Евгения Дьяченко
Метод эффективного взаимодействия педагогов с родителями в ДОУ. Экспериментальная игра «Вершина успеха»
▼ Скачать + Заказать документы
Мотивационная готовность к школьному обучению у детей с речевыми нарушениями
Авторы–составители:
педагог-психолог Дьяченко Евгения Викторовна
учитель-логопед Усачевская Алия Гайнуловна
«Будет стремление – будет и успех!»
Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе, особенно касается детей с речевыми нарушениями, которые посещают наше дошкольное образовательное учреждение.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Экспериментирование. Консультации для педагогов
- Экспериментирование. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Анализируя данные мониторинга на начало учебного года, по готовности детей к школьному обучению в подготовительной логопедической группе, были сделаны выводы о том, что у детей отмечаются: сниженная мотивация, слабый интерес к знаниям, недостаточно высокая познавательная и дисциплинарная активность. Возникла необходимость создания эффективного метода комплексного взаимодействия педагогов и родителей, как одним из важнейших условий успешности обучения детей с нарушениями речи в школе и их социализации. А также совершенствования психолого – педагогических знаний родителей, формирования значимости их отношения к процессу обучения.
При формировании положительной мотивации к школьному обучению у детей данной категории основным барьером является недостаток общения с окружающими людьми по причине критичности к своему дефекту.
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим показателям:
Мотивационный показатель. Пробуя себя в «роли ученика», дошкольник старается быть похожим на школьника, стремиться к достижению более высоких целей.
Коммуникативный показатель. Умение общаться, обмениваться информацией со сверстниками и взрослыми.
Показатель познавательного развития. Включает в себя знания и представления об окружающей действительности, уровень развития когнитивных процессов.
Поведенческий показатель. Содержит умение ребёнка регулировать свою эмоционально - волевую и поведенческую сферу.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из главных аспектов во всестороннем развитии ребенка.
Нами была разработана экспериментальная игра «Вершина успеха», идея которой подразумевала ведение дневников, экрана успешности, по аналогии игры в школу. Мы предполагали, что играя в школу, у ребенка, посредством получения новых знаний, будет формироваться положительная мотивация, появится интерес, повысится познавательная и дисциплинарная активность и умение общаться, взаимодействовать между собой. Ориентируясь на более успешного «ученика», менее успешный ребенок будет стараться быть более активным и целеустремленным.
Воспитанники будут учиться: оценивать себя, принимать замечания, сравнивать свои достижения по неделям, выступать на публике, высказывать свое мнение, достигать поставленной цели.
Озвучив актуальную проблему на родительском собрании, была предложена экспериментальная игра «Вершина успеха». Мы представили родителям тематическое планирование, в котором были расписаны мероприятия по данной игре, которое включало: открытые занятия по различным областям образовательной деятельности, семинары – тренинги, консультации, круглые столы с участием детей, детские утренники с участием родителей, экскурсии в школу.
Родители поддержали инициативу.
В экспериментальной игре приняли участие дети с речевыми нарушениями 6-7 лет, их родители, воспитатели группы, специалисты ДОУ: учитель - логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, хореограф, педагог ДО по ИЗО деятельности, инструктор по физической культуре.
Каждому педагогу был присвоен логотип
В разработанном экране успешности детей, отражается успеваемость детей на занятиях, оценивается их поведение.
Воспитатели группы присутствовали на всех занятиях, вместе со специалистами ДОУ оценивали успешность ребенка во всех областях образовательной деятельности. При этом педагоги следовали правилам выставления значков.
Инструкция выставления значков успешности детей по двум параметрам: поведение и успеваемость на занятиях.
Еженедельно мы проводили ведение дневников, в которые вставляли расписание занятий, отмечали результаты. Нами проводилась данная работа, в процессе которой дети получали оценки в виде символов за все образовательные области. Каждый специалист и воспитатели группы оценивали результат деятельности детей по своему предмету. Совместно с родителями, в конце каждой недели мы подводили итоги, методом подсчета значков. Самые успешные, дисциплинированные дети получали значок «Мудрейший» или «Знайка», который прикреплялся на одежду.
Значок «Мудрейший» ребенок получал при приобретении только зеленых кружков. Значок «Знайка» - в случае приобретения зеленых и желтых кружков (но не более 3 (трех) за неделю). В случае, получения ребенком большого количества красных кружков, они также подсчитывались. Родители и педагоги помогали ребенку ответить на вопрос: с чем был связан неуспех на этой недели, что поможет преодолеть трудности, как повысить дисциплину и успешность на занятиях. Отмеченные значками «Мудрейший» и «Знайка», дети получали возможность помогать другим ребятам, показывая пример, объясняя правила поведения в группе и ДОУ. А также полученные знания отображались в сюжетно-ролевых играх.
Детям понравилась «игра в школу», они активно участвовали.
Родители попробовали себя в роли родителей будущих первоклассников. Они дали положительные отзывы нашей работе, увидели положительный результат. Эти выводы сделаны на основании проведенного анкетирования и полученного благодарственного письма.
Кроме этого итогом нашей работы стали высокие результаты по показателям таких областей, как " Познавательное развитие", " Речевое развитие", " Социально – коммуникативная область". Мотивация к школе значительно повысилась.