Светлана Фёдорова
Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
С. В. Федорова
Учитель - логопед
МБДОУ "ДС№ 480 г. Челябинска"
Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений
Вследствие новых социальных и экономических отношений, сложившихся в современной жизни России, происходит возрастание интереса к образованию, развитию гармоничной личности, потому что развитие — это главное требование времени.
Публикация «Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим сегодня ставится вопрос о здоровом поколении, о здоровье нации и о детском здоровье в частности. Сегодняшнее поколение детей не отличается хорошим здоровьем, это свидетельствует о том, что, большинство детей имеют пренатальные и натальные поражения центральной нервной системы. На современном этапе развития коррекционной педагогики одной из важнейших задач является повышение эффективности педагогического воздействия в отношении детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие их потенциальных возможностей.
Одной из сложных категорий дошкольников являются дети с задержкой психического развития. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Незрелость эмоциональноволевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования моторики, психического развития, их поведения, и личностных особенностей. Отдельного изучения заслуживают особенности формирования у них двигательной функции.
Моторные возможности — это одно из звеньев здоровья, и их значение для психического здоровья ребенка и человека в целом огромно. Двигательные навыки или моторные возможности включены во все сферы деятельности человека [3, с. 78]. Огромный вклад в изучение моторных возможностей человека внесли такие ученые, как Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкий, Е. Я. Бондаревский.
Моторные возможности дошкольников с ЗПР имеют ряд особенностей: нарушение общей, мелкой, артикуляционной моторики, что влияет на психическое и речевое развитие ребенка и представляет трудности в обучении речевому процессу. Учитывая эти проявления, достаточно сложно подобрать комплекс мероприятий по коррекции моторных возможностей детей с ЗПР.
В настоящее время вcе более популярным в логопедической практике становится использование логоритмических упражнений, потому что логоритмика является одним из средств развития и совершенствования моторики и речи. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях благотворно влияет на психомоторику в целом, достигнутые ребенком успехи помогают организовать речь. Основная цель логоритмики — преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции моторных возможностей. Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала [2, с. 89]. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. У детей укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Поскольку у детей с ЗПР так же отмечается нарушение мышечного тонуса, нарушение темпа и ловкости движений, нарушение равновесия, динамической и статической координации движений, нарушения артикуляционной и мимической мускулатуры, логопедическая ритмика для дошкольников с ЗПР совершенно необходима [4, с. 27].
Курс занятий по логоритмике должен быть направлен, в первую очередь, на развитие психических процессов и двигательной сферы дошкольников: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие чувства темпо-ритма, речевых и неречевых движений. Дети постепенно учатся управлять своими мышцами, движениями, обучаются напрягаться и расслабляться, вырабатывают правильную осанку, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Занятия проводятся с учетом индивидуальных возможностей и характерологических особен-ностей каждого ребенка группы. Логоритмические упражнения корректируют все виды моторных возможностей: для формирования общей моторики огромную роль играет ходьба, она включается почти в каждое логоритмическое занятие. Ходьба осуществляется за счет четкой координации рук и ног, что имеет огромное значение для развития навыков движения: ориентировка в пространстве, координация, планирование движения. Для развития мелкой моторики в логоритмические занятия включается пальчиковая гимнастика, также сопровождающаяся музыкой. Для формирования артикуляционных моторных возможностей детей с ЗПР применяются статические и динамические артикуляционные упражнения. Цель этих упражнений: вырабатывать умение поддерживать органы артикуляции в определенном положении и способность быстро сменить артикуляционную позу. Основное внимание уделяется воспитанию точности движений, умению переключать активное внимание на качество выполнения движений и главным образом, на завершенность движений, т. е. на доведение движений до конца в соответствии с инструкцией. Это могут быть упражнения, разнообразные по форме, ритму, темпу.
При проведении коррекции моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений, специалисты должны учитывать следующие моменты:
• двигательные упражнения должны быть разложены на их составляющие и выполняться по образцу;
1. тренировка координации и переключаемости движений должна быть длительной с постепенным усложнением заданий;
2. для усвоения упражнений логопед должен использовать сопровождающий, словесный комментарий.
При работе с детьми с ЗПР особое внимание уделяется нормализации речевой артикуляции в связи с необходимостью развития у них звукопроизносительной стороны речи. Это имеет особое значение для детей старшего дошкольного возраста. Важным компонентом коррекционной работы с детьми является темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения, которые выполняются в следующей последовательности:
1. Ритмическая разминка, целью которой является развитие ритмических движений под музыку, в процессе чего уточняются и развиваются координированные движения рук и ног, формируется умение менять темп и ритм движения;
2. Упражнения, регулирующие мышечный тонус. Целью этого вида упражнений является снижение мышечного напряжения, воспитание пластичности движений;
3. Упражнения для развития чувства темпа и ритма. Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разный музыкальный темп и ритм, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы;
4. Упражнения на развитие координации речи с движением. Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух, постепенно усложняющихся речевых заданий.
В заключение можно сделать вывод, что логоритмика является неотъемлемой частью коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в формировании и развитии моторных возможностей. При работе с детьми с ЗПР методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать общие, моторные и речевые способности, в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые навыки. Логоритмические приемы работы позволяют воздействовать на общую, мелкую и артикуляционную моторику и организуют речь ребенка.
Систематическое проведение занятий логопедической ритмикой дает положительную динамику в коррекции моторных возможностей, психических процессов и речи у дошкольников с ЗПР и рекомендуется как одно из эффективных средств воздействия [1, с. 34].
Список литературы
1. Адилова, М. Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / М. Ш. Адилова // Дефектология. — 1988. — № 4. — С. 18-22.
2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения [Текст] / Е. А. Алябьева. —М. : Дельта, 2009. - 110 с.
3. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движения [Текст] / Н. А. Бернштейн. — М. : Модек, 2004 — 26 с.
4. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. — М. : Владос, 2003. — 100 с.