Шеншина Татьяна Васильевна
Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Методическая разработка педагога-психолога по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Играем - отдыхаем»
Исходя из задач Стандарта, актуальной сегодня становится проблема поиска эффективных путей физического и психического развития детей, создания психолого-педагогических условий, открывающих возможности для их позитивной социализации.
Публикация «Методическая разработка комплекса по профилактике психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные дополнительные образовательные учреждения и спортивные секции вне детского сада, они получают огромное количество информации, устают физически и эмоционально.
Особенно подвержены психическому напряжению дети, имеющие тяжелые речевые нарушения, так как это дети с нарушениями центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Эти воспитанники имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Большинству детей с тяжёлыми нарушениями речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы.
Поэтому в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникает необходимость проведения образовательных ситуаций с целью комплексного воздействия на психику и речевую деятельность ребенка. Составляющей данного комплекса являются упражнения на релаксацию, позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
В основе комплекса «Играем - отдыхаем» лежит метод нервно-мышечной релаксации, описанной в научном издании «Прогрессирующая релаксация» Эдмундом Джекобсоном в 1929. В своей работе автор, опираясь на результаты экспериментов, доказал, что эмоциональные реакции выплескиваются в тело в виде мышечного напряжения. Чем сильнее эмоциональное напряжение, тем более выражено напряжение скелетной мускулатуры. Нервно-мышечная релаксация по Джекобсону представляет собой комплекс упражнений, направленных на снятие напряжения. Упражнения заключаются в смене контролируемого напряжения и расслабления определенных групп мышц. Эта методика проста и доступна даже для дошкольников и является базовой до сегодняшнего дня.
Занятия комплекса «Играем-отдыхаем» педагог-психолог проводит с воспитанниками в соответствии с составленным планом 1 раз в неделю по подгруппам в комнате психологической разгрузки.
Каждое занятие состоит из двух основных частей, которые объединены одной темой и проходят не более 15-20 минут.
Занятие начинается с ритуала приветствия, затем выполняются упражнение на определение и сравнение мышечных ощущений, подвижная или коммуникативная игра, беседа о чувствах и ощущениях, релаксационное упражнение. Завершает занятие ритуал прощания. Такая структура позволяет наиболее эффективно снять психоэмоциональное напряжение у детей.
Обучение детей релаксации включает два этапа:
• первый этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением реализуется в течение 16 занятий;
• второй этап – мышечная релаксация по представлению, рассчитан на 10 занятий.
На первом этапе воспитанники обучаются следующим умениям:
- произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц;
- наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение-расслабление, твердость-мягкость, тяжесть-легкость и др.);
- управлять мышцами (расслаблять или напрягать их) по собственному желанию;
- ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя;
- максимально концентрироваться на происходящем;
- быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот.
Упражнения первого этапа развивают у детей произвольное внимание, обучают их способности регулировать процессы возбуждения и торможения, помогают снять эмоционально-психическое и телесное напряжение, развивают воображение и фантазию. После выполнения упражнений на напряжение-расслабление с детьми проводится обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения.
После освоения детьми навыка мышечной саморегуляции по контрасту с напряжением можно переходить ко второму этапу: внушению состояния покоя и расслабленности по представлению. Этому способствует приятное, расслабляющее, контролируемое фантазирование. Детям предлагается удобно разместиться на пуфах или ковре, закрыть глаза и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь необыкновенное место – волшебный лес, на берег моря, в путешествие на облаках, на радугу, на звезду и т. п. Дети мысленно рисуют себе свои воображаемые сюжеты. Через некоторое время воспитанники по просьбе педагога возвращаются в реальность, делятся ощущениями, впечатлениями, фантазиями.
Ожидаемые результаты
• повышение уровня эмоционального, психологического и физического благополучия воспитанников;
• обеспечение высокой работоспособности, повышение эффективности коррекционной работы педагогов с детьми;
• физическая и психологическая подготовленность детей к поступлению в школу.