ирина косарева
Методическая разработка музыкального занятия «Сладкая страна» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пачинский детский сад»
Методическая разработка музыкального занятия
«Сладкая страна»
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Развитие творческого потенциала индивидуальных способностей»
Составила: Музыкальный руководитель Косарева И. Н.
2018
Цель:
Публикация «Методическая разработка музыкального занятия „Сладкая страна“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
2. Развивать в ребёнке творческую личность через музыкально – театрализованную игру;
3. Благоприятно воздействовать на открытость каждого ребёнка, избавлять его от ненужной стеснительности и комплексов;
4. Использовать систему музыкального образования Н. А. Бергер для
приобщения детей к музыкальному искусству и воспитания в них творческой личности;
5. Помочь проявлять ребёнку врождённое чувство ритма, развивать и усовершенствовать его через чтение нот;
6. Развивать навык чтения нотного ритмического рисунка прямо на ходу, равномерно переставляя ноги: левая – правая, левая – правая.
7. Учить детей музицировать;
8. Формировать выразительность речи ребенка.
Оборудование и материалы:
оформление зала; «конфетные деревья» с использованием ритмических карточек; торт (бутафорский) с открывающейся крышкой; маленькие разноцветные вертолётики; обручи в форме чашек; красивый чайник; костюм Феи; костюм Лошадки; цилиндры джентльменов; кубики с ритмическими карточками; карточки с ритмослогами; детские музыкальные шумовые инструменты : ложки, колокольчики, маракасы, бубен; фортепиано; ноутбук.
Предварительная работа:
• Работа над песней «Очень хочется лошадке», музыка
Г. Пятигорского, слова В. Лунина; пение с ритмическим сопровождением;
• Знакомство с игрой «Сказочный полёт»
(Музыка Б. Чайковского «Песенка горошин»);
• Работа над стихотворением «Лакомство для детей…»;
• Индивидуальная работа над «Советами сладкоежек»;
• Работа над песенкой – игрой «Весёлый чайник»;
• Знакомство с музыкальной игрой «На арене цирка»;
• Индивидуальная работа с воспитанницей средней группы над ролью Лошадки;
• Повторение новогоднего «Танца английских джентльменов»;
• Работа над стихотворением Андрея Усачёва «Пудинг – блюдинг» с
ритмическим сопровождением.
• Знакомство с песней «Пудинг» в аранжировке Виктора Крэй. Создание на музыку песни концертного номера;
• Рисунки лошадок;
• Изготовление украшений из гофрированной бумаги в виде цветного драже для оформления концертного зала.
Ход занятия:
Звучит «Марш» С. Прокофьева в исполнении музыкального руководителя (М. р.) и дети заходят в зал на занятие.
Музыкальное приветствие.
М. р. : Дорогие ребята, сегодня, наше занятие будет не только интересным, но ещё и очень вкусным. А что из вкусного любите вы?
Дети рассказывают, что они любят. Подводя итог диалогу с детьми, М. р. читает:
Стихотворение Андрея Усачё ва:
Как удивителен наш мир!
В нё м есть чудесный сад:
Там зреют сливы и инжир,
Айва и виноград.
Растут орехи весом в пуд.
Бананы гроздьями растут…
А есть деревья, где растут
Конфеты с шоколадками.
И леденцы с помадками.
И пряники с печеньями.
И баночки с вареньями.
М. р. : В какой стране есть такие деревья?
Дети: В Сказочной, сладкой, шоколадной, леденцовой …
Выбирается самое понравившееся название - «Сладкая страна».
М. р. : Мы сейчас с вами отправимся в эту страну на маленьких разноцветных вертолётиках.
Игра «Сказочный полёт»
(Музыка Б. Чайковского «Песенка горошин»)
Дети берут по цветной вертушке и под музыку легко бегают в произвольном порядке так, чтобы вертушка вращалась. Через некоторое время музыка останавливается и детям даётся команда «выполнить фигуру высшего пилотажа»- построиться в один круг, в два кружка в разных концах зала, в две колонны…во время построения задаётся ритм на бубне. Использовать две команды.
М. р. : А вот и «Конфетное дерево». Значит, мы с вами уже прилетели в Сладкую страну! Чтобы это страна стала по- настоящему сказочной в ней обязательно должна жить волшебная Фея.
Ребята, чтобы Фея сладкой страны пришла к нам в гости её надо позвать. Надо произнести волшебные слова, а что же это за слова? Может быть секрет спрятан в волшебном «конфетном» дереве?
«Конфетное дерево» украшено конфетами, которые смастерили сами дети. На них прикреплены карточки с ритмослогами. Дети их проговаривают.
Ребята, какой стишок звучит в таком ритме?
Дети:
Лакомства для детей,
Баунти, Милки уэй
Твикс, сникерс, Бом-би бом,
Бом, ди-ли, ди-ли бом.
Дети два раза проговаривают этот стишок и появляется Фея Сладкой страны - Пастила Карамельевна,
Фея: Дорогие ребята, я услышала ваше весёлое стихотворение и решила прийти к вам в гости. Зовут меня Пастила Карамельевна и живу я в сказочной «Сладкой стране».
Ребята, а вы знаете, что во Франции живут французы, в Италии – итальянцы, в Дании – Датчане, в России – россияне…. А как называют жителей Сладкой страны?
Дети: отвечают…
Фея: Правильно, конечно, сладкоежки!
М. р. : Пастила Карамельевна, сладкоежки даже могут дать советы всем детям.
Советы сладкоежек.
Дети по очереди читают стихи Яковлева Л. :
Ну, предположим, килограмм
Вы съели шоколада,
И в добавленье килограмм
Вы съели мармелада,
А после с чаем съели вы
Полтонны карамели,
А на последок вы халвы
Сто тысяч пачек съели,
Но, чтоб здоровью не вредить,
Вам надо, без сомненья,
Всё это быстренько запить
Малиновым вареньем!
Очень я люблю варенье,
Это просто объеденье,
Ничего ведь нет вкусней,
Это - ясного ясней!
М. р. : «Советы», которые вы сейчас выслушали, конечно же, были шуточными: если съесть столько сладкого, то можно заболеть…
Фея: Ребята, я очень люблю сладости и пить вкусный чай. А вы любите пить чай?
Дети: Да
М. р. : Я предлагаю вам поиграть в игру. Но не - простую, а музыкальную – «Весёлый чайник»
Игра – песенка «Весёлый чайник»
Игра задумана как диалог «Чайника» и «Чашек». Роль чайника исполняет Фея. Она поёт и показывает детям большой заварочный чайник. Дети стоят кружками по несколько человек, взявшись руками за небольшие цветные обручи. Это «Чашки».
Во - время пения «Чайника», дети хором добавляют в нужном месте: «пых- пых», «да- да!», «чай- чай!». Затем исполняют припев, держась за обруч двумя руками и выполняя последовательно три движения: идут приставным шагом, на слова «пых-пых» делают два притопа и на последние две строчки поднимают и опускают обруч, стоя на месте.
М. р. приглашает детей и Фею расположиться на стульях.
М. р. : Ребята, я хочу загадать вам загадку.
Послушайте музыку, которую я вам исполню и расскажите всё, что вы услышали.
Б. Берлин «Пони Звёздочка» (исполняет М. р.)
Дети рассказывают о своих впечатлениях и догадываются, что это может быть маленькая лошадка – пони.
М. р. : Эту лошадку зовут Звёздочка. Эта пьеса так и называется «Пони Звёздочка».
М. р. : Ребята, мы с вами очень любим сладенькое. Как вы думаете, а лошадки тоже любят?
Дети: Они любят траву, сено, морковку…
Стук в дверь.
М. р. : Кто же это к нам в гости спешит?
«Сюрприз»
В гости к ребятам неожиданно приходит лошадка.
Лошадка: Здравствуйте, ребята. Я лошадка непростая. Меня зовут Сластёна, потому что я очень люблю конфеты, сахар, печенье.
А знаете, где я живу? Ни за что не догадаетесь! Я цирковая лошадка и живу в цирке. У меня есть папа, мама, братики и сестрёнки. Мы все вместе выступаем на арене цирка.
Ребята, вы знаете про меня песенку, я её очень люблю и хочу послушать.
М. р. : Дорогая Сластёна, мы споём тебе эту песенку. Она называется «Очень хочется лошадке». Но раз ты цирковая лошадка мы споём её не обычно. Представим себе, что мы в цирке. На арене, когда мы будем петь песенку, будут выступать лошадки.
М. р. : Звучит Вступление
и на сцену выходят большие лошадки вместе с папой Сластёны. Они показывают своё мастерство. Это 1 куплет песни.
Какими шагами будут выходить на арену большие лошадки?
Дети: «Та»
Дети выкладывают на доске с помощью ритмических карточек шаги лошадок.
М. р. : Затем на арену цирка выходят лошадки поменьше, вместе с мамой Сластёны. Это 2 куплет песни.
Мы будем озвучивать этих лошадок какими шагами?
Дети: «Та – ти»
На доске выкладываются карточки с этими ритмослогами.
М. р. : Затем лощадки показывают общий номер и им помогают очень маленькие лошадки, как Сластёна.
Какие шаги у самых маленьких лошадок?
Дети: «Та-ра-ти-ри».
На доске выкладываются карточки с этими ритмослогами.
Во время 3 куплета исполняется совместный номер -
шаги: «Та», «Та-ти» и «Та-ра-ти-ри» звучат одновременно.
Дети делятся на три группы:
1 группа - лошадки большие,
2 группа – лошадки средние и
3 группа – маленькие лошадки.
М. р. : Ребята, на каких шумовых музыкальных инструментах лучше всего исполнять шаги разных лошадок?
Дети выбирают инструменты, которые лучше всего подходят.
На вступление и на проигрыш ритмическое сопровождение не исполняется.
Песня «Очень хочется лошадке» с игрой оркестра : «Танец цирковых лошадок»
Лошадка: Спасибо вам, ребята! Мне очень понравилось. Как все маленькие дети я очень люблю играть в разные игры. Давайте поиграем!
Дети: Давайте!
М. р. : И так второй номер нашей программы -
Музыкальная игра «На арене цирка»
(Музыка М. Красева «Цирковые лошадки»)
Ход игры:
По - кругу расставлены кубики, на каждом из которых закреплена карточка с ритмослогом.
Звучит музыка.
Дети бегут по – кругу лёгким бегом, высоко поднимая ноги и оттягивая носок, имитируя движения бега лошадок.
Как только музыка перестала звучать, дети останавливаются. Каждый ребёнок должен внимательно посмотреть на ритмослог кубика на против которого он остановился. Затем Сластёна, в роли дрессировщика, начинает по - очереди показывать на каждого ребёнка и он должен озвучить свой ритмослог. Получится римический стишок. В это время М. р. играет аккорды на каждую долю из пьесы «Цирковые лошадки». На каком ребёнке перестанет звучать музыка, тот ребёнок превращается в дрессировщика.
Лошадка: А сейчас мне пора возвращаться домой – в цирк. До свидания, ребята. Приезжайте теперь ко мне в гости.
Лошадка уходит.
Фея: А я предлагаю вам ребята, вспомнить весёлое стихотворение
«Пудинг – блюдинг» Андрея Усачёва.
Дети исполняют стихотворение хором с ритмическими жестами:
Англичане любят
Есть на ужин пудинг,
Потому что ПУДИНГ-
Очень вкусный БЛЮДИНГ.
Тот, кто любит ПУДИНГ
И часто ходит в ГОСТИНГ,-
Не бывает ХУДИНГ,
А бывает ТОЛСТИНГ,
И только тот, кто ПУДИНГ
Есть не ходит в ГОСТИНГ.
Тот бывает грубинг,
Голодинг и злостинг.
Звучит песня «Пудинг» в аранжировке Виктора Крэй
Дети подпевают.
Девочки сопровождают пение игрой на музыкальных инструментах, ритмическими жестами ритмослогов.
Мальчики танцуют «Танец английских джентльменов»
Фея: Дорогие ребята, я очень рада, что вы были у меня в гостях в Сладкой стране. Но вам пора возвращаться домой. На прощание я хочу удивить вас.
Фея выносит торт (бутафорский).
Давайте мы снова произнесём наши волшебные слова и узнаем что же произойдёт.
Все произносят:
«Лакомства для детей,
Баунти, Милки уэй
Твикс, сникерс, Бом-би бом,
Бом, ди-ли, ди-ли бом.
Фея открывает верхнюю часть торта, а там лежат настоящие конфеты. Фея передаёт подарок детям, прощается с ребятами.
М. р. : Дорогие, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в Сладкую страну. Я с вами прощаюсь.
М. р. : (поёт) До свиданья дети!
Дети: (поют) До свидания!
М. р. : И предлагаю вам пойти в группу и попить чай с конфетами.
Звучит «Марш» С. Прокофьева в исполнении музыкального руководителя и дети уходят.
Список использованной литературы:
1. Тютюнникова Т. Э. Потешные уроки: учебно – методическое пособие для начального музыкального обученияю. -СПб. : Музыкальная палитра, 2011.
2. Груздова О. Н. Ритмическое лото: приложение 2 к учебно – методическому пособию. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
3. Бергер Н. А. Сначала – Ритм (Ребёнок, играя, творит музыку) : учебно – методическое пособие. - СПб. : Композитор, 2004.-72с.
Использованная музыка :
1. Прокофьев С. «Марш»;
2. Кабалевский Д. «Клоуны»;
3. Берлин Б. «Пони Звёздочка»;
4. «Очень хочется лошадке» музыка Пятигорского Г., слова Лунина В. ;
5. Красев М. «Цирковые лошадки»;
6. «Пудинг» в аранжировке Крэй Виктора [электронный ресурс]URL : https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/fgfgjhjuiui/855916.html