Ирина Кривая
Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования, обогащение детского развития, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства. Задачи познавательного развития по ФГОСу предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.
Публикация «Методическая разработка занятия по сенсорному развитию с использованием познавательной технологии для детей младшего возраста» размещена в разделах
Актуальность сенсорного развития заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Сенсорноеразвитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчетливо воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму величину высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием конструированием, развития речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает
хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
В раннем возрасте нужно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей.
Новизна. В игре складываются основные новообразования дошкольного детства: внутренний план действий, наглядно-образное и даже теоретическое образное мышление, формируется произвольность, развивается речь. В игре ребёнок осваивает «социальный смысл деятельности взрослых» и т. д.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Основная задача таких занятий - накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию, так как с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение. В сенсорном уголке нашей группы подобран сенсорный материал и игрушки, позволяющие закреплять ориентировку детей в цвете, форме и величине предметов, развивать мелкую моторику рук детей, имеется стол для игр детей с водой и песком, что способствует закреплению знаний об их свойствах.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей первой младшей группы «В поисках солнышка».
Цель: Овладение и усвоение детьми сенсорными эталонами.
Задачи:
• формировать умения детей соотносить разнообразные предметы по цвету, величине, форме.
• Закрепить понятия «тихо - громко», «медленно - быстро».
• Развивать сенсорные умения и навыки детей.
• Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
Материалы:
• Солнышко и лучики, сделанные из бумаги.
• Различные пластмассовые продукты, в том числе капуста и морковка.
• Деревянный конструктор.
• Цветные шарики и ленточки (красные, желтые, синие, зеленые).
• 3 ёлки (большая, средняя, маленькая).
• Игрушки: цыплята, заяц, ёжик.
• Большая синяя штора.
Ход занятия:
В группе на полу разложены бумажные цветы (поляна, стоят 3 ёлочки). В углу группы стоит домик ёжика. На оконной шторе висит солнышко, оно закрыто большой синей шторой.
Дети заходят в группу, здороваются.
Воспитатель: Обращаю внимание детей на домик.
-Какой красивый домик. Посмотрим, кто в нем живет? (подходим к домику, стучимся, никто не отвечает). Заглядываю в домик вместе с детьми – спит
Мишка. Вместе с детьми будим Мишку.
-Мишка, пора вставать. (Мишка не просыпается).
-Мишка уже утро пора вставать. (Прислушиваюсь к Мишке)
-Дети Мишка говорит,что не будет вставать, потому что солнышко не светит.
-Поможем Мишке?
- Как вы думаете, что случилось с солнышком?
Дети: - Оно спряталось.
- Оно ещё спит.
- Туча закрыло солнышко.
Воспитатель: - Точно! Большая туча закрыла наше солнышко. И, наверное, оно ещё спит, потому что думает, что ещё ночь. Как вы думаете, что же нам делать?
Дети: - Нужно разбудить солнышко.
Воспитатель: Давайте пойдем в лес и разбудим солнышко.
«По ровненькой дорожке
Зашагали наши ножки
Будем мы в лесу гулять
Наше солнышко искать».
Дети с воспитателем подходят к «лесу». На полу стоят ёлки (большая и маленькая). На полу разложены цветы.
Воспитатель: - Ребята, смотрите как красиво в лесу! Смотрите сколько цветов! Скажите мне, их много или один цветочек?
Дети: - Их много!
Воспитатель: Какого цвета они? А что не хватает у цветов?
Дети: Лепестков.
Воспитатель: Давайте каждому цветочку найдем лепесточки нужного цвета.
(Дети собирают лепестки).
Воспитатель: - А скажите мне, пожалуйста, что за деревья растут у нас в лесу?
И какие они? Одинаковые или разные?
Дети: - Это ёлки.
- Они зелёные.
-Эта большая.
- Эта маленькая.
Воспитатель: - Правильно ребята. Ребята, посмотрите под большой елкой кто-то сидит.
Воспитатель: - Здравствуй ёжик, мы пришли узнать, как нам попасть к домику солнышка, а то оно не вышло сегодня. Ой, а почему ты плачешь, что с тобой приключилось?
Воспитатель подносит ёжика к уху.
Воспитатель: - Всё понятно! Ребята, у ёжика беда. Он потерял свои колючки.
-Не грусти ежик. Ребята тебе подарят новые иголочки. (В коробке лежат белые прищепки. Дети прищепляют по одной прищепке к ежику. Ежика поворачиваю другой стороной - он улыбается).
Ежик: Спасибо ребята.
Воспитатель: - Какой стал ежик?
Дети: - Веселый.
Воспитатель: - Беги ёжик играть со своими друзьями, а мы пойдем дальше солнышко искать. Ребята, а кто сидит под кустиком?
Дети смотрят.
Воспитатель достает из-под ёлки зайчика и три корзины (синяя, зеленая, желтая). В синей корзине лежат различные продукты, в том числе морковка и капуста.
Воспитатель: - Здравствуй, зайчик. Ты не подскажешь, как нам попасть к домику солнышка?
Зайчик: Я очень занят. У меня перемешались все продукты.
Воспитатель: Нужно помочь зайчику, тогда и он нам подскажет путь. Что
любит зайка кушать?
Дети: - Капусту, морковку.
Давайте в зеленую корзину сложим то, что едят зайцы, а в желтую корзину, то, что зайцы не едят. Дети выполняют задание.
Зайка: Спасибо дети за помощь. А я с вами поиграю.
(игра «По лесной лужайке разбежались зайки»).
Воспитатель:- Зайчик, мы справились с твоей просьбой, теперь подскажи нам где живет солнышко, пожалуйста.
Воспитатель подносит зайчика к своему уху.
Воспитатель: - Ребята, зайчик говорит, что солнышко живет вот в том красивом домике.
Воспитатель с детьми подходят к зашторенному окну. Открываю занавес. Силуэт спящего солнца.
Воспитатель: Кто это?-Что оно делает?
Солнышко спит и нам нужно разбудить его. Давайте похлопаем в ладоши.
Дети начинают хлопать в ладоши:
Медленно.
—Быстро.
—Тихо.
—Громко.
Меняю силуэт солнышка.
Воспитатель: - Здравствуй, солнышко. Ты так долго спало, что мы с ребятами решили тебя разбудить. Ребята, смотрите, солнышко проснулось, но что-то с ним не то. Посмотрите внимательно, как вы думаете, что же с ним не то?
Дети: - У солнышка нет лучиков.
Воспитатель: - Все понятно! Солнышко потеряла свои лучики, и оно перестало светить, а когда солнышко не светит, оно спит. Ой, вот же они!
Воспитатель поднимает с пола лучики. Каждый ребенок берёт по лучику.
Воспитатель: - Ребята, давайте приклеим лучики к солнышку.
Каждый ребенок прикладывает к солнышку лучик. (Лучики крепятся к магнитной доске). Воспитатель незаметно с лицевой стороны отклеивает первый слой, и солнышко начинает улыбаться. Воспитатель: - Ура! Засияло солнышко! Какое солнышко? Молодцы, ребята! Смотрите, солнышко так радо, что дарит вам маленькие сюрпризы. Воспитатель достает спрятанную коробочку. В ней находятся браслеты на руку желтого цвета.
Воспитатель: - Теперь, ребята, вы маленькие солнечные лучики.
Воспитатель: Дети, пойдем к Мишутке и расскажем ему, что солнышко проснулось. (Идем к домику Мишки). Вот и Мишка проснулся. Давайте расскажем Мише кого мы встретили в лесу.
А сейчас мы с Мишуткой пойдем гулять. Занятие окончено.
Заключение.
Работа нашей группы показывает, что сенсорное развитие способствует :
• Развитию воображения и творческой активности;
• Формированию представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
• Развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
В результате проведенной работы я убедилась, что систематическая и планомерная работа по данной теме, а также использование дидактических игр поможет достичь целевых ориентиров, представленных во ФГОС: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата.
Литература.
1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.