Мухаметшина Эльвира
Конспект урока «Кузнецы-умельцы» во 2 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Курс «Социокультурные истоки» 2 класс.
Подготовил: учитель начальных классов Мухаметшина Э. Р.
Тема урока : Кузнецы-умельцы.
Цель урока : дать общее представление о работе кузнеца.
Задачи урока :
1. расширить знания учащихся о профессии кузнеца и особенностях его труда;
2. создать условия для развития познавательной сферы ребенка и формированию бережного отношения к окружающему миру;
3. развивать словарный запас детей и речь;
4. воспитывать уважение к людям труда.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основные понятия: мастер-кузнец, кузница, горн, мехи, молот, наковальня, сила и ловкость.
Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает.
Тип урока : открытия новых знаний.
Методы: беседа, наглядно образный и иллюстративный, работа с тетрадью.
АФО: 1. Работа в тройке «Подкуем лошадку».
2. Ресурсный круг «Кузница»
Социокультурный инструментарий:
1. А. В. Камкин «Истоки-2» (учебник,
2. рабочая тетрадь «Истоки» 2класс,
3. презентация,
4. видеозапись с работой кузнеца,
5. изделия из металла (подкова, гвозди, серп.)
Литература:
1. А. Лопатина, М. Скребцова. Секреты мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах /В помощь педагогам, воспитателям и родителям/ - М. ООО «Книжный Дом Локус», 2002.
2. А. Навроцкий. О кузнецах и кузницах – издательство «Малыш», Москва, 1990. Истоковедение. Том 1. М. Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
3. Камкин А. В. «Истоки-2»
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Организационный этап Прозвенел звонок,
начинаем наш урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня на уроке желаю всем нам плодотворно поработать и надеюсь, что вы, как и всегда, будете помогать друг другу, выручать в трудные моменты, высказывать своё мнение и выслушивать других. Пусть вашими помощниками будут внимание, находчивость и смекалка.
Итак, начинаем. Слушают учителя Коммуникативные:
-социально-психологические умения
2 Подготовительный
этап
2.1. Присоединение учащихся к теме урок - Какой раздел мы с вами начали изучать на прошлых уроках?
- С какими людьми нас знакомит этот раздел?
- О людях каких профессий мы уже с вами говорили?
- Мы много узнали о людях-тружениках, об их нелёгком труде, о том какими нужно быть сильными, выносливыми и терпеливыми. Сегодня мы продолжим наш разговор о людях, умеющих и любящих трудиться. А о чем мы будем беседовать, вы узнаете, если внимательно послушаете мой рассказ. Отвечают на вопросы
(Труд земной)
(С людьми разных профессий)
(О земледельцах, животноводах, мастерах-плотниках, ткачихах-рукодельницах).
Предметные:
- умение называть различные профессии людей
Коммуникативные:
- речевые умения.
Личностные:
- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;
-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.
2.2. Целеполагание и мотивация. Слайд 2
Учитель читает текст.
Чуть в стороне, на окраине деревни, часто на берегу небольшой речушки или ручья, стоял сарай с черной трубой, в которой, посвистывая, гулял ветер. Из деревни, сюда то и дело заходили люди, кто по делу, а кто просто побеседовать по душам, да полюбоваться работой мастера. Давайте и мы потихоньку откроем тяжёлую скрипучую дверь, заглянем и посмотрим, что за мастер здесь трудится. Слышите? (Звуки молота и наковальни) Он уже давно начал свою работу. Догадались кто это?
- Как вы думаете, о человеке, какой профессии мы сегодня будем говорить? Назовите тему и цель нашего урока. Смотрят видеоклип, определяют тему урока
Это работает кузнец.
(Отвечают на вопрос учителя, определяют тему и цель урока).
(Как трудятся кузнецы) Предметные:
- умение определять и называть тему урока.
Познавательные:
- умение воспринимать и обрабатывать информацию.
Регулятивные:
- умение определять и ставить цель
Коммуникативные:
- речевые умения
3 Основной этап
3.1 Поиск новых знаний - Итак мы пришли в кузницу, где работает кузнец. Слайд 3 И говорить мы будем сегодня об интересной работе кузнецов.
А чем же он занимается? Кого называют кузнецом?
- Всё верно. Кузнец – это мастер по обработке и изготовлению самых различных изделий из металла. Слайд 4,5
Обратите внимание на изделия, выполненные кузнецами очень давно : амбарный замок, кованый гвоздь, серп, подкова – всё это требовалось в быту. Слайд 6,7
- В старину кузницу можно было распознать по внешнему виду, по звукам и запахам. Она была покрыта копотью. Из её открытых дверей доносился металлический перезвон. Пахло дымом и раскалённым железом.
Давайте заглянем в такую кузницу и понаблюдаем, как обычный металл превращается в прекрасные предметы. Слайд 8
Учитель рассказывает, как работает кузнец.
В кузнице стояла выложенная из кирпича кузнечная печь. Это горн. Слайд 9
К горну прикреплены кожаные мехи. Они непрерывно то сжимались, то раздувались. Слайд 10
Струи воздуха из мехов направлялись на горящие в горне угли, чтобы они не гасли. Там нарастал нестерпимый жар. В этом жару докрасна раскалялась железная заготовка.
С помощью длинных щипцов заготовку из горна переносили на наковальню. Кузнец и его помощники начинали ковать. Слайд 11
5слайд. Первый - маленьким молотком показывал место, второй - большим молотом — кувалдой, ударял. А иногда ковали и втроём. Слайд 12,13.
И вот, из-под ловких рук уже вместо бесформенной металлической заготовки появляется знакомая подкова – помощница лошади. Слайд 14
Тут и гвозди, ножи, ножницы, вилы, лопаты, кованые сундуки и даже кухонная утварь. Слайд 15
От водяного пара и постоянно горящих в горне углей в кузнице нестерпимо жарко. Кузнецы одевали кожаными фартуками, чтобы защититься от брызг раскаленного железа.
Кузнец, сильный, ловкий, выносливый, уверенный настоящий богатырь – мастер своего дела, каждое его движение чётко размерено продумано. У него крепкие, ловкие руки выполняют каждое движение без суеты. Кузнецы знали свойства разных металлов: чёрных, цветных, драгоценных. Одни металлы они ковали, другие – отливали, третьи - просекали, чеканили. Слайд 16
Кузнецы-умельцы отливали различные колокола, ажурные решётки. Слайд 17
Они могли выковать и изготовить замок с секретом, цветы и даже кареты. Слайд 18-21
В современном мире кузнечное дело не пропало. На металлургических заводах горн заменила огромная доменная печь, вместо ручного молота и наковальни - сложные машины. Ручная ковка и художественная ковка также востребованы, как и в старые времена. Слайд 22,23
Что вы увидели и запомнили в кузнице? Какие инструменты нужны кузнецу для его работы?
Отвечают на вопрос учителя
(Он работает с железом, металлом).
Рассматривают изделия на выставке.
Просматривают презентацию, знакомятся с основными понятиями и терминами.
Отвечают на вопросы учителя, озвучивают понятия.
Предметные:
- умение осознавать смысл увиденной и услышанной информации.
Познавательные
- умение воспринимать и обрабатывать информацию
Личностные:
-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;
-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.
Коммуникативные
- речевые умения
3.2 Первичное закрепление новых знаний - Верно. Но необходимы и другие инструменты кузнецу. А какие, мы узнаем, выполнив задание в тетради. Откройте в тетради страницу 18. Давайте рассмотрим рисунок, и, попробуем определить, какие же инструменты потребуются кузнецу-умельцу. Будем работать в парах. (Работа в парах.) Слайд 24
Какие же инструменты потребуются? Что вы выбрали? Перечислите их и объясните свой выбор. Какие действия ими совершаются?
Учитель обобщает высказывания детей.
- Для работы кузнецу были нужны и наковальня, и молоток, и клещи со щипцами, чтобы держать горячие заготовки, и напильники и ковш на длинной ручке для того, чтобы расплавить металл, кроме инструментов нужен был прочный кожаный фартук, чтобы уберечься от грязи, копоти, сажи, от ожогов, порезов и ссадин.
Инструменты выбраны. Пора и за работу приниматься. Рабочая тетрадь, с. 18.
Выполняют задание в тетради. Выделяют нужные инструменты, подчеркивают, обсуждают свой выбор в паре.
Высказывают свои решения. Объясняют свой выбор
(Наковальня, молоток, щипцы, клещи, напильники, клещи, ковш).
Предметные:
-умение называть и обосновывать свой выбор.
Познавательные:
Умение воспринимать устную и письменную инструкцию
Регулятивные:
- умение управлять собственной деятельностью и достигать результата.
Коммуникативные:
- речевые и социально-психологические умения.
Личностные:
-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;
-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.
4 Физкультминутка -Подготовим горн к работе, раздуем мехами жар в печи.
Учитель показывает учащимся движения. Выполняют движения, изображающие раздувание горна Коммуникативные:
- умение пользоваться невербальными средствами общения
3.3 Подготовительный этап АФО (тренинг)
Основной этап АФО
-Вам хотелось бы попробовать встать к наковальне и поработать молотом? Работа кузнеца предполагает не только физический труд, но и знание своего дела.
- Вам предстоит выполнить очень ответственное задание. У лошадки, которая стоит во дворе, потерялась подкова. Нужно нам лошадку осмотреть и заново подковать.
(Активное занятие. «Подкуём лошадку»).
А для этого давайте определим последовательность работы кузнеца. Будите работать самостоятельно. (Время -3минуты)
Теперь работаем в тройках (время — 3 минуты). Слайд 19
(Это же задание обсуждается в тройках)
-Озвучьте принятые вами решения. Проверьте ваше решение. (Экспертная оценка)
Легко ли было прийти к единому решению? Оцените работу группы
Рабочая тетрадь, с. 19.
Самостоятельно определяют последовательность действий кузнец
Выслушивают выбор друг друга, обсуждают и приходят к единому решению
Лидеры сообщают решения групп и комментируют их
Слушают экспертную оценку и проверяют свои решения.
Отвечают на вопросы учителя.
Предметные:
- определять верную последовательность действий
Познавательные:
-умение воспринимать, обрабатывать информацию и предъявлять результат.
Регулятивные:
- умение использовать управленческие способности\
Личностные:
-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;
-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.
Коммуникативные:
- речевые и социально-психологические умения;
- умение использовать нормы речевого этикета
3.5 Физкультминутка -Давайте встанем в хоровод, представим себя кузнецами и попробуем изобразить их работу. Дети встают в круг и выполняют движения под звуки народной песни «Во кузнице». Коммуникативные:
- умение пользоваться невербальными средствами общения
5 Заключительный этап
4.1 Подготовительный этап АФО
(ресурсный круг)
Основной этап АФО
Рефлексия АФО Ребята, представьте, что мы подходим к кузнице.
Что слышите?
И вот мы вошли в кузницу. Там кипит работа. Что вы видите?
Что вы почувствовали, когда очутились в кузнице?
Учитель подводит итоги сказанного
Удалось ли вам присоединиться к одноклассникам? Что было труднее определить: увиденные образы, услышанные звуки или ваши чувства?
Понравилось ли вам в гостях у кузнецов? Захотелось ли вам стать такими же сильными, ловкими и умелыми?
По кругу высказываются
Я слышу. Застучали, зазвенели молоток и кувалда.
Я вижу. Там горит горн, рядом стоит подмастерье и кузнец с молотом в руке.
Я чувствую. В кузнице пахнет горячим железом и копотью? Очень жарко кругом.
Дети делятся своими впечатлениями. Личностные:
-- умение проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира;
-умение развивать эмоционально-чувственную сферу.
Коммуникативные:
- речевые и социально-психологические умения;
- умение использовать нормы речевого этикета
- умение пользоваться невербальными средствами общения
6 Рефлексия
Учитель подводит итоги урока.
- У кого мы побывали в гостях? Труд кузнеца нелёгок, он требует не только силы, но и знаний, умений, ловкости и сноровки. Благодаря этим качествам они могут обычный металл превратить в чудесные и полезные нам предметы. Я благодарю вас за работу на уроке, мы тоже хорошо потрудились. Слайд 26
7 Домашнее задание Выполнить задание на с. 18. №2 Записывают домашнее задание.