Лиза Хафизова
Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи «Фрукты и ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи
Подготовил воспитатель: Хафизова Лиза Ирековна
Предпосылки: пополнение речевого центра в группе; обогащение развивающей среды.
Вид: учебно- методическое пособие.
Предназначение: для детей дошкольного возраста.
Актуальность.
Публикация «Методическая разработка к методическому пособию по развитию речи „Фрукты и ягоды“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Ягоды садовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Основой перспективного и календарного планирования работы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение,- что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционной работы.
Дидактические игры по теме «Фрукты и ягоды» отбираются и разрабатываются с учетом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Дидактические игры по данной теме позволят решить коррекционные, образовательные, воспитательные задачи в игровой форме. То, что ребенок воспринимает познавательную задачу как игровую, повышает его умственную активность.
Учитываются также принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательные развитие.
Цель: способствовать развитию связной речи; ознакомить и закрепить знание детей о фруктах и ягодах.
Задачи.
Образовательные:
Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
Способствовать развитию умения употреблять в речи названия ягод и фруктов, понимать обобщающее слово «ягоды» и «фрукты»;
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями;
Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже;
Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос; понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;
Развивающие.
Способствовать развитию речи как средства общения;
Развивать диалогическую форму речи (вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций);
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок ;
Воспитательные
Развитие умения выслушивать сверстника, действовать сообща;
Воспитывать любовь к природе.
Содержание пособия включает :
Красочные иллюстрации;
Познавательные информации;
Развивающие задания;
Дидактические игры.
Описания пособия.
• Познавательная информация:
«Фрукты» «Ягоды» «Лесные ягоды»
• Загадки про фрукты.
• Загадки про ягоды.
• Веселые стихи про фрукты.
• Физкультминутки.
• Пальчиковые игры.
• Речевые игры.
• Скороговорки.
• Дидактические игры:
«Карлсон ест варенье»
«Что где растет?»
«Подбери картинку» (на классификацию)
«Собери картинку»
Основные достоинства:
Методическое пособие по теме «Фрукты и ягоды» по содержанию и качеству художественного оформления незаменимый материал для организации:
Организационной образовательной деятельности;
Самостоятельной игровой;
Познавательно – исследовательской;
Коммуникативной деятельности в повседневной жизни;
Совместная деятельность взрослых и детей.
Приложение1
Дидактические игры по развитию речи
«Угостим Карлсона вареньем»
1 вариант «Угостим Карлсона фруктовым вареньем»
Задачи:
формировать умение отвечать на вопросы и составлять вместе с воспитателем короткий описательный рассказ;
закрепить обобщающее понятие «фрукты»;
способствовать формированию умения образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.
Ход.
Прилетает Карлсон. У него в руках корзина с фруктами.
- Посмотрите, что я вам сегодня принес. Как можно назвать одним словом? (фрукты)
Карлсон предлагает каждому ребенку взять один фрукт и рассказать о нём.
- Адель, что у тебя в руках? (яблоко). Какое оно? (круглое, красное, большое и т. д.).
- Дети, давайте, приготовим из этих фруктов варенье и угостим Карлесона.
Варенье из яблок, как называется? (Яблочное)
Варенье из груш? (Грушевое)
Варенье из лимонов? (Лимонное)
Варенье из мандаринов? (Мандариновое)
Варенье из апельсинов? (Апельсиновое)
Наш Карлсон поел варенье и облизнулся, вот так (язык двигается по верхней и по нижней губам - дети повторяют «Ах, какое вкусное варенье!»
2 вариант «Угостим Карлсона вареньем из лесных ягод»
Задачи.
Способствовать формированию умения внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога;
Побуждать детей к участию в беседе и связным высказываниям;
Закрепить представление о понятиях «ягоды»;
Способствовать развитию умения образовывать прилагательные и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными.
Ход.
Прилетает Карлсон с корзиной в руках.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что есть у меня? (корзина) Как вы думаете, зачем мне нужна корзина? Что можно в неё положить? (ответы детей)
-С этой корзиной мы с вами сегодня отправимся в лес за ягодами. На чём мы поедем? (дети выбирают вид транспорта) Мы поедем на машине. Машина отправляется, звенит колокольчик: динь- динь-динь. Как звенит колокольчик? ( Дети повторяют : динь- динь- динь)
Машина едет и гудит: ду-ду-ду. (дети повторяют)
- Вот мы и приехали. Чем же угостить нас лес? (ягодами)
Какие ягоды растут в лесу (земляника, черника, малина, брусника)
(Карлсон вместе с детьми выкладывает картинки)
На полянку мы заходим,
Много ягод здесь находим.
-Молодцы. Вот и ягод мы с вами набрали. А теперь пора возвращаться домой и приготовит из ягод варенье.
( Звенит колокольчик: динь- динь- динь. Машина отправляется: ду- ду- ду.)
-Вот и приехали. А теперь, давайте сварим варенье.
Варенье из малины: малиновое.
Варенье из черники: черничное.
Варенье из брусники: брусничное.
Варенье из земляники: земляничное.
Вариант 3 «Поможем Карлсону»
Задачи.
Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;
Развивать навыки общения.
- Ребята, вы слышите, что-то гудит? Кто-то в гости к нам спешит. Отгадаете загадку тогда и узнаете.
Он веселый, озорной,
И пропеллер за спиной.
Поднимает настроение
Любит сладкое варенье
Кто же это?
Дети: Карлсон! (влетает Карлсон)
Я спешил к вам друзья
С жутким нетерпеньем
И моторчик не зря
Смазывал вареньем
Вы узнали меня?
Карлсон: Давно я за вами наблюдаю с крыши, как вы играете, занимаетесь, веселитесь. А мне так скучно одному. Ой-ой я устал, мне бы подкрепиться.
- Ребята угостим Карлсона? Что любит Карлсон?
— Варенье!
Игра «Какое бывает варенье» (Дети угощают Карлсона вареньем.)
Карлсон: Какое вкусное варенье! Спасибо вам ребята. Ну, теперь я набрался сил и хочу домой.
Воспитатель: Вот и улетел наш Карлсон. Вам понравилось с ним играть? (да) Что понравилось больше всего? Какой к нам прилетел Карлсон?
Дети: Грустный
— А улетел какой?
— Веселый.
Вариант 4 «Разложи банки по полочкам»
Задачи
Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;
закрепить представления о понятиях «Ягоды», «Фрукты».
Ход.
Прилетает Карлсон и говорит, что перепутал все банки с вареньем. Банки с вареньем нужно правильно расставить по полкам: на верхнюю полку варенье из фруктов, а на нижнюю полку: из ягод.
Вариант 5 «Угадайте, какое варенье любит Карлсон»
Задача.
Способствовать развитию логического мышления;
Закрепить в активном словаре обобщающее понятие «ягоды», «фрукты»;
способствовать развитию умения правильно называть фрукты и ягоды.
Ход.
Прилетает Карлсон и предлагает угадать, какие же варенья он больше всего на свете любит. Загадывает загадки про фрукты и ягоды.
Вариант 6 «Поможем Карлсону сварить варенье на зиму»
Задачи
Расширять словарный запас, развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы;
Способствовать развитию умения сопереживать и желание помочь Карлсону;
Формировать представление о фруктах и ягодах;
Продолжать способствовать развитию умения образовывать прилагательное и употреблять их в речи, согласовывая их с существительными;
Карлсон: (входит с огорчением) Я самый несчастный в мире Карлсон, потому что я люблю разные сладости, а особенно варенье, но у меня уже ничего не осталось, я не запас вовремя фруктов и ягод, и у меня на зиму ничего нет! О, несчастный, бедный Карлсон!
Воспитатель: Карлсон, посмотри сколько здесь детей, они тебе помогут.
Карлсон : Здравствуйте, ребята вы правда мне поможете? Тогда мы отправляемся с вами в сад, и должны найти чудо - дерево на котором растут фрукты и кусты с ягодами и грядка с клубникой.
По дорожке мы идем
И в чудесный сад придем.
груши, яблоки, бананы
для варенья соберем.
Проводится дидактическая игра” Что растет на дереве, на кустике”.(дети называют фрукты и ягоды)
Например: апельсин, какой? (круглый, оранжевый, сочный) .
груша, какая? (сладкая, желтая) .
Яблоко, какое? (красное, сладкое)
Пальчиковая игра «Варенье»
Будем мы варить варенье.
Фруктов нужно много, вот.
(«Варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить,
(ребром ладони стучат по другой ладошке)
Варим, варим мы варенье («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Получился, вкусный - вот!
Карлсон: Какие аппетитные получились варенья. Какие варенья мы сварили? (из вишни - вишневое вареье; из яблок- яблочное; из клубники- клубничное варенье ит. д.)
(Карлсон забирает с собой банки с вареньями)
Спасибо, что вы помогли, сварили для меня варенье, мне сейчас надолго хватит.