Карасёва Неля Владимировна
Исследовательский проект «Путешествие в мир денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследовательского проекта: «Путешествие в мир денег»
Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет. Тед Тёрнер
1. Введение. Меня зовут Подковырин Максим. Мне 6 лет. И расскажу я вам про деньги. Деньги настолько прочно обосновались в повседневной жизни, что мы не видим в них ничего необычного. А между тем это - одно из самых замечательных и даже поразительных изобретений человека. Актуальность темы несомненна, так как современный мир без денег представить просто невозможно.
Мы с мамой собираем монеты. У нас уже целая коллекция, они разного достоинства. Это настолько интересная тема, что появилась возможность собрать деньги других государств. Они называются –валюта. И мне стало интересно, зачем придумали деньги? Чтобы узнать это, мне пришлось, с помощью семьи, прочитать энциклопедии, посмотреть различные познавательные передачи, поискать информацию в сети интернет.
1.1. Поэтому цель нашего проекта: научиться финансовой грамотности посредством театрализованной деятельности.
Мы поставили перед собой задачи:
1. Познакомиться с историей происхождения монет.
2. Формировать представления о многообразии видов купюр.
3. Попробовать сделать поделку «Денежное дерево» своими руками.
4. Привлечь родителей к совместной, продуктивной деятельности с детьми
5. Создать коллекцию денег.
Но почему же свой проект я назвал «Путешествие в мир денег»
История возникновения монет. Мы решили изучить эту тему. Читали энциклопедию, ходили в библиотеку, интернет и выяснить, когда появились деньги, для чего они нужны, какие разновидности монет и купюр существуют.
Люди поняли: деньги должны быть универсальными и пригодными к долгому хранению, не как раньше: соль, пушнина, продукты.
Металл и стал идеальным вариантом: не портится, долго хранится, легкий качество монет легко контролировать. Первая монета на Руси называлась серебряником, их отливали из серебра, а потом появились золотые.
Российская империя первой ввела десятичную систему счета денег. Петр 1 об этом позаботился:
в 1 рубле - 100копеек.
Бумажные деньги появились намного позже, потому что зависели от производства бумаги и развития печати. Купюры упростили жизнь людей, больше не нужно носить тяжелые монеты с собой. Современные деньги бывают двух видов: наличные (монеты и бумажные) безналичные (их нельзя трогать или носить в кошельке и банковская карта).
Однажды в детском саду моя воспитательница Неля Владимировна для игры «Магазин», раздала нам денежные купюры, при этом она сказала, что они не настоящие. Я не мог понять, почему. И я задумался над тем – где их берут, настоящие?
Мама рассказала, что взрослые ходят на работу и за это им дают деньги. Эти деньги они тратят на покупку еды, одежды, игрушек и на оплату детского сада, на здоровье. Но в моем понимании, все легко и просто. Ведь, очевидно, откуда берутся деньги. Нужен только цветной принтер и печатай. На мое предположение мама улыбнулась и объяснила, что такое невозможно. Мама легко объяснила, чем распечатанные деньги отличаются от настоящих. Рассказала про водяные знаки и показала их. А в доказательство она повела меня в банк. Сотрудники сбербанка мне все ясно объяснили. Так же они сказали, что есть уголовная статья за подделку денег, за которую могут посадить в тюрьму.
Актуальность:
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Экономическое воспитание необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, т. к. социальный и экономический эффект от повышения финансовой грамотности проявляется постепенно. Работа в этом направлении поможет детям развить экономическое мышление, освоить понятийный аппарат, приобрести элементарные навыки, необходимые для ориентации и существования в современном рыночном мире.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт. Экономическое развитие страны зависит от общего уровня финансовой грамотности жителей государства.
Проблема:
Недостаток знаний у детей старшего дошкольного возраста представлений об экономических понятиях: деньги, товар, семейный бюджет, доходы, расходы, сбережения, в соответствии с их возрастными особенностями.
Цель: создание условий для формирования и систематизацию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. Изучение правильного отношения к деньгам,
Задачи для педагогов:
1. Заинтересовать и привлечь сотрудников, родителей к активному участию в реализации проекта.
2. Систематизировать материалы по проекту для дошкольников.
3. Разработать методические рекомендации, конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарий праздника.
4. Укреплять связи ДОУ с семьями воспитанников.
5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта, к проявлению творческих способностей.
6. Вызвать желание у детей и родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада
Задачи для детей:
1. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
2. Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
3. Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.
4. Учить детей, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д.
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
6. Формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
7. Обогащать словарный запас
8. Развивать познавательный интерес дошкольников к вопросам
финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
9. Закрепить умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
10. Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
11. Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
12. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
13. Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Этапы проекта «Путешествие в мир денег»
этапы образовательные области Содержание деятельности
дети педагоги родители
I этап
Организационный (подготовительный)
Подбор наглядного и дидактического материала (иллюстрации, картинки, фотографии)
Подбор художественной литературы для чтения детям и заучивания наизусть;
Подбор дидактических, сюжетных, подвижных игр; Консультации: «Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям», «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах». «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
II этап
Практический (выполнение проекта)
Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями. Социально – личностное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Физическое развитие
Дидактические игры:
«Обмен», «Груша-яблоко» «Размен»
Строительные игры:
«Банк», «Магазин»
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья», «Ярмарка, «Рынок», «На поиски клада», «Монетный двор», «Банк», «Супермаркет», «Купи другу подарок», «Научим Незнайку делать покупки»
Экскурсия в отделение Сбербанка, в супермаркет.
Развивающие игры: «Орёл и решка», «Волшебные превращения денежки»
Дидактические игры:
«Соотнеси набор монет с числом» ,«Что можно и нельзя купить», «Денежный поток», «Что быстрее купят» «Каталог товаров» Проблема выбора» (где покупать продукты. Как правильно делать покупки»
Обсуждение понятия «бартер».
Опыты с деньгами.
Рассматривание альбома «Все деньги мира»
Просмотр видеоролика «Схема изготовления денег».
Рассматривание валюты (купюры, монеты).
Беседы: «Что такое деньги и какими они бывают?», «Как появились бумажные деньги», «О деньгах и о денежных единицах разных стран»,. «Какие деньги бывают?», «Как накопить на любимую игрушку», «Как правильно тратить деньги?», «Как правильно выбирать товары в магазине
Составление рассказов: «Банк», «Деньги»
Чтение: А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г. Х. Андерсон «Новое платье короля», А. Романова «Чудеса в кошельке», «Золотая монета» армянская народная сказка, Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях, Успенский «Бизнес Крокодила Гены», К. Чуковского «Муха-Цокотуха», Чтение народного фольклора о деньгах (приметы, пословицы).
Конструирование «Кошелек»
Просмотр мультфильмов: Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»: «Азбука денег тетушки Совы»: «Что такое деньги?» «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», «Три медведя», «Лиса и заяц», «Азбука денег тетушки Совы»: «Умение экономить», «Семейный бюджет», «Карманные деньги», «Потребности и возможности», «Мои домашние питомцы», «Работа и зарплата»; «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад, «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама»,
Лепка товаров для обмена, раскрашивание камней и брусков. (пластелинография) «Монета», рисование «Бумажные деньги и монеты для торговли», рисование на тему «Мой Банк», раскраски по теме, монет из теста, рисование «Моя копилка» Изготовление пригласительных
Инсценировка сказки «Денежкины домики»
Игры-соревнования «Желания - потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
П/и «Монетки», «У кого монетка»
НОД «Путешествие по китайскому морю»(
плавание) Зарядки по темам дня.
сюрпризный момент: во время «Утреннего сбора» Лиза показала странную монету которую она нашла у бабушки.
Проблемная ситуация: «Что мы знаем о деньгах? Что хотим узнать? Как узнаем?
НОД «Как появились деньги»
Презентации «История возникновения денег» ,«Все деньги мира»
Выпуск папки-передвижки «Деньги разных стран
Рассказ воспитателя о детском саде
Беседа логопеда и работа с художественной литературой.
Подобрать по теме художественные произведения
Подобрать мультфильмы по теме.
Раскраски по теме
подобрать
Подобрать и разучить пальчиковые и логоритмические гимнастики по теме. Выставка «Необычные деньги»(изготовление денег из бросового материала) Принести по камню и деревянному брусочку. Приготовить для детей атрибуты древних людей.
Приготовить для детей атрибуты для древнего Египта отрезы ткани. Приготовить для детей атрибуты для Китая шапки, палочки.
Принести для выставки деньги разных народов и старые деньги для мини музея «такие разные деньги» Принести для выставки кошельки. Сделать сейфы и банкоматы для выставки.
Пригласить родителей на викторину и сказку.
III этап заключительный. Презентация продуктов творческого проекта. Квест «путешествие по реке времени или как появились деньги»
Презентация проекта
«Путешествие в мир денег» Викторина для родителей «Что? Где? Почем?
Прогнозируемые результаты:
1. Дети умеют пользоваться деньгами.
2. Знают значение купюр и монет.
3. Умеют пользоваться ими в игре.
4. Понимают значение экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкомат», «заработная плата», «валюта», «сдача», «наличные деньги», «безналичные деньги», «пластиковая карта», «товар», «цена» и т. д.
5. Дети выражают в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
6. Работа с родителями способствовала обогащению в группе развивающей среды. У родителей появился интерес к экономике и совместной игровой деятельности.
7. Дети заинтересовались темой проекта, проявили свою познавательную активность: рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с родителями.
8. У детей повысился уровень знаний и представлений по вопросам проекта. Дошкольники приобрели первичный экономический опыт.
9. Дети активно используют в игровой деятельности полученные знания.
10. Начато взаимодействие родителей и детей в сфере личных финансов.
11. Родители получили дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Продукты реализации проекта:
1. Квест «Путешествие по реке времени или как появились деньги»
2. Создание мини-музея «Такие разные деньги»
3. Картотека загадок, пословиц и художественной литературы по теме.
4. Викторина для родителей «Что? Где? Почем?
5. Презентация проекта «Путешествие в мир денег»
6. Выставка кошельков.
7. Выставка «Денежное дерево», «Копилка – осьминог», «Альбом – раскраска наших работ», сделанных своими руками.
8. Коллекция железных монет и бумажных купюр.
Используемая литература
1. Стахович Л. В., Семенкова Е. В. «Финансовая грамотность:сценарии обучающих сказок» Москва 2019 г.
2. Абрамов С. А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для педагогов/Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК» 2015 г.
3. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Читаем и обсуждаем» Пособие для воспитателей. Вита-Пресс 2020 г.
4. Стахович Л., Семенкова Е., Рыжановская Л., «Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников» Издательство «ВАКО» 2019 г.