Гаврилова Галина
Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте».
Количество детей, зачисляемых в логопедические группы, с каждым годом становится всё больше. Эти дети имеют трудности не только в речевом, но и в познавательном, и физическом развитии. Речь является высшей физической функцией, за которую отвечает центральный и периферический отделы мозга.
Публикация «Игры и упражнения на межполушарное развитие детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2024
Нейропсихология – это наука, о формировании психических процессов в головном мозге. В коре головного мозга человека два полушария: левое и правое. Правое полушарие головного мозга – творческое, образное, отвечает за тело, координацию движений, кинестетическое, пространственное и зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Два полушария, связаны между собой системой нервных волокон – мозолистым телом. Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной его части и состоит из миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и обмена информацией между полушариями.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :
- псевдолеворукость
- зеркальное написание букв и цифр
- логопедические отклонения
- неловкость движений
- агрессия
- плохая память
- инфальтивность
- отсутствие познавательной мотивации
Если ваш ребёнок, пропустил какой- либо этап развития, например ползание, поздно и тяжело начинает ходить, речевое развитие не соответствует нормам речевого развития, у ребёнка часто случаются «откаты» полученных знаний и умений, то в коррекционной работе необходимо использовать нейропсихологические приемы, технологии.
Используя нейропсихологический подход, идёт коррекция и преодоление, имеющих нарушений у детей : речевых, моторных, интеллектуальных, поведенческих расстройств.
Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений и игр, способствующих межполушарному взаимодействию.
Ползание. Это упражнение особенно актуально для тех детей, которые пропустили этап ползания в онтогенезе.
Начинаю с детьми с самого простого упражнения - ползания на животе:
- при помощи рук, отталкиваясь двумя руками сразу;
- отталкиваясь каждой рукой попеременно;
- ползания на животе без помощи рук (руки на животе, при помощи ног;
- при ползании «по-пластунски» одновременно сгибать правую руку и правую ногу и отталкиваться ими от пола, потом идёт левая рука и левая нога;
- при ползании «по-пластунски» одновременно сгибать левую руку и правую ногу и отталкиваться ими, далее правую руку и левую ногу.
- при ползании «на четвереньках» (на руках и коленях) одновременно движение вперёд правой рукой и правой ногой, потом одновременно левой рукой и левой ногой. Затем руки и ноги одновременно выполняют те же движения, только ребёнок ползёт назад «пятится»
- при ползании «на четвереньках» (на руках и коленях) одновременно движение вперёд правой рукой и левой ногой, далее одновременно движения левой рукой и правой ногой. Затем эти же движения, только ребёнок ползёт назад – пятится.
- при ползании «на четвереньках» (на руках и коленях) одновременно движение вперёд правой рукой (но руки при этом надо ставить перекрещивая) и правой ногой, потом одновременно левой рукой и левой ногой. Затем руки и ноги одновременно выполняют те же движения, только ребёнок ползёт назад «пятится», так же перекрещивая руки, и необходимо следить, чтобы он одновременно переставлял руку и ногу ёё.
Упражнение «Попробуй, повтори». Эти упражнения нацелены на познание своего тела, пространственных представлений, переключаемости поз, развития внимания, мышления. Повторять сначала можно по образцу, представленному на карточках, а потом по словесной инструкции. Сложность этих упражнений в том, что движения непривычны, не схожи с теми, что мы совершаем каждый день.
Упражнения надо начинать с самых простых упражнений, например:
- руки перед собой, хлопок перекрестить руки друг с другом;
- левая рука, согнутая в локте перед собой ладонью от себя, большой палец вниз; правая рука ниже левой руки, согнутая в локте, перед собой ладонью к себе, большой палец вверх, Затем наоборот. Правая рука, согнутая в локте перед собой ладонью от себя, большой палец вниз; левая рука ниже правой руки, согнутая в локте, перед собой ладонью к себе, большой палец вверх;
- руки перед собой перекрещены, ноги в стороны. Затем руки подняты вверх, ладони в стороны, ноги перекрещены.
Карточек много, на них все упражнения представлены наглядно, поэтому их выполнение дома не доставит труда, а если выполнять всей семьёй, польза будет для всех.
Кинезиологические упражнения «кулак, ребро, ладонь» сначала выполняем правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Важно вовремя переключиться с одной позы на другую, удерживая последовательность операций. Для наглядности и усложнения задания использую тренажёры.
Кинезиологические чистоговорки, сказки, способствуют автоматизации речи, развитию памяти, мышлению, межполушарному развитию, умению переключать позу. Ребёнок говорит чистоговорку и на каждое слово делает определённые движения руками.
При выполнении нейроупражнения «Змейка», ребёнок левой рукой на круги по порядку ставит пальчик, правой рукой на ладошки того цвета, соответственно цвету круга и проговаривает слова на автоматизацию звуков.
При работе с нейродорожками развиваю не только мелкую моторику, зрительное восприятие, межполушарное взаимодействие, но так же подключаю автоматизация звуков, например проговаривание чистоговорки.
Очень хорошим тренажёром в моей работе являются нейроклассики. При прохождении по массажным коврикам, дети выполняют артикуляционную гимнастику с мнемогимнастикой. Ребёнок одновременно выполняет артикуляционную гимнастику с движениями рук и ног, при моторном переключении поз.
Хорошим тренажёром для межполушарного развития являются кинезиологические мешочки. Кинезио мешочки дети могут бросать и ловить разными способами. От ребёнка требуются согласованность движений, ловкость.
Так же в своей работе для межполушарного развития, я применяю упражнения с кинезиологическими мячиками на доске Бильгоу. Эти упражнения помимо межполушарного взаимодействия развивают вестибулярный аппарат, пространственное восприятие, мышечную систему, речь.
Для развития межполушарного развития в своей работе я использую разнообразные игры и упражнения. При их разучивании важно соблюдать несколько правил. Упражнения важно проводить систематически, уделяя от 2 до 5 минут. От детей требуется точность выполнения приёмов. Есть уже готовые игры, например: «Ловкие фишки», «Собери по образцу двумя руками», нейроскакалка, рисование двумя руками.
Применение нейроигр за счёт развития новых нейронных связей в коре головного мозга, способствуют не только улучшению памяти, мышлению и речи, но и повышают стрессоустойчивость, обучаемость.