Юлия Варнакова
Методическая разработка для детей старшего и подготовительного возраста. Картотека «Поморские игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Укреплять здоровье детей через использование в воспитательном процессе поморских подвижных игр.
Задачи: Продолжать развивать у детей интерес к поморским играм и хороводам, желание участвовать в них. Воспитывать у детей смекалку, ловкость, чувство товарищества.
Аннотация:
Поморские игры имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они просты и доступны детям, не требуют специальной подготовки. Современным детям будет интересно узнать те игры, в которые играли их бабушки и дедушки.
Публикация «Методическая разработка для детей старшего и подготовительного возраста, Картотека „Поморские игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Поморские игры несут в себе огромную воспитательную ценность. Они содержат в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. В этих играх имеется весь арсенал необходимых средств для формирования гражданина, человека.
Поморские считалки для выбора ведущего:
Сидел петух на лавочке
Считал свои булавочки:
- Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
Шалады, балады,
По кусту, по мосту,
По лебяжьей горке,
По чужой стороне,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок –
Поди вон, королёк!
(Шалады, балады – эти слова в данном случае ничего не означают. Часто в считалки вставляют такие бессмысленные словечки, просто для рифмы.)
Игра «Веретёнце»
Дети стоят к плечу по кругу, руки за спиной. У одного из игроков руках небольшой предмет.
Все поют поморскую попевку:
Со поверья, с поверья, с поверья была зима.
Со поверье, зимоверье против перья на земле (и)
Григорию жениться (е) да Наталью замуж взять
Арсентьевичу да Григорьевну.
Во время исполнения попевки предмет передаётся за спиной из рук в руки. Тот, у кого на последних словах остался предмет, выполняет общее желание.
Игра «Зафуфара»
Выбирают водящего. По сигналу дети разбегаются по залу. Правила игры: водящий пятнает, стараясь попасть в игроков свернутой рукавицей. В кого попали, отходят в сторону.
Игра продолжается пока водящий не попадет во всех игроков.
Игра «Кри-кри»
Два ребенка делают воротики, остальные идут взявшись за руки друг за другом.
Напевая слова:
Кри - кри - кри – тетерка шла
За собой детей вела,
Что за махонька, косолапенька,
Ворота открывай
Обниматься давай.
Кого поймают в ворота, должен обнять любого из двух детей делавших воротики и встать за ним. Затем две команды перетягивают друг руга. Чья команда перетянет, та и победила.
Игра «Важенки и оленята»
На полу нарисовано несколько кругов, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки).
На слова ведущего:
«бродит в тундре важенка, с нею - оленята,
объясняет каждому все, что непонятно…
топают по лужам оленята малые,
терпеливо слушая наставления мамины».
Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едет траву, пьют воду. На слова “волк идёт” оленята и важенка убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.
Поморский хоровод «Розочка алая».
Дети встают в хоровод. Один ребёнок ходит внутри хоровода - ведущий. Все поют:
Хожу я гуляю вдоль по хороводу - розочка алая.
Я нашёл, я сыскал дорого тестя – розочка алая. (выбирает ребенка, идут в кругу вдвоём).
Хожу я гуляю вдоль по хороводу - розочка алая.
Я нашёл, я сыскал дорогую тещу – розочка алая. (выбирает ребенка, ходят втроём).
Хожу я гуляю вдоль по хороводу - розочка алая.
Я нашёл, я сыскал шурина весёлого – розочка алая. (выбирает ребенка, идут вчетвером).
Хожу я гуляю вдоль по хороводу - розочка алая.
Я нашёл, я сыскал дорогу сестрицу – розочка алая. (выбирает девочку, идут пятером)
Хожу я гуляю вдоль по хороводу - розочка алая.
Я нашёл, я сыскал милую сестрицу – розочка алая. (подходит к какой-нибудь девочке, одевает ей на голову венок)
Все хлопают в ладоши, ведущий с милой сестрицей танцуют.
«Утушкой играть» (Вытегорский район)
Игроки делают круг, руки подняты по типу "мышеловки". Цепочка из остальных детей – утята. Первой идёт "Утица".
Утица шла, моховая шла,
По бережку, по песчаному.
Сама прошла, детей провела,
Самого лучшего оставила.
Как только текст заканчивается, игроки опускают руки и "утята", не успевшие выбежать из круга, остаются внутри него.
«Ляпки» (Пинежский район)
Считалкой выбирают Водяного. Он садится в центре круга. По сигналу гоняется за детьми, стараясь осалить: утащить на дно.
Играющие поют дразнилку:
Водяной, водяной,
Что сидишь ты под водой?
Выйди на минуточку,
На одну секунду,
Раз, два, три – выходи!
Водяной: Всех на дно я утащу и обратно не пущу!
«Чудо-юдо»
Выбирают "голову" и "хвост" дракона. Все встают в одну линию друг за другом, руки кладут на плечи стоящему впереди.
"Голова" говорит:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять,
Поиграть бы мне охота
Разве хвостик свой поймать?
"Хвост" отвечает:
Что ты вздумал, чудо - юдо,
Коль меня не отгрызёшь,
Никуда уж ты отсюда
Никогда не уползёшь!
"Голова" начинает охотиться за "хвостом", а "хвост" должен увертываться, не расцепляя цепочку из рук.
«Жабка» (Устьянский район)
Считалкой выбирают Жабку,
Дети стоят по кругу. В центре Жабка.
Дети: Зачем тебе, Жабка, четыре лапки?
Жабка: Чтоб скакать по травке, вытянув лапки.
Дети: Покажи, Жабка, как прыгаешь?
Жабка: А я этак и вот так! (показывает)
Все идут по кругу, проговаривая текст:
Бода, бода, балабода,
Живёт жабка у болота,
Выпучив глаза, сидит
Громко, громко говорит
Ква-квак, ква-квак,
А я прыгаю вот так!
Жабка прыгает в позе лягушки, пытаясь осалить кого-нибудь из играющих. Игроки, бегая по линии круга, увёртываются. Кого Жабка коснётся, тот и становится Жабкой.
Список литературы:
1. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М. : Просвещение, 1986.
2. Науменко К., Якунина Г. Солнышко – ведрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. – Архангельский областной научно – методический центр культуры, 1994.
3. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения на воздухе. – М. : Просвещение, 1983.
4. Мультимедийный портфель. Августовская конференция работников образования «Стратегические направления развития муниципальной системы образования г. Архангельска в условиях формирования современной модели образования». – Из опыта работы детских садов, 2009.