох, а в руках у него лоток с пряниками, булочками и печеньем.
Воспитатель: Сегодня мы приглашаем вас испечь пряники. Пряники мы будем печь из соленого теста. Давайте познакомимся с солёным тестом.
Воспитатель приглашает детей за стол, где у каждого ребенка на тарелочке лежит кусок соленого теста.
Воспитатель: Ребята, возьмите кусочек теста, помните его в руках - пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться твердым как камень. Из него мы с вами будем делать пряники.
Напомнить различные приёмы лепки. Если дети задумали вылепить:
-Для того чтобы вылепить хлеб, скатываем шарик, сформировываем из него кирпичик, напоминавший булку хлеба.
-Пирожок, скатать тесто в комочек, а затем уплостить его и немного вытянуть в длину.
-Баранки, раскатать тесто в колбаску и свернуть концы колбаски в кольцо (соединить концы).
-Лепешка, скатать тесто в комочек и раскатать его при помощи скалки.
Пряник, скатать тесто в комочек и раскатать его при помощи скалки, при помощи формочки вырезать фигуру.
Воспитатель: Пока готовятся наши пряники, предлагаю вымыть ручки и немного отдохнуть.
Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки в свободное время любили водить хороводы, петь песни, играть в русские народные игры, этот обычай называется Народное гулянье. Народные игры сохранились и дошли до наших дней.
- А ну, честной народ, выходите поиграть,
Ваши ножки подразмять!
Подвижная игра «Жмурки»
Рефлексия.
Ребята, где вы были сегодня? В чем жили наши прабабушки и прадедушки? Из чего они пили чай? На чем готовили еду и в какой посуде? А что мы сегодня с вами приготовили и из чего?
Ответы детей
Вам понравились наше путешествие? Молодцы, спасибо вам.