Марина Родина
Методическая разработка «Город, в котором я живу» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 80 Советского района г. Волгограда
Методическая разработка
«Город, в котором я живу»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработали :
Родина М. В.
Коваленко Н. М.
воспитатель
первой квалификационной категории
Волгоград, 2018 год
Публикация «Методическая разработка „Город, в котором я живу“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Методическая разработка «Удивительный город» — это обобщенный опыт работы по воспитанию чувства любви к родному городу у детей дошкольного возраста, объединяющая в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста : нравственное, умственное, эстетическое и физическое воспитание.
Данная разработка рассчитана на решение задач по воспитанию чувства любви к родному городу, родному краю. Используя предлагаемые конспекты занятий по знакомству дошкольников с родным краем, а также систему работы с детьми вне занятий показываем детям красоту нашего родного города, знакомим их с традициями, самобытным творчеством, искусством местного народа, учим детей заботится о природе, любить свой город и гордиться тем, что они в нем живут при этом решая задачи по развитию всех сторон речи (развитие связной речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи.
Цель методической разработки :
Воспитание интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным городом через развитие речи детей дошкольного возраста.
Задачи методической разработки :
• Развивать и обогащать знания старших дошкольников о нашей многонациональной Родине, дать общее представление о народах, проживающих в нашем городе, в нашей области.
• Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народов Поволжья, воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям других народов, воспитывать добрые чувства
• Воспитывать у детей интерес, бережное и созидательное отношение к природе родного города, развивать способность чувствовать красоту природы и эмоционально откликаться на неё
• Прививать интерес к событиям прошлого и настоящего, искусству народов, проживающих в нашем городе, уважение к труду
• Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.
• Способствовать повышению активности родителей в воспитании у ребенка любви к городу, родному краю
Направления реализации методической разработки Работа с дошкольниками Работа с родителями Работа с педагогами
Работа над предметно-развивающей средой Принципы реализации
1. Принцип энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Культурологический принцип - приобщение детей к истокам культуры.
4. Тематический принцип - деление материала на основные темы.
5. Принцип наглядности.
Ожидаемые результаты
- воспитание интереса и любви к родному городу
- обобщение и систематизация знаний о родном городе у дошкольников
- воспитание патриотических чувств; любви к близким людям, к родному городу, родной стране.
Введение
Актуальность
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важнейших задач в работе нашего учреждения (МОУ детского сада № 80).
Речь - одна из важных линий развития ребенка, которая является инструментом познания. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании родного края, в котором мы живем.
Лучше всего формировать чистую речь на базе ознакомления с родным краем, так как это ребенку близко и понятно.
Работа по ознакомлению детей с родным краем тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связные высказывания.
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё.
Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура.
Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Методическая разработка «Удивительный город» является составной частью краеведения.
Но не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.
Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают естественное вхождение в духовный мир и традиционную жизнь народов, проживающих в нашем городе, в их культуру.
Цель обобщения опыта
Систематизация накопленного теоретического и практического опыта по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом для создания целостной системы работы педагогического коллектива, направленной на полноценную реализацию воспитательного и развивающего потенциала краеведения в контексте воспитательнообразовательной работы в группе, и в МОУ в целом, а также воспитание любви к родному городу, стране, привязанности к своей малой и большой Родине.
Новизна и оригинальность идеи
Новизна и оригинальность идеи состоит в интеграции краеведческих знаний об Волгограде в систему воспитательно-образовательной работы через развитие речи и интеграции разных видов детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.
Объект и предмет разработки
Объектом обобщения опыта, представленного в программе, является краеведческая работа с детьми дошкольного возраста. Предметом обобщения является использование методов познавательной активности в деятельности педагога МОУ по воспитанию любви к родному городу, стране, привязанности к своей малой Родине.
Интеграция знаний о родном городе
- в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную
- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
- в самостоятельную деятельность детей
- в процесс взаимодействия с семьями Организация внешнего взаимодействия
Работа с родителями
Одна из задач в воспитании любви к своему дому, к своей родине состоит в том, чтобы сделать процесс воспитания и познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка. Это дело не сможет в полной степени стать успешным без привлечения родителей, и их активного в нем участия. Известно, для того, чтобы воспитательная работа дала результаты необходимо объединить педагогов и родителей. Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и детского сада.
Цель работы с родителями: повышение активности родителей в воспитании у ребенка любви к родной республике, родному городу.
Задачи:
Побудить интерес со стороны родителей к истории, культуре, традициям, характеризующим национальный колорит нашего города.
Формировать у родителей ответственность за воспитание у детей любви к истории, культуре, природе родного края
Способствовать активному участию родителей в жизни детского сада Способствовать раскрытию творческих способностей в семье
Заключение
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к родному городу и повышении знаний о родном городе у детей дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи реализованы и представлены в методической разработке «Город, в котором я живу»
Анкета для детей
«Что ты знаешь о своем городе?»
1. Как называется город, в котором мы живем?
2. Назови главу нашего города.
3. Какие ты знаешь достопримечательности нашего города?
4. Какие народы живут в нашем городе?
5. Как называлось жилище древних поселенцев Поволжья?
6. Какие традиционные блюда волжской кухни ты знаешь?
7. Назови парки нашего города.
8. Какие народные сказки ты знаешь?
9. Какие театры города ты знаешь?
10. Назови улицы города.
Анкета для родителей
«Мой удивительный город Волгоград»
1. Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему родному городу?
2. Как проявляется этот интерес?
3. Что именно больше всего интересует Вашего ребенка (улицы и площади, памятники, исторические места, парки и т. д. ?
4. Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего города? В связи с чем?
5. Как часто Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему городу?
6. Какие театры города Вы посетили? Парки?
7. В каких мероприятиях вы с удовольствием приняли бы участие вместе со своими детьми?
Краеведческая культурно-образовательная среда МОУ. Наличие соответствующей культурно-образовательной среды является непременным условием в организации краеведческой работы. Культурно-образовательная среда ДОУ:
- Микросреда группы
- Выставки семейного творчества
- Выставки детского творчества
- Конкурсы среди педагогов
- Конкурсы семейного творчества
- Проектная деятельность
- Методическая библиотека
- Библиотека научно-популярной литературы
- Фотовыставки
- Уголок краеведения, включающий:
Дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, художественную литературу, наглядный материал, видеоматериал.
Материал для прослушивания: музыка, сказки
Получение знаний о родном городе на занятиях
*3анятия по разделам «Родной край», «Экология» на занятиях «Ребенок и окружающий мир», на занятиях по лексическим темам.
* Интеграция знаний о родном городе в другие занятия (межпредметные связи)
Получение знаний о родном городе вне занятий :
* дидактические игры
* опытно-исследовательская деятельность
* подвижные игры на прогулке
* продуктивная деятельность
* чтение художественной литературы
Получение знаний о родном городе на тематических мероприятиях
* Музыкальные развлечения
* Праздники: «День города», «Масленица», «День Победы»
* Викторины
*Просмотр видеофильмов
* Конкурсы рисунков, стенгазет