ИННА КОВАЛЬЧУК
Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознание себя в этом мире, развития познавательных способностей. С раннего возраста чувственный опыт имеет большое значение в жизни ребенка.
Публикация «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Первоначальным действием ребенка с предметом – является хватание. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых посредством прикосновения, ощущения давления,
температуры, боли.
Тактильные ощущения и восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуются слабым различением мышечных ощущений, что приводит к плохой координации. Дети быстро устают, снижается работоспособность. Отмечается скованность, неполный объем общих движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики.
Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, затрудняет овладение культурно-гигиеническими, трудовыми, учебными, а также навыками самообслуживания. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия дети ни использовали (слуховой, зрительный, тактильный и т. д., а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность. Особенности тактильных ощущений и восприятия ярко видны у детей с интеллектуальной недостаточностью в дошкольном возрасте и только под влиянием специально организованных педагогических условий и коррекционного-развивающего
обучения они постепенно сглаживаются.
Основной целью такой работы является не механическая тренировка движений или манипуляций, а систематическое развитие тактильного ощущения и восприятия, как базиса для развития познавательной, продуктивной деятельности, формирования жизненной компетенции.
Работа по развитию тактильных ощущений осуществляется как на индивидуальных коррекционных занятиях по сенсорному воспитанию, так и как часть занятий по познавательному развитию. Длительность таких занятий зависит от конкретной игры и от поставленных целей и задач, а также от индивидуальных способностей детей.
Ниже приведены примеры различных дидактических игр, пособий, которые я использую в своей работе.
1. Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа:
способствует повышению тактильной чувствительности. В настоящее время разработано большое количество комплексов пальчиковых игр и упражнений (Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики Автор: Н. Нищева, Пальчиковая гимнастика);
2. Использую в игровой форме следующие элементы массажных движений для пальчиков, кистей рук:
• поглаживание,
• растирание,
• лёгкое надавливание,
• пощипывание,
• похлопывание,
• сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.
Используются упражнения:
• катание одного грецкого ореха или шарика,
• массажные мячи
• катание ребристого карандаша,
• имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,
• сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
h3][/h3]
3. Игры из нетрадиционного материала: Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, развития тактильных ощущений, носящих игровой характер.
- «Веселые прищепки». Шаблоны из картона и фетра – тучи, солнце, рыбка, еж и др. прицепляем прищепки к шаблонам: капельки для тучки, лучи для солнца и т. д.
- «Закручиваем крышки». 1 вариант: закручивать крышки пустых пластиковых бутылок.
2 вариант: несколько крыше разных по размеру, одна бутылка. Нужно подобрать нужную крышку.
- «Бусы из макарон». Шнурок и крупные макароны с широким отверстием.
Сделать бусы для мамы, бабушки, куклы нанизав макароны на шнурок.
- «Шнуровки». Шаблоны из картона любой формы, проделать дырки
дыроколом, подобрать шнурки, веревки.
- «Рисование на крупах». На подносе ровным слоем насыпан песок или крупа (манка, пшено, гречка, рис и др.). Рисуют кончиками пальцев, ладошками, кулачками рисуют разные рисунки по желанию, образцу или словесной инструкции, инсценируют стихи или песенки.
-“Волшебный мешочек”. Для этого в тканевый мешок сложите разные на ощупь предметы: крупы, косточки, семена гороха, фасоли, семечки Можно с ребенком угадывать, что лежит в мешочке или вытаскивать предметы из мешка по заказу.
- Рисунок из фасоли, гороха, небольших камушков, ракушек. На заранее подготовленный шаблон с контурами любых изображений выложить рисунок.
- «Веселые клубочки». Разматывать и наматывать пряжу.
4. Дидактические игры и упражнения. Игры направлены развития и
коррекции тактильных ощущений ребенка :
• «Чудесный мешочек»
• «Определи на ощупь»
• «Догадайся, что за предмет»
• «Найди пару»
• «Угости зверюшек»
• «Теплый-холодный»
• «Легкий-тяжёлый» и другие.