Ольга Селезнёва
Конспект урока в 4 классе «Хороводные песни»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок в 4 классе
Тема «Хороводные песни»
Цели: создать условия для выявления связи хороводных песен с календарными праздниками, обрядами, на примерах показать разнообразия сюжетов и включение элементов театрального действия в хоровод; познакомить с русскими народными инструментами.
. Планируемые результаты: в процессе практической деятельности через решение проблемной ситуации узнать, как хороводные песни были связаны с календарными, познакомить с русскими народными инструментами.
Публикация «Конспект урока в 4 классе „Хороводные песни“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Песни. Все материалы на тему песен
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Хороводные игры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
. Личностные результаты: формировать чувство гордости за культуру и искусство русского народа.
. Метапредметные результаты:
- регулятивные: формировать творческие и познавательные навыки;
- познавательные: осознанно стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению творческих результатов;
- коммуникативные: уметь вести диалог, учить сравнивать, сопоставлять творческую работу.
Оборудование: компьютер, пианино, деревянные ложки.
Ход:
Организационный момент.
-Сейчас музыкальный начнется урок.
Об этом пропел нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь, на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока!»
. Сообщение темы урока.
. Беседа: В старину хороводные песни были связаны с календарными праздниками и обрядами. Хороводы имели широкое распространение как массовое игровое действие.
В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились специальные места – луга, опушки рощи, луговины за околицей. Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах (их называли «посиделками»). На этих вечеринках также пелись хороводные песни.
К праздничным хороводам готовились заранее : приглашали соседей, дальних родственников, готовили угощенье. Девушки и женщины одевались в лучшие наряды.
Хороводные песни разнообразны. Среди них можно выделить две группы: хороводы-игры и хороводы-пляски.
Сюжеты хороводов-игр были связаны с народными обычаями: сватовство, выбор невесты, посев, сбор урожая…
Хороводы водили кругами, колоннами, зигзагами, восьмеркой.
Элементы театрального действия в хороводе заключались в том, что обычно выбирался один или несколько «актеров», которые в середине круга показывали действие. Действие часто разыгрывалось всеми участниками хоровода.
Слушание «Девичий хоровод» (из балета «Конек-Горбунок», музыка Р. К. Щедрина.
(заслушивание доклада о композиторе, подготовленного учениками).
Задания:1) определить характер хоровода, выбрав нужные слова:
Спокойно изящно
Лирично взволнованно
Плавно резко
Легко грациозно
2) в каком ладу звучит хоровод : мажорном, минорном или переменном?
.Работа над дикцией и звуками по Емельянову.
. Распевание: «Летела сова», «Круты горы»
.Разучивание русской народной плясовой песни «А я по лугу»
Задания: 1) исполнить мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него;
2) выбрать народный инструмент – деревянные ложки для сопровождения;
3) выбрать дирижера, который руководит оркестром и хором;
4) водить хоровод разными фигурами.
Таким образом, мы с вами отправляемся на школьную лужайку водить хороводы, исполняя русские народные песни «А я по лугу», «Во поле береза стояла»…
(Далее работа продолжается в классе)
Теперь поговорим о русских народных инструментах.
. Где и как появились ударные инструменты – ложки, трещотки;
духовые инструменты – свистульки, свирель;
струнные инструменты – домра, балалайка.
Баян. (Заслушивание сообщений о музыкальных инструментах).
.Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц»
Задания: 1)как изменяется музыка от куплета к куплету?
2) определи форму произведения;
3) выбери инструмент и играй в ансамбле с учителем.
Итог урока :
Чем запомнился урок? Хорошо ли вы запомнили, как устроены народные инструменты?
. Домашнее задание: попробуй создать свой фантастический музыкальный инструмент.