Стрелкова Татьяна
Методическая разработка «Коррекция нарушений в развитии внимания» для старшего и младшего возраста
▼ Скачать +Заказ
ГБУ
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Бельского района
Методическая разработка коррекционно – развивающего занятия на тему :
«Коррекция нарушений в развитии внимания»
Возрастная категория – старший дошкольный и младший школьный возраст
Разработала и провела :
педагог-психолог
2 квалификационной категории
Т. А. Стрелкова
Публикация «Методическая разработка „Коррекция нарушений в развитии внимания“ для старшего и младшего возраста» размещена в разделах
2018 год
Пояснительная записка.
«Развитие внимания воспитанников СРЦН на психологических занятиях»
Внимание – психический процесс не менее важный, чем восприятие. Ученые также подчеркивают важность внимания, полагая, что оно не просто является особым психическим процессом, но входит, в качестве составляющей во все остальные способности (память, мышление и др.). Очень часто при выполнении какого-нибудь задания мы требуем от ребёнка внимательности. Обучение требует, чтобы дети были внимательны. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: «…внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Приучить детей держать эти двери открытыми есть дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения.
Особенности внимания
Под вниманием понимают не отдельный психический процесс, а определенную сторону психических процессов - направленность, сосредоточенность сознания на объектах или явлениях, предполагающую повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека.
Основными функциями внимания являются :
• выбор психической деятельности и ее сохранение на определенный промежуток времени;
• сосредоточенность, углубленность в деятельность;
• контроль и регуляция деятельности.
Существуют разнообразные подходы к классификации видов внимания.
По характеру направленности, внимание можно разделить на внешнее направленное (объект которого находится во внешнем мире) и внутреннее (направленное на собственные ощущения, мысли, переживания).
В зависимости от активности личности можно выделить непроизвольное (возникает спонтанно, без участия воли, произвольное (возникает при наличии цели, требует участия волевых усилий) и послепроизвольное (возникает как произвольное, но по мере углубления в деятельность приобретает черты непроизвольного) внимание :
Непроизвольное внимание - оно возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид внимания характерен для познавательной деятельности школьника младшего возраста. То, что ярко, эмоционально, интересно, вызывает повышенное внимание ребенка, заставляет его сконцентрироваться на какое-то время на объекте.
Произвольное внимание - оно требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание не появляется с рождением, само собой. Оно формируется с возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми. Оно является неотделимой составляющей произвольности ребенка, когда необходимо делать не то, что хочется, а то, что надо.
Послепроизвольное внимание - этот вид внимания возникает из произвольного в процессе обучения, выполнения какой-то очень интересной работы, когда человек увлекается и волевое напряжение, необходимое для возникновения произвольности, снижается.
Значение внимания для всех психических явлений огромно, потому как ни одно из них не может существовать без внимания.
С возрастом происходит развитие внимания ребенка. У младшего школьника по сравнению с дошкольником увеличивается объем внимания, его устойчивость.
Но по-прежнему лучше развито непроизвольное внимание. Оно особенно становится устойчивым и с высокой степенью концентрации, когда учебный материал отличается яркой наглядностью, вызывает эмоциональное отношение. Это надо учитывать педагогу при подаче материала во время обучения.
Дошкольники и учащиеся первых классов обладают небольшой устойчивостью внимания, так как в силу возраста процессы торможения характеризуются слабостью.
Психологи давно отметили связь между степенью проявления, устойчивости свойств внимания и успехами в учебе. Если на момент начала обучения в школе свойства внимания ребенка (концентрация, активность, переключаемость, устойчивость) недостаточно сформированы, то это может затруднять обучение письменной речи.
Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности. Состояние внимания детей обусловлено характером их умственной деятельности и зависит от нее. При обучении на основе пояснения и показа детям даются умственные задачи и путь их решения. Именно это организует и держит детское внимание, направляет его в определенное русло. Таким образом, формирование внимания у детей происходит в условиях обучения. Наблюдения показывают, что в ходе воспитания и коррекционного обучения свойства детей изменяются и что средства, направляющие эти изменения, находятся в руках логопеда.
Еще К. Д. Ушинский отмечал, что, «сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает,— делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». В школьной практике поэтому необходимо сочетать произвольное и непроизвольное внимание и, опираясь на непроизвольное, воспитывать произвольное.
Цель занятия: Развитие внимания детей подготовительной к школе группы.
Задачи: развитие способности ребенка к кратковременной интенсивной деятельности;
Развивать устойчивость и переключение внимания.
Научить сосредоточению, концентрации внимания.
Развивать слуховое внимание.
Увеличивать объем внимания.
Обучать элементам саморегуляции
Коррекционно-развивающая : развитие самоконтроля, развитие произвольности внимания, развитие аудиальной концентрации, развитие мелкой моторики и точечной ориентации, развитие визуальной кратковременной памяти.
Оборудование: мультимедийный проект.
Методический материал : картинки, на которых изображены похожие, но в чем – то различающиеся предметы; чистый лист бумаги, простой карандаш, 10 разных игрушек, бланки с перепутанными линиями, большой желтый круг, аудиозапись со спокойной музыкой.
Место проведения занятия: кабинет педагога-психолога
Время занятия: от 20 до 35 минут. 5 минут подготовка, 10 минут практическая самостоятельная работа, 1 минута отдых- свободное время 3 минуты.
Ход занятия
Структура занятия:
- вводная часть (приветствие, психологический настрой, разминка, активизация внимания)
- основная часть (игры, упражнения, глазодвигательное упражнение)
- заключительная часть (игры, упражнения, пальчиковое упражнение)
- рефлексия
Занятие проводится в кабинете педагога - психолога. Педагог-психолог приветствует детей и предлагает приступить к занятию.
Вводная часть. Продолжительность – 5 минут
Приветствие.
Педагог-психолог: Начнем наше занятие с приветственной разминки.
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Психологический настрой.
радость спокойствие
гнев грусть
Педагог-психолог: ребята, пожалуйста, посмотрите на эти рисунки.
- Назовите чувства, которые выражают эти лица.
- Вспомните случаи из жизни, когда вы испытывали те или иные эмоции.
- Покажите ваше настроение. (Поднимают пиктограммы)
- Давайте улыбнемся друг другу.
- Мне нравится ваш настрой на работу.
Разминка «Каждой руке – свое дело»
Педагог-психолог просит детей левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их, а правой чертить геометрические фигуры.
Активизация внимания.
Педагог-психолог: ребята, что мы делаем на каждом занятии?
Ответы детей: Развиваем речь, память, внимание, мышление.
Педагог-психолог: Что нам нужно для того, чтобы провести это занятие хорошо? (
Ответы детей: слушать Вас, не шуметь, быть внимательными, думать, прежде чем говорить.
Педагог-психолог: сегодня мы продолжим с вами работу по развитию внимания, памяти, мышления, умения выполнять сравнения.
Основная часть. Продолжительность – 15 минут
Игра на развитие объёма, распределения и переключения внимания : «Небо – земля – вода».
Педагог-психолог: Попробуйте перебрасывать друг другу мячик. Но не просто так, а произнося при этом «рыба», «птица» или «зверь». Если вы называете: «рыба», то тот, кому вы бросаете мяч, должен назвать какую-либо рыбу, если – «птица» - название птицы, «зверь» - название какого-нибудь зверя. Будьте внимательны, постарайтесь не повторять названия животных.
Педагог-психолог: ребята, слушайте внимательно мои вопросы, и отвечайте на них.
- Сколько хвостов у пяти котов?
Ответ ребенка: - Пять.
- Что больше 7 или 3?
Ответ ребенка: - Семь.
- Посчитай от 2 до 7.
Ответ ребенка: - 2,3,4,5,6,7.
- Лимоны кислые, а сахар…. ?
Ответ ребенка: - Сладкий.
- Сколько ушек у двух старушек?
Ответ ребенка: - 4.
Игра на развитие концентрации, объёма внимания, зрительной памяти «Весёлые человечки».
Педагог-психолог предлагает воспитанниками внимательно посмотреть на рисунок и запомнить 6 поз «весёлых человечков». Время запоминания – 20 секунд. Затем педагог-психолог убирает рисунок, и дети показывают позы. Важна последовательность изображения поз.
Упражнение «Найди отличия».
Педагог-психолог: ребята, рассмотрите две картинки. Найдите и назовите все различия между ними (стимульный материал).
(Ребята рассматривают две пары картинок, содержащих 8 различий и называют их). (труба, цвет в окне, дверь, перила, ромашка на дереве, клумба, бочка, лента)
Глазодвигательное упражнение.
Педагог-психолог: ребята, давайте выйдем из-за стола и встанем напротив окна. Сегодня с вами захотел поиграть зайчик. Смотрите на него: куда он - туда и ваши глазки, но голова при этом не должна двигаться.
(Педагог-психолог держит игрушку на расстоянии вытянутой руки от детей, медленно перемещая её по осям через центр: влево - пауза, вправо - пауза, вверх - пауза, вниз - пауза, в левый верхний угол - пауза, в правый нижний угол -пауза, в правый верхний угол -пауза, в левый нижний угол. То же самое: на расстоянии локтя, а затем около носа.)
Педагог-психолог: а сейчас посмотрите на верхушки деревьев за окном, а теперь- на прозрачную штору на окне (на тюль). Сейчас мы пересядем за стол и продолжим наше занятие.
Педагог-психолог: ребята, посмотрите внимательно на лежащий перед вами рисунок. Найдите все треугольники на этом рисунке и заштрихуйте их или раскрасьте. Выполняйте штриховку самостоятельно (на листе).
Пальчиковое упражнение «Игрушки»
Педагог-психолог: ребята, давайте немного отдохнем и посмотрим, как вы можете играть пальчиками.
- На большом диване в ряд игрушки новые сидят: (кулачок – ладошка)
- Кукла, мышка и котенок, грустный зайка, медвежонок. (зажимать в кулачок по одному пальцу левой руки правой рукой).
- Раз, два, три, четыре, пять, (разжимать по одному пальцу на той же руке)
- Помогите нам скорее все игрушки сосчитать (кулачок – ладошка).
Заключительная часть. Продолжительность – 6 минут
- Найди такие же фигурки, как на образце, соедини их стрелками (в тетради).
Дидактическая игра «Кто ушел? Кого не стало?»
Педагог-психолог говорит детям, что игрушки хотят поиграть с детьми. Дети должны будут закрыть глаза, а игрушки в это время будут прятаться. Дети, открыв глаза, должны будут угадать, кто из игрушек ушел, кого не стало. При этом дети должны правильно отвечать: ушел зайчик, не стало зайчика.
На столе стоят 7 игрушек (пчела, волк, мышь, собака, буратино, мишка, бегемот). Воспитанники рассматривают их и закрывают глаза. Педагог-психолог убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и определяют, «что исчезло»
Педагог-психолог говорит, что нужно поблагодарить игрушки за то, что они так хорошо играли с нами, обычно, когда кого-то благодарят, то хлопают в ладоши.
Педагог-психолог: и мы сейчас с вами будем хлопать. Мы будем благодарить каждую игрушку, отхлопывая ее название (дети отхлопывают названия игрушек по очереди) ку-кла, зай-ка и так далее
Педагог-психолог: наше занятие подошло к завершению! Вы все молодцы! Я вами очень довольна!
Рефлексия занятия. Продолжительность – 4 минуты.
Педагог-психолог: ребята, а для чего мы играли в такие игры, выполняли упражнения?
-В чем испытывали затруднения?
-Что понравилось больше всего?
-А что не понравилось?
Педагог-психолог подводит итог и благодарит воспитанников за занятие.
До свидания.
Список использованных источников:
1. Валявский А. С., Яковис А. С. Оздоравливающие учебные игры. – СПб, 2001.
2. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М. ,2002.
Занятие «Коррекция нарушений в развитии внимания» 07 августа 2018 год
Приветственная разминка Психологический настрой
Разминка «Каждой руке – свое дело» Игра «Веселые человечки» Упражнение «Найди отличия»
Глазодвигательное упражнение Упражнения
Пальчиковое упражнение «Игрушки» Упражнение
Дидактическая игра «Кого не стало?» Рефлексия.