Получи документы

Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Шеншина Татьяна Васильевна
Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка педагога-психолога по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Играем - отдыхаем»

Исходя из задач Стандарта, актуальной сегодня становится проблема поиска эффективных путей физического и психического развития детей, создания психолого-педагогических условий, открывающих возможности для их позитивной социализации.

Темочки:

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные дополнительные образовательные учреждения и спортивные секции вне детского сада, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально.

Особенно подвержены психическому напряжению дети, имеющие тяжелые речевые нарушения, так как это дети с нарушениями центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Эти воспитанники имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Большинству детей с тяжёлыми нарушениями речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы.

Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникает необходимость проведения образовательных ситуаций с целью комплексного воздействия на психику и речевую деятельность ребенка. Составляющей данного комплекса являются упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

В основе комплекса «Играем - отдыхаем» лежит метод нервно-мышечной релаксации, описанной в научном издании «Прогрессирующая релаксация» Эдмундом Джекобсоном в 1929. В своей работе автор, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что эмоциональные реакции выплескиваются в тело в виде мышечного напряжения. Чем сильнее эмоциональное напряжение, тем более выражено напряжение скелетной мускулатуры. Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону представляет собой комплекс упражнений, направленных на снятие напряжения. Упражнения заключаются в смене контролируемого напряжения и расслабления определенных групп мышц. Эта методика проста и доступна даже для дошкольников и является базовой до сегодняшнего дня.

Занятия комплекса «Играем-отдыхаем» педагог-психолог проводит с воспитанниками в соответствии с составленным планом 1 раз в неделю по подгруппам в комнате психологической разгрузки.

Каждое занятие состоит из двух основных частей, которые объединены одной темой и проходят не более 15-20 минут.

Занятие начинается с ритуала приветствия, затем выполняются упражнение на определение и сравнение мышечных ощущений, подвижная или коммуникативная игра, беседа о чувствах и ощущениях, релаксационное упражнение. Завершает занятие ритуал прощания. Такая структура позволяет наиболее эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей.

Обучение детей релаксации включает два этапа:

• первый этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением реализуется в течение 16 занятий;

• второй этап – мышечная релаксация по представлению, рассчитан на 10 занятий.

На первом этапе воспитанники обучаются следующим умениям:

- произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;

- наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение-расслабление, твердость-мягкость, тяжесть-легкость и др.);

- управлять мышцами (расслаблять или напрягать их) по собственному желанию;

- ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя;

- максимально концентрироваться на происходящем;

- быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.

Упражнения первого этапа развивают у детей произвольное внимание, обучают их способности регулировать процессы возбуждения и торможения, помогают снять эмоционально-психическое и телесное напряжение, развивают воображение и фантазию. После выполнения упражнений на напряжение-расслабление с детьми проводится обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения.

После освоения детьми навыка мышечной саморегуляции по контрасту с напряжением можно переходить ко второму этапу: внушению состояния покоя и расслабленности по представлению. Этому способствует приятное, расслабляющее, контролируемое фантазирование. Детям предлагается удобно разместиться на пуфах или ковре, закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь необыкновенное место – волшебный лес, на берег моря, в путешествие на облаках, на радугу, на звезду и т. п. Дети мысленно рисуют себе свои воображаемые сюжеты. Через некоторое время воспитанники по просьбе педагога возвращаются в реальность, делятся ощущениями, впечатлениями, фантазиями.

Ожидаемые результаты

• повышение уровня эмоционального, психологического и физического благополучия воспитанников;

• обеспечение высокой работоспособности, повышение эффективности коррекционной работы педагогов с детьми;

• физическая и психологическая подготовленность детей к поступлению в школу.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста»Конспект открытого занятия «Игры для снижения психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста» «Игры на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения у детей среднего возраста». Цели: Закрепить знания детей о весне.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ» Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ». В дошкольном учреждении старший дошкольный.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 28 марта 2021 в 22:22
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Шеншина Татьяна Васильевна (УИ 1773326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД