Светлана Белых
Консультация для родителей «В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
В. А. Сухомлинский
Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же такое мелкая моторика?
Мелкая моторика- это способность ребенка выполнять мелкие и точные движения кистями и пальчиками рук и ног в результате скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Публикация «Консультация для родителей „В игры с пальцами играем, речь свою мы развиваем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Пальчиковые игры решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3. Упражнение "Сорока-белобока"
4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7. Интенсивное растирание каждого пальца
8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон
9. "Пальцы ложатся спать": поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми, братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура! в детский сад идти пора.
1. Упражнения со стихотворным сопровождением с предметами.
Я возьму зубную щетку, чтоб погладить пальчики
Станьте ловкими скорей пальчики-удальчики.
Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца растиранием зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Массаж шестигранными карандашами.
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик, быть послушным научу.
Игра с прищепками.
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-малыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я, же играю с тобою, глупыш,а будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
«Дорога из прищепок». Кучу цветных прищепок необходимо разделить на две части. Одна часть прищепок будет предназначена ребенку, а вторая маме. И посоревноваться, цеплять одну прищепку за хвостик другой прищепки, собрать дорогу.
2. Упражнения без речевого сопровождения:
«Делай как я». Из своих пальцев взрослому нужно изобразить какую-нибудь фигуру. Ребенок должен делать точно такую же фигуру своими пальчиками.
"Кольцо"кончик большого пальца правой (левой) руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
"Пальцы здороваются" Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.
"Оса" выпрямить указательный палец правой (левой) руки и вращать им; то же двумя руками;
"Человечек" указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения одновременно пальцами обеих рук ("дети бегут наперегонки");
"Очки" образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
3. Игры с массажным мячиком и кольцом «Су-джок».
4. Игры с водой и в воде:
- в тазик с водой можно положить фасоль, мелкие игрушки, мозаику и всё, на что хватит фантазии, выдавайте малышу ситечко, пусть вылавливает;
- малыши приходят в восторг от игр в воде с пеной: налейте в тазик с водой немного шампуня и дайте венчик, пусть взбивает;
- поиграй те с ребёнком в большую стирку, предложите малышу самому постирать, а затем отжать и повесить не большие вещи.
5. Игры с крупами:
«Золушки». Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Насыпаем в емкость горох и фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. А затем разобрать крупу в разные емкости.
«Найди в крупе»: предложить найти мелкие предметы, спрятанные в крупе.
«Готовим обед»: понадобится крупа и набор детской посудки, пересыпать крупу пальчиками или ложкой в различные емкости – это отлично развивает мелкую моторику рук;
«Рисование на крупе». Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д
6. Игры с пуговицами.
«Повтори за мной» подберите пуговицы разного размера и цвета и из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.
Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.
7. Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, рожки и макароны, сушки. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Дома я одна скучала, бусы мамины достала.
Бусы я перебираю, свои пальцы развиваю.
8. Игры с пробками от бутылок.
«Сухой бассейн» На дно можно положить какой-нибудь предмет и пусть ребенок его ищет. Можно сортировать крышки по цветам, размеру. А еще во время купания можно запустить в ванну цветные крышки и вылавливать их ситом. Очень увлекательное занятие!
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги.
«По свежему снегу, мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
9. Игры с шишками, и грецкими орехами.
Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку между ладонями.
Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
10. Игры с лентами, нитками и катушками.
Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на катушку.
11. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:
"Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
(пальцы рук соединяются в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).
«Дружные братья»
Ну-ка, братцы за работу,
Покажи свою охоту (руки сжаты в кулак).
Большаку дрова рубить (разгибает большие пальцы,
Печи все тебе топить (разгибает указательные пальцы,
А тебе воду носить (разгибает средние пальцы,
А тебе обед варить (разгибает безымянные пальцы,
А тебе хлеба месить (разгибает мизинцы).
"Дом и ворота"
На поляне дом стоит ("дом",
Ну а к дому путь закрыт ("ворота").
Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу,
В этот домик приглашаем ("дом").
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество видов по развитию мелкой моторики пальцев рук, которыми очень легко и просто необходимо заниматься дома:
• складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, елка и т. д.);
• шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, которые продаются в магазине, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
• можно рвать бумагу на мелкие кусочки, а затем делать из нее аппликации;
• собирать различные мозаики;
рисование по точкам, пунктирным линиям; штриховать, раскрашивать карандашом, мелками, красками;
занятия с пластилином, соленым тестом, мелким строительным материалом, конструктором;
- завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.
- заводить будильник, игрушки ключиком.
- хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе
Придумать игр можно очень много, для этого нужно всего лишь оглянуться. Ведь в доме у каждого есть разные интересные вещи, с помощью которых и можно с увлечением развивать мелкую моторику рук ребенка. Побольше фантазии родителям, и тогда обязательно все получится!
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Все перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.