МААМ-картинки

Методическая разработка «Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте»

Гаврилова Галина
Методическая разработка «Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте»

Методическая разработка

«Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте».

Количество детей, зачисляемых в логопедические группы, с каждым годом становится всё больше. Эти дети имеют трудности не только в речевом, но и в познавательном, и физическом развитии. Речь является высшей физической функцией, за которую отвечает центральный и периферический отделы мозга.

Нейропсихология – это наука, о формировании психических процессов в головном мозге. В коре головного мозга человека два полушария: левое и правое. Правое полушарие головного мозга – творческое, образное, отвечает за тело, координацию движений, кинестетическое, пространственное и зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Два полушария, связаны между собой системой нервных волокон – мозолистым телом. Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и обмена информацией между полушариями.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

- псевдолеворукость

- зеркальное написание букв и цифр

- логопедические отклонения

- неловкость движений

- агрессия

- плохая память

- инфальтивность

- отсутствие познавательной мотивации

Если ваш ребёнок, пропустил какой- либо этап развития, например ползание, поздно и тяжело начинает ходить, речевое развитие не соответствует нормам речевого развития, у ребёнка часто случаются «откаты» полученных знаний и умений, то в коррекционной работе необходимо использовать нейропсихологические приемы, технологии.

Используя нейропсихологический подход, идёт коррекция и преодоление, имеющих нарушений у детей: речевых, моторных, интеллектуальных, поведенческих расстройств.

Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений и игр, способствующих межполушарному взаимодействию.

Ползание. Это упражнение особенно актуально для тех детей, которые пропустили этап ползания в онтогенезе.

Начинаю с детьми с самого простого упражнения - ползания на животе:

- при помощи рук, отталкиваясь двумя руками сразу;

- отталкиваясь каждой рукой попеременно;

- ползания на животе без помощи рук (руки на животе, при помощи ног;

- при ползании «по-пластунски» одновременно сгибать правую руку и правую ногу и отталкиваться ими от пола, потом идёт левая рука и левая нога;

- при ползании «по-пластунски» одновременно сгибать левую руку и правую ногу и отталкиваться ими, далее правую руку и левую ногу.

- при ползании «на четвереньках» (на руках и коленях) одновременно движение вперёд правой рукой и правой ногой, потом одновременно левой рукой и левой ногой. Затем руки и ноги одновременно выполняют те же движения, только ребёнок ползёт назад «пятится»

- при ползании «на четвереньках» (на руках и коленях) одновременно движение вперёд правой рукой и левой ногой, далее одновременно движения левой рукой и правой ногой. Затем эти же движения, только ребёнок ползёт назад – пятится.

- при ползании «на четвереньках» (на руках и коленях) одновременно движение вперёд правой рукой (но руки при этом надо ставить перекрещивая) и правой ногой, потом одновременно левой рукой и левой ногой. Затем руки и ноги одновременно выполняют те же движения, только ребёнок ползёт назад «пятится», так же перекрещивая руки, и необходимо следить, чтобы он одновременно переставлял руку и ногу ёё.

Упражнение «Попробуй, повтори». Эти упражнения нацелены на познание своего тела, пространственных представлений, переключаемости поз, развития внимания, мышления. Повторять сначала можно по образцу, представленному на карточках, а потом по словесной инструкции. Сложность этих упражнений в том, что движения непривычны, не схожи с теми, что мы совершаем каждый день.

Упражнения надо начинать с самых простых упражнений, например:

- руки перед собой, хлопок перекрестить руки друг с другом;

- левая рука, согнутая в локте перед собой ладонью от себя, большой палец вниз; правая рука ниже левой руки, согнутая в локте, перед собой ладонью к себе, большой палец вверх, Затем наоборот. Правая рука, согнутая в локте перед собой ладонью от себя, большой палец вниз; левая рука ниже правой руки, согнутая в локте, перед собой ладонью к себе, большой палец вверх;

- руки перед собой перекрещены, ноги в стороны. Затем руки подняты вверх, ладони в стороны, ноги перекрещены.

Карточек много, на них все упражнения представлены наглядно, поэтому их выполнение дома не доставит труда, а если выполнять всей семьёй, польза будет для всех.

Кинезиологические упражнения «кулак, ребро, ладонь» сначала выполняем правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Важно вовремя переключиться с одной позы на другую, удерживая последовательность операций. Для наглядности и усложнения задания использую тренажёры.

Кинезиологические чистоговорки, сказки, способствуют автоматизации речи, развитию памяти, мышлению, межполушарному развитию, умению переключать позу. Ребёнок говорит чистоговорку и на каждое слово делает определённые движения руками.

При выполнении нейроупражнения «Змейка», ребёнок левой рукой на круги по порядку ставит пальчик, правой рукой на ладошки того цвета, соответственно цвету круга и проговаривает слова на автоматизацию звуков.

При работе с нейродорожками развиваю не только мелкую моторику, зрительное восприятие, межполушарное взаимодействие, но так же подключаю автоматизация звуков, например проговаривание чистоговорки.

Очень хорошим тренажёром в моей работе являются нейроклассики. При прохождении по массажным коврикам, дети выполняют артикуляционную гимнастику с мнемогимнастикой. Ребёнок одновременно выполняет артикуляционную гимнастику с движениями рук и ног, при моторном переключении поз.

Хорошим тренажёром для межполушарного развития являются кинезиологические мешочки. Кинезио мешочки дети могут бросать и ловить разными способами. От ребёнка требуются согласованность движений, ловкость.

Так же в своей работе для межполушарного развития, я применяю упражнения с кинезиологическими мячиками на доске Бильгоу. Эти упражнения помимо межполушарного взаимодействия развивают вестибулярный аппарат, пространственное восприятие, мышечную систему, речь.

Для развития межполушарного развития в своей работе я использую разнообразные игры и упражнения. При их разучивании важно соблюдать несколько правил. Упражнения важно проводить систематически, уделяя от 2 до 5 минут. От детей требуется точность выполнения приёмов. Есть уже готовые игры, например: «Ловкие фишки», «Собери по образцу двумя руками», нейроскакалка, рисование двумя руками.

Применение нейроигр за счёт развития новых нейронных связей в коре головного мозга, способствуют не только улучшению памяти, мышлению и речи, но и повышают стрессоустойчивость, обучаемость.

Публикации по теме:

Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду»Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» "Мы играем в детском саду" (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.

Финансовые игры в старшем дошкольном возрасте Финансовые игры для детей направлены не только на изучение нового материала, но и на развитии важных навыков и чувств. Финансовые игры ориентированы.

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 28 июля 2024 в 23:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Гаврилова Галина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.

28 июля. День Военно-морского флота РФ. Передвижка. «ВМФ России. Военно-морской флот»

В последнее воскресенье июля отмечается День Военно-морского флота Российской Федерации. Это профессиональный праздник всех, кто защищает морские рубежи нашей Родины.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД