Светлана Гаджиева
Конспект урока музыки в 4 классе «Японский журавлик»
▼ Скачать + Заказать документы
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)
РЕКОМЕНДОВАНО
Заместителем директора
МАОУ «Прогимназия № 81»
по УВР Кетовой И. В.
08.05.2019 г. СОГЛАСОВАНО
Методическим объединением
специалистов МАОУ
«Прогимназия № 81»
08.05.2019 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОК МУЗЫКИ
В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ :
Темочки:
- Журавль, журавлик
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
«ЯПОНСКИЙ ЖУРАВЛИК»
Составитель:
учитель музыки
МАОУ «Прогимназия № 81»
Гаджиева Светлана Загидовна
г. Сыктывкар
2019 год
Аннотация
Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Примерной программы по музыке для 1-4 классов. Технологическая карта урока составлена на основе основных положений художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.
Развитие темы триместра: «Между музыкой разных народов мира нет границ». На уроке происходит знакомство обучающихся с советским композитором Д. Б. Кабалевским, с музыкой Японии и с трагической историей японской девочки, которая, ради мира и спасения всех, кто пострадал 8 августа 1945 года в ядерной войне до последних дней (потому, что сама была смертельно облучена) делала бумажных белых журавликов. Материал урока должен вызвать у ребят чувства сострадания, сочувствия через музыку, беседу, размышление.
Технологическая карта будет полезна учителям музыки, а также педагогам дополнительного образования при составлении конспектов тематических сценариев, проектов, бесед.
Содержание
1. Введение 4
2. Основная часть 5
2.1. Технологическая карта урока 7
3. Библиографический список 19
1. Введение
Изучение темы «Между музыкой разных народов мира нет границ» в школьном курсе музыки является достаточно актуальной в силу её высокой практической направленности. В каждом музыкальном произведении всегда лежит определённая идея, которую композитор стремится донести до своих слушателей.
Тема музыки разных народов мира интересна и актуальна в настоящее время, так как:
помогает расширить музыкальное пространство ребенка;
способствует его духовному росту;
создает условия для формирования интереса к истории народов мира, традициям и культуре;
воспитывает бережное и уважительное отношение к музыке других народов мира.
Цель методической разработки:
Распространение педагогического опыта.
Задачи:
повысить собственный профессиональный уровень;
реализовать собственные идеи и замыслы;
разработать технологическую карту урока;
пополнить собственную методическую копилку.
2. Основная часть
Тема урока : Японский журавлик – символ борьбы за мир и жизнь на земле.
Цель: привести к мысли о взаимосвязи русской и японской музыки в процессе разучивания песни «Японский журавлик»
Планируемые результаты. УУД.
Личностные:
- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;
- воспитывать чувство патриотизма
Познавательные:
- в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;
- сопоставить основные черты культуры Японии и России.
- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные:
- активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного; участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
Предметные умения:
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;
- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал.
Метапредметные:
работа с информационным текстом и извлечение информации из него;
использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку;
умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении,
умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Тип урока : — урок углубления и развития смысловых аспектов темы.
Форма организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Класс : 4
Межпредметные связи: МХК, окружающий мир.
Продолжительность: 45 минут.
Предварительная работа: создание мультимедийной презентации, подготовка материала для сообщения учеником информации о Сакуре (Вишня).
Музыкальный материал :
Д. Б. Кабалевский. Вариации на японскую народную песню «Вишня»,
С. Туликов «Японский журавлик»,
видео «Взрыв в Хиросиме»
Дидактический материал:
презентация,
карточки с тестовым материалом о символах: голубь мира, сакура, бумажный журавлик,
бумажные лучики желтого и голубого цвета на двустороннем скотче,
картинки символов,
желтый мел.
Используемое оборудование:
нотный материал к песенному репертуару,
мультимедийный проектор,
музыкальный центр,
компьютер,
экран,
фортепиано.
2.1. Технологическая карта урока
Этап урока Задачи
этапа
Содержание урока Формируемые УУД
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности - вызвать познавательный интерес к уроку. -Здравствуйте, ребята! Я рада тому, что нам предстоит целый урок работать и открывать что-то новое. Вы готовы к новым открытиям? (Давайте поздороваемся по-японски – поклоном, по-русски – мужчины здороваются за руку, я думаю, можно просто кивнуть друг другу). Приветствуют друг друга поклоном Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к традициям своей страны и других народов
Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;
- сопоставить основные черты культуры Японии и России.
Регулятивные: - развивать умение настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - вызвать интерес к проблеме - На предыдущих уроках вы знакомились с музыкой разных народов мира, и сегодняшний урок я хочу начать с музыки. Вспомните её. Что вы о ней знаете?
- Что вы знаете об этой музыке?
- Почему Кабалевский – советский композитор, использовал в своем произведении мелодию японской народной песни?
- Изменялась ли в музыке мелодия?
- Как?
- Почему же композитор так её изменил? Что он хотел этим показать? (выразил своё отношение к трагедии японского народа, взрыву атомной бомбы в 1945 году, после окончания ВОв, в результате которой стерлись с лица земли 2 японских города, Хиросима и Нагасаки. Погибло огромное количество японского народа, в т. ч. и детей. А впоследствии от радиации люди заболевали и умирали.
Отголоски этой трагедии продолжаются до сих пор.)
Просмотр видео
слушают Вариации на японскую тему «Вишня» Д. Б. Кабалевского
чтобы рассказать о красоте японской народной музыки, поделиться своими впечатлениями об увиденной красоте цветущих вишневых садов
Да
спокойная тихая мелодия постепенно становилась напряженной и драматичной Личностные: - воспитывать чувство патриотизма
Познавательные: - сопоставить основные черты культуры Японии и России.
- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;
Регулятивные:- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Предметные умения:
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
Метапредметные:
использование музыкальной речи, как способа общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку;
умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
III. Этап выявления места и причины затруднений обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;
-вызвать познавательный интерес к проблеме;
- организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели - А вы знаете, почему Кабалевский рассказал об этой трагедии музыкой?
- Вспомните, мелодию какой песни использовал композитор в своей музыке?
- А что значит вишня в Японии? он хотел передать свое отношение к трагедии японского народа, чтобы мы узнали об этом, почувствовали сопереживание к японскому народу…
японской народной песни «Вишня»
Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос
Личностные: - воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;
Познавательные: - в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа;
- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;
Предметные умения: - развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
Метапредметные: умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
IV. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации - организовать планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия - Предлагаю послушать ___, который подготовил для вас небольшое сообщение.
- Какие вы знаете еще символы? А если бы я вас попросила рассказать подробно, точно о каком-либо символе, к чему бы вы обратились? Где бы стали искать информацию?
Совершенно верно, сегодня говорят: «Тот, кто владеет информацией, тот владеет миром». Оказывается, очень важно знать и стремиться к знанию.
На доске находятся еще 2 символа. Что вы о них знаете? (голубь и бумажный журавлик) Сообщение ученика о священном Японском дереве – сакуре, о празднике любования сакурой и о том, что японцы часто воспевают красоту Японской вишни в своей музыке
В учебнике, в энциклопедии, в Интернете…
Учащиеся выражают затруднения в ответе на вопрос
Личностные:
- воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов;
Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Метапредметные: - умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
V. Реализация построенного проекта -организовать совместную с учителем организацию (структурирование) учащимися новой информации - Чтобы точно узнать, что за этими символами стоит, подтвердятся ваши предположения или нет, нам необходимо разделиться на группы.
1-3 группы из предложенного текста выделяют 2-3 самых важных, ключевых слова.
4-я группа получает задание подготовить выразительное чтение стихотворения о девочке.
- Итак, подведем итоги работы групп.
Почему и для чего в Японии бумажного журавлика сделали символом?
Как мы озвучим тему нашего урока?
- О журавликах слагались легенды, сочинялись рассказы и даже песни. И с одной из них я хочу вас сегодня познакомить, её написали композитор Серафим Туликов и поэт Владимир Лазарев.
(учитель исполняет песню «Японский журавлик»)
- О чем вам рассказала эта песня?
- 4-я группа получила стихотворение об этой девочке. Расскажите о судьбе Сасаки Садако классу и гостям.
- Я думаю, несмотря на прошедшее после трагедии время, мы с вами также сочувствуем японскому народу и исполним песню «Журавлик».
Голубь – символ мира,
вишня – символ жизни,
журавлик – символ и мира, и жизни
чтобы сохранить на земле мир и больше этого не повторилось
Японский журавлик - символ борьбы за мир и жизнь на земле.
О девочке Сасаки Садако
Летний день, в окне сверкая
На осколки мелкие дробится.
Умирает девочка Садако,
Умирает в атомной больнице.
Устремлен куда-то взгляд раскосый,
Словно видит свет иного края.
И чернеют на подушке косы
С девочкою рядом умирая.
Сколько люди мира ни старались,
Не помогут девочке подняться.
И уже беспомощно над нею
Белые журавлики кружатся. Личностные:
- воспитывать интерес и чувство уважения к культуре других народов;
- воспитывать чувство патриотизма
Коммуникативные:
- участие в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни;
Метапредметные: работа с информационным текстом и извлечение информации из него;
Исполнение песни
- А теперь исполним эту песню так, чтобы слушатели почувствовали и поняли, о чем вы хотите рассказать. Выразите в своем исполнении сочувствие и сострадание к японскому народу. Исполнение песни Личностные:
- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;
- воспитывать чувство патриотизма
Познавательные:
- научить определять в звучании особенности японской народной музыки;
Предметные умения:
- развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства музыкальной выразительности;
- развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материал.
Метапредметные: умение выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении
Физкультминутка. - снятие усталости и напряжения (применение ИКТ) Учащиеся наблюдают полет журавлика на экране под плавную музыку Личностные : - формирование установки на здоровый образ жизни;
Регулятивные: - развитие навыков внимания и самоконтроля.
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи -обеспечить применение полученных знаний
- использование новых знаний при рассказе о семье на картинке - Композиторы обращаются к музыке японского народа, чтобы отразить в музыке свое отношение к трагедии, сохранить на земле МИР и чтобы никогда эти трагедии не повторились.
- А теперь вернемся к нашим символам. Как мы можем их объединить? Какой геометрической фигурой мы их объединим?
(на доске обвести все 3 символа в круг и закрасить в желтый цвет)
В какое место нашего круга мы поместим девочку?
А почему? (При необходимости учитель подводит учащихся к правильному ответу при помощи наводящих вопросов)
Композиторы рассказали в своей музыке, о японском народе. Нам эта музыка была понятна? Почему?
Всех
людей, независимо от национальности и цвета кожи объеденяет музыкальный язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства.
Круг
В центр
Мир на земле зависит от человека. А дети – это наше будущее
Потому, что между музыкой разных народов мира нет границ. Личностные:
- воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;
- воспитывать чувство патриотизма
Предметные умения:
- развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к музыкальным произведениям;
Метапредметные: - выделение отдельных признаков предмета и объединение по общему признаку; умение ставить цель выходить на проблему урока как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке -осмысление процесса и результата деятельности - У вас на столе 2 лучика – голубой и желтый. Я хочу, чтобы вы выбрали один из них и прикрепили на доску к нашему желтому кругу. Желтый – если вы сегодня активно работали, эмоционально откликнулись, вам было все понятно и интересно, а синий – если вы были простым слушателем.
- Посмотрите, что у нас получилось?
Кто-то из мудрецов заметил: «Весна, как и солнце приходит к нам из Японии»., потому что про Японию говорят, что эта Страна Восходящего Солнца.
- А солнце – это тоже символ света и жизни.
- Ребята, расскажите, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Предположите, что вам необходимо выполнить дома?
Спасибо вам за работу на уроке.
( Домашнее задание:).
Солнце
О трагедии в Японии,
о символах Японии
о высказываниях мудрецов
Учащиеся высказывают свои предположения ( При необходимости учитель наводящими вопросами подводит к формулировке: сделать японского журавлика) Познавательные:
- сопоставить основные черты культуры Японии и России.
Регулятивные: - развитие умения фиксировать факт завершения действий.
Коммуникативные: формирование своего мнения
Библиографический список:
1) Музыка. 1-4 классы : конспекты уроков, рекомендации, планирование: (из опыта работы) / авт. -сост. Г. В. Стюхина. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2013. – 239с.
2) https://infourok.ru/urok-i-prezentaciya-po-muzike-muzika-yaponii-klass-1067837.html
3) https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/07/04/tehnologicheskaya-karta-uroka-muzyki-v-4-klasse-muzyka-yaponii