Татьяна Зидова
«Гимнастика» мозга как современная технология развития межполушарного развития в коррекции ВПФ у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад № 18 Пушкинского района
г. Санкт-Петербург
Учитель-дефектолог
Зидова Татьяна Вячеславовна
«Гимнастика» Мозга как современная технология развития межполушарного развития в коррекции ВПФ у обучающихся с ОВЗ в работе
учителя-дефектолога.
Публикация «„Гимнастика“ мозга как современная технология развития межполушарного развития в коррекции ВПФ у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Картотека упражнений для нейропсихологической коррекции взаимосвязи полушарий головного мозга у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Актуальность:
Недостаточность сформированности межполушарного взаимодействия отмечается практически у всех детей дошкольного возраста, нуждающихся в нейропсихологической коррекции, а также у детей с легкой умственной отсталостью.
Современные нейрофизиологические исследования установили, что чем больше попадает в мозг ребенка интенсивного и разнообразного потока информации, тем быстрее происходит анатомическое созревание ЦНС. Что способствует максимальному включению в работу двигательных и эмоциональных зон головного мозга. Так как у детей с интеллектуальными нарушениями слабо развита или не развита вообще динамика и интеграция всех зон восприятия, когнитивные методы позволяют применять приобретенные навыки и способствуют развитию деятельности ребенка, как двигательной, так и речевой.
Поэтому работа по развитию межполушарного взаимодействия, является одним из самых актуальных направлений нейрокоррекционной работы с дошкольниками.
Практическая значимость:
Картотека представляет собой комплекс упражнений с использованием досок для развития межполушарного развития мозга. Разработанные для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, нарушения двигательной сферы, пространственного восприятия и восприятия схемы собственного тела. Занятия проводятся с дошкольниками, имеющими различный уровень развития физического и интеллектуального, с разными особенностями личности. Этот комплекс соединяет в себе нейропсихологическую, двигательную и речевую коррекцию в работе с дошкольниками, имеющими интеллектуальные нарушения в степени легкая.
Упражнения способствуют:
- восстановлению работоспособности и продуктивности деятельности;
- реализации внутреннего потенциала;
- расширению поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое тело;
- развитию творческих способностей и спортивных навыков;
- интеграции системы «тело-интеллект», гармонизации в работе левого и правого полушарий;
- улучшению равновесия и координации.
Практическая новизна:
Состоит в том, что когнитивные и двигательные методы коррекции используются одновременно друг с другом, что позволяет более быстро запустить процессы адекватного эмоционального реагирования, координации работы зрительного и аудиального восприятия. Упражнения в картотеке разделены на статические и динамические, в каждом упражнении есть усложнения: ускорение, темпа, добавления движения рук и ног. Статические упражнения рекомендованы для детей с более низким интеллектуальным развитием, которые имеют недоразвитие моторной сферы. Динамические упражнения рекомендованы детям с более развитым интеллектуальным развитием, тем самым осуществляется возможность индивидуального подхода к развитию и коррекции каждого ребенка, с учетом его возможностей и особенностей развития.
Результативность проведения и применения кинезиологических упражнений происходит при систематическом проведении занятий, в различном сочетании и порядке. В процессе применения данных упражнений происходит коррекция двигательных сфер, мелкой и общей моторики, развития пространственных представлений с усвоением схем своего тела, развития внимания, логики, дыхания.
Цель: коррекция всех двигательных сфер, внимания, мышления, памяти.
Задачи:
создание условий для:
- развития мелкой моторики;
- развития коммуникативных навыков;
- развития двигательных навыков и общей моторики;
- развития речевого дыхания.
Мини презентация практического использования
упражнений «Гимнастики» Мозга учителем-дефектологом.
«Гимнастика» Мозга раскрывает скрытый потенциал дошкольников Многофункциональное решение коррекционных и развивающих
целей и задач
Упражнения и игры для межполушарного развития
Игра Зеркальное рисование. Игра Симметричные рисунки.
Упражнение
«Зайчик-Колечко-Цепочка» Упражнение
«Флажок-Рыбка-Лодочка»
Дыхательные нейродинамические упражнения
Упражнение
«Часики» Упражнение
«Гуси летят»
Двигательные нейродинамические упражнения
Упражнение
«Ветер-ветерок» Упражнение
«Лягушонок»
Ссылка на практические материалы
Литература
1. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного воздействия у детей : психомоторные игры/Т. П. Трясорукова. – Ростов н/ Д: Феникс,2022
2. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного воздействия у детей : речедвигательные игры/Т. П. Трясорукова. – Ростов н/ Д: Феникс,2022
3. Праведникова И. Развитие межполушарного воздействия и графических навыков/Ирина Праведникова. – Ростов н/ Д: Феникс,2020
4. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного воздействия у детей : сенсомоторные игры/Т. П. Трясорукова. – Ростов н/ Д: Феникс,2022
5. Деннисон П. Гимнастика мозга/перевод С. М. Масгутовой. – М. : Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение»,1997
6. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М:ТЦ Сфера,2008