Александра Гогина
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные»
Тема: «Дикие животные».
Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по развитию речи „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные» (животное, зверь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, хищное, травоядное; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).
Развивать связную речь детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание; тонкую и общую моторику. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа: Добиваться полного ответа у Вани, Данилы; продолжать учить правильно держать карандаш Кирилла.
Оборудование:
Аудиокассета с голосами животных; схема описания животного; схема-модель жилищ животных; рисунок «Звери у Айболита»; контейнер с горохом и плоскостными фигурками животных; карточки с изображением животных; простые карандаши; корзинка с морковью, орехами и баночкой меда; елочки.
Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей; беседа о жизни диких животных зимой. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка».
Ход занятия.
Дети входят в группу под тихую музыку.
Воспитатель: - Дети, какое время года наступило? (Зима) .
- Правильно, зимушка-зима пришла в города и села, укутала белым одеялом поля и леса. Посмотрите, какой зимний лес вырос у нас в группе! Я хочу предложить вам прогуляться по лесу. Дети, а вы знаете, кто живет в лесу? (Дети перечисляют названия животных) .
- Как одним словом можно их назвать? (Дикие) .
- Почему они так называются? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу) .
- Как животные готовились к зиме? (Белка насушила грибов, запаслась орехами. Медведь – сделал себе берлогу. Волк, заяц и лиса полиняли: поменяли летние шубки на зимние.)
(Включается аудиокассета с записью рычания медведя, вой волка) .
- Ой, дети, что это за звуки? Это медведица и волчица зовут на помощь: их дети в лютые морозы простудились и заболели. Как вы думаете, кто может им помочь? (Доктор Айболит)
- Конечно, это добрый доктор Айболит, но мы не можем попасть на волшебную поляну, поэтому я предлагаю вам сесть за столы и рассмотреть картину, которую я нарисовала, когда была в гостях у Айболита.
(Воспитатель вывешивает рисунок.)
- Кто пришел к доктору лечиться? (Медведица с медвежонком, волчица с волчонком, лисица с лисенком, белка с бельчонком, зайчиха с зайчонком) .
- Очень боялись детеныши животных Айболита : ведь они еще маленькие и не знали, что доктор добрый. Поэтому, доктор Айболит называл их ласково, а как – придумайте сами и позовите ласково:
- Зайчонка - (зайчоночек) .
- Медвежонка - (медвежоночек) .
- Бельчонка - (бельчоночек) .
- Лисенка - (лисеночек) .
- Волчонка -(волчоночек) .
- Вот и вылечил всех больных зверей Айболит! И мамы повели своих детенышей домой.
(Вывешивается схематичное изображение жилищ диких животных)
- Дети, посмотрите на схему: догадаетесь ли вы, какому зверю принадлежат эти жилища и как они называются?
- Это нора. В ней живет лиса.
- Это берлога. В ней живет медведь.
- Это дупло. В нем живет белка.
- Это куст. Под ним прячется заяц.
- Молодцы, вы очень внимательные и наблюдательные.
Игра с мячом «Большие и маленькие».
- А теперь, дети, давайте поиграем. Встаньте в кружок, а я буду называть часть тела дикого животного и бросать вам мяч, вы будете ловить мяч и ласково называть такую же часть тела детеныша этого животного и возвращать мне мяч.
В. - У лисы рыжая голова.
Р. – У лисенка рыженькая головка.
В. - У волка острые зубы.
Р. – У волчонка остренькие зубки.
В. – У зайца короткий хвост.
Р. – У зайчонка коротенький хвостик.
В. – У белки черные глаза.
Р. – У бельчонка черненькие глазки.
В. – У лося длинные ноги.
Р. – У лосенка длинненькие ножки.
В. – У медведя короткий хвост.
Р. – У медвежонка коротенький хвостик.
- Отлично! А теперь я предлагаю вам превратиться в животных : Кирилл и Матвей - медведи, пройдите, по-медвежьи. Катя – лисичка, пробеги, по-лисьи. Семен будет волком, а Данила с Ваней – зайцами: проскачите по-заячьи.
- Раз, два, три - мы опять превратились в детей.
- У меня для вас есть сюрприз: вот эта коробочка. Она не простая, а наполнена горохом, но внутри что-то находится. Сейчас вы, на ощупь, должны найти фигурки, а какие – расскажете сами.
(Дети вытаскивают плоскостные фигурки диких животных.)
- А теперь составьте описания тех животных, которых вы достали из коробки. Вам поможет в этом схема-картинка-подсказка. Сначала вы расскажете, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее, где живет: в лесу или у человека. Потом опишете, какого оно размера, чем покрыто тело, строение, чем питается.
Вывешивается схема рассказа о животном.
Дети составляют описательные рассказы о своих животных по схеме.
- Молодцы, ребята! Отдохнем немного?
Физкультминутка.
Как на горке снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь.
- Дети, взгляните на свои столы. Перед вами – конверты. Достаньте оттуда карточки. Кто изображен на них? (дети перечисляют животных) .
- Все ли хорошо с вашими животными? (у лисы не хватает хвоста; у медведя – уха; у белки – лапки и т. д.)
- Видите, художник торопился и не успел нарисовать некоторые части тела. Возьмите карандаши и дорисуйте сами.
- Алиса, чье ухо ты нарисовала? (Я нарисовала медвежье ухо) .
- Максим, а ты, чью лапку дорисовал? (Я дорисовал заячью лапку) и т. д.
Но все-таки, дети, в нашем зимнем лесу дикие животные грустят : ведь им тоже хочется, чтобы люди иногда заботились о них. Я приготовила корзинку с гостинцами, как вы думаете, для кого?
- Мед – для медведя.
- Орехи – для белки.
Тема: «Как звери к зиме готовятся».
Цели:
1. Расширять знания детей о животных, обитающих в наших лесах.
2. Расширять словарный запас детей словами, обозначающими действия предметов, признаки предметов.
3. Развивать общую координацию, мелкую моторику.
4. Формировать интерес к словесным играм, в которых дети могут показать свои знания.
Ход занятия.
Организационный момент.
У нас сегодня много гостей. (Дети здороваются, проходят в группу).
Логопед:
-Мы с вами отправляемся в зимний лес, где нас ждет много интересного и загадочного.
Дети:
-Мы пришли в осенний лес,
Сколько разных там чудес!
Справа - елочки стоят,
Слева - березки на нас глядят.
Вот зайчишка проскакал-
От лисы он убежал!
Это серый волк рыщет-
Он себе добычу ищет.
Вот покатился ежик-
Без головы и ножек.
А там вдали сохатый-
Лось лесной, рогатый.
Медведь по лесу бродит,
И мед себе находит.
Вот какой осенний лес-
Полон разных он чудес!
( Стихотворение с выполнением движений).
Логопед:
-Мы пришли на поляну. К нам спешит ежик с заданием.
Вам нужно отгадать загадки.
« Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой». (Лиса).
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос». ( Медведь).
« Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая- для лета.
Для зимы- другого цвета. (Заяц)
Дети отгадывают загадки о животных.
( Усложняем задание: назовите первый звук, последний звук в слове, делим слова на слоги и т. д.)
Логопед:
- Проходим дальше в лес. Нас ждет новое задание. Лесные жители притаились, но наблюдают за нами. На старом пне они оставили для нас задание: « Знаете ли вы, как звери к зиме готовятся?»
Заранее два ребенка подготовили пересказы рассказов: « Еж» и «Медведь». Дети рассказали о том, как еж и медведь к зиме приготовились.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. (пальчиковая гимнастика).
« У лисы в лесу глухом- есть нора, надежный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле, на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый- до весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом- всем тепло, уютно в нем.»
Дети говорят о том, какой бывает дом у животных : нора, дупло,
хатка, берлога, логово.
Мы продвигаемся вглубь леса. А вот и новое задание от зайчишки.
Он предлагает нам по зашифрованным дорожкам разучить стишки и отгадать загадки.
(МНЕМОДОРОЖКИ)
«В сосне- дупло, в дупле- тепло.
А кто в дупле сидит в тепле?» (Белка)
«В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит
И на нас глядит».
( Дети разучивают небольшие стихи).
Логопед:
-Молодцы! Отправляемся дальше в лес по лесной тропинке. А вот и старичок-лесовичок! Кого же он ждет? Оказывается, вас, ребята!
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ: «Как старичок-лесовичок лесной парад принимал».
Старичок благодарит ребят за сказку.
-А вот и белка с новым заданием!
Задание: « Кто лишний?»( Дети объясняют)
Волк, заяц, коза, медведь.
Лось, корова, лиса, барсук.
Кролик, белка, заяц, кабан.
( все сопровождается показом картинок)
Логопед объясняет, откуда появились названия животных :
« Волк- волоком тащит добычу, уволакивает.
Медведь- знает, ведает, где мед находится.
Логопед:
- А теперь отгадайте ребусы. ( ВОЛК, ЗАЯЦ). Дети разгадывают ребусы.
Логопед предлагает из заранее вырезанных детьми картинок выполнить аппликацию «В лесу». Нужно разместить персонажей инсценированной сказки на листе бумаги. Выполнить работу аккуратно. ( Дети выполняют аппликацию).
ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Показ аппликации гостям. Поблагодарить детей за работу на занятии.
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой».
Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Совершенствование синтаксического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных, зрительного внимания, логического мышления, координации речи с движением, ловкости.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование к занятию :
Ширма и макет зимнего леса, большая кукла Вопросик Почемучкин, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Л. Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А. К. Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Сказки: «Козлятки и волк», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого, «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова, «Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова, «Лиса и кувшин» (Обработка К. Д. Ушинского, Ш. Перро «Красная шапочка».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».
Игры - драматизации: Б. Заходер «Еж», С. Маршак «Еж и лиса».
Ход занятия. 1. Вводная часть.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме и сесть на стул.
Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…
2. Основная часть «Путешествие в зимний лес».
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.
(Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)
Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?
Дети. Мы попали в лес.
Воспитатель. Какое это время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. А вот и солнышко взошло.
(Включает лампу на ширме)
- Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?
Дети. Дикие.
Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети. Нет, не всех.
Воспитатель. Почему?
Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.
(Раздается стук в дверь, «входит» кукла Вопросик Почемучкин)
Вопросик. Здравствуйте, ребята! Как я рад снова вас видеть! Я принес новые загадки.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит – бродит он молчком,
Уши серые торчком.
(Волк)
Вопросик. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?
Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…
Вопросик. Все время забываю, чем покрыто тело животных?
Дети. Тело животных покрыто шерстью.
Вопросик. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?
Дети. Лиса рыжая, пушистая, хитрая…
(Вопросик просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)
Вопросик. Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?
Игра «Где живут?»
Дети. Лиса живет в норе.
- Медведь спит в берлоге.
- У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.
- Волк живет в логове.
- Еж зимой спит в норе.
Вопросик. Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.
(Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких животных)
Воспитатель. Расскажите Вопросику, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.
Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.
Вопросик. Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!
(Вопросик Почемучкин «уходит»).
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Вот и ушел наш Вопросик Почемучкин. Теперь он многое узнал и, наверно, будет задавать меньше вопросов. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети. Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.
Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?
Дети. В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель. Вы порадовали Почемучкина своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять свои места за столом, включает магнитофон. Звучат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.
Организационный момент.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка земля,
Здравствуйте мои друзья.
Логопед: Где мы с вами только что побывали? Что там услышали?
Дети: Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.
Логопед: Перечислите их.
Дети: Мы услышали голоса коровы, лошади, козы, свиньи, собаки, кошки.
Логопед: Как подает голос собака?
Дети: Она лает.
Логопед: А кошка?
Дети: Она мяукает.
Логопед: А свинья.
Дети: Свинья хрюкает.
Логопед: Кто знает, как подает голос корова, лошадь и коза?
Дети: Корова кричит «Му!», лошадь «И-го-го!», овца «Бе!»
Логопед: Корова мычит, лошадь ржет, овца блеет.
Логопед: Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.
Беседа о домашних животных с опорой на картинки.
Логопед помещает на мольберт картинки с домашними животными и их детенышами.
Логопед: Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети: На картинках изображены домашние животные и их детеныши : коза с козленком, лошадь с жеребенком, свинья с поросенком, корова с теленком, овца с ягненком собака со щенком, кошка с котенком.
Логопед: Каких домашних животных можно назвать крупными?
Дети: Корову и лошадь.
Логопед: Вспомните, какую пользу приносят людям эти животные?
Дети: Корова дает молоко и мясо. Лошадь перевозит грузы.
Логопед: Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети: овцу, барана, козу, свинью.
Логопед: Какую пользу они приносят человеку?
Дети: Они дают человеку мясо, а овцы и бараны- еще и шерсть.
Логопед: Каких домашних животных мы считаем мелкими?
Дети: Собаку и кошку.
Логопед: Расскажите, какую пользу они приносят.
Дети: Собака охраняет хозяина и его дом. Кошка ловит мышей.
Логопед: Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, козу, лошадь, овцу, барана) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке не было холодно спать на земле. Лошадь очень нужна человеку. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля - сено, заготовленное летом в стога. Все домашние животные нужны человеку. Значит, они какие?
Дети: Нужные.
Логопед: Все они приносят пользу. Значит, они какие?
Дети: Полезные.
Игра «Угости животных».
Логопед на мольберте помещает одним столбиком картинки с изображением домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки, а вторым столбиком располагает изображения «угощения»(стог сена, кочан капусты, коробку с молоком, косточку).
Логопед: Вспомните, чем человек кормит домашних животных.
Логопед предлагает соединить ровной линией животное и «угощение».
1-й ребенок: Я накормлю корову сеном.
2-й ребенок: А я угощу кролика капустой.
3-й ребенок: Кошка пьет молоко.
4-й ребенок: А собаку можно угостить косточкой.
Логопед: Вы хорошо выполнили последнее задание.
Работа с пазлами «Домашние животные».
Логопед раздает детям конверты с пазлами.
Логопед: Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображение домашних животных на мольберте будут для вас подсказками.
Дети выполняют задание.
Логопед: Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающий на вопрос «Какая?»
Дети рассказывают о животном, которое они сложили из пазлов.
Пальчиковая гимнастика «Буренушка»
Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, (Показывают, как доят корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (Делают «мордочки» из пальчиков)
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, (Загибают по одному пальчику на руках,
Творогу немножечко. начиная с мизинцев, на каждое название
Масло, простоквашки, молочного продукта)
Молока для кашки.
Всем дает здоровье (Снова «доят»)
Молоко коровье.
Составление загадки по лексической теме.
Логопед помещает на мольберт схему №1 для составления загадки. И предлагает детям сочинить загадку про домашнего животного.
Логопед: Ребята давайте сочиним загадку про какого-нибудь домашнего животного? О ком будем сочинять?
Дети: Про корову.
Логопед: Корова какая?
Дети: Рогатая.
Логопед: А еще какая?
Дети: Большая, рыжая.
Логопед: А кто бывает рогатый, как корова?
Дети: коза.
Логопед: А кто бывает большой?
Дети: Лошадь.
Логопед: А кто бывает рыжим?
Дети: Лиса.
Логопед заполняет схему. После заполнения логопед предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".
Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.
Подвижная игра «Козочка».
Я козочка Ме-ке-ке, (Идут по кругу)
Я гуляю на лужке.
Остренькие рожки, (Показывают «рожки» прыгают на носочках)
Тоненькие ножки.
На самой макушке – (Ладошками показывают «ушки»)
Бархатные ушки.
Язык полотняный, (Показывают язык «лопатой»)
Хвостик конопляный… (Рукой показывают «хвостик»)
Как прыгну - сразу забодаю. (Прыгают «бодаются»)