Приложение МААМ

Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Екатерина Рыбакова
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
▼ Скачать + Заказать документы

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ».

В современных дошкольных образовательных учреждениях всё чаще используются новые, нетрадиционные - интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники.

Публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников,» размещена в разделах

Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

- знакомство и сплочение;

- обмен опытом;

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условий для диалога;

Преимущества интерактивных игр:

• Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.

• Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и в раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.

• Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.

• Интерактивные игры помогают родителям увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.

Проведение практического занятия с педагогами.

Этап 1. Тренинговые упражнения на знакомство Я+ТЫ=МЫ.

Цель:

• знакомство участников, запоминание имен;

• снятие напряжения, тревожности;

• осознание себя командой.

- Здравствуйте, уважаемые родители, сегодня мы с вами примем участие в тренинге, который называется «Я+ТЫ=МЫ». В каждом тренинговом упражнении есть правила. Давайте и мы с вами выработаем свои правила…

• Здесь и теперь (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с нами именно здесь).

• Говорю за себя.

• Внимательно слушать друг друга.

• Не перебивать говорящего.

• Уважать мнение друг друга.

• Безоценочность суждений.

• Активность.

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

«Меня зовут… Я делаю так.».

Цель: знакомство участников, запоминание имен.

Упражнение можно выполнять сидя, можно стоя. Каждый участник по кругу называет свое имя и показывает какое-то движение со словами: «Я делаю так…». Каждый последующий участник повторяет сначала все имена и движения предыдущих, а потом уже называет свое имя и показывает свое движение. Таким образом последний участник должен повторить имена и движения всех остальных членов группы.

«Имя – качество…».

Цель: знакомство участников.

Каждый участник называет себя тем именем, которым хочет, чтобы его все называли: настоящее имя, уменьшительно-ласкательное, имя литературного героя и др. необходимо придумать и назвать качество характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени (например, Лена – ласковая). Главная идея этого упражнения – дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

«Меняются местами те, кто…»

Цель: снятие напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.

По команде: «меняются местами те, кто (любит знакомства, считает себя общительным, застенчивым…») участники должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся стул. В результате обмена остается один человек, который не успел сесть на свободное место, именно он и становится ведущим.

Этап 2. Тренинговые упражнения на сплочение.

Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

«Атомы и молекулы».

Цель: повышение уровня работоспособности участников.

Ведущий произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После фразы «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека. Тот, кто не сможет встать в тройки, выбывает из игры. А ведущий продолжает изменять количество атомов в молекулах (объединитесь по трое, двое; объединитесь те, чьи дети дружат; у кого 1,2,3 ребёнка и т. д.).

«Кто быстрее».

Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.

- Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молчком, ничего не объясняя.

Возможные фигуры:

• треугольник;

• ромб;

• угол;

• буква;

• птичий косяк;

• круг;

• квадрат.

Обсуждение:

• Трудно было выполнять задание?

• Что помогло при его выполнении?

«Упражнение «Ток»

Цель: приветствие друг друга, сплочение коллектива.

Играющие встают в круг, держась за руки, и передают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

Цель: выявление общих черт и различий у родителей.

Инструменты: бумага и карандаш.

Ход игры: Разбейте игроков на четверки или тройки, и пусть каждая группа составит список качеств или предметов, объединяющих всех. Может, в этом списке будет информация о том, что у всех есть старший брат, или одинаковый цвет глаз, или любимое занятие, любимое кушанье. Побеждает та команда, которой удастся за определенное время записать больше подобных признаков.

Этап 3. Практические упражнения с родителями в рамках проведения родительских собраний, всеобучей, встреч, гостиных, родительских клубов и др.

Цель: решение общих задач, развитие умений и отработка навыков на примере игр и упражнений.

Упражнение 1 «Как правильно общаться с ребенком»

Проигрывание ситуаций:

Ситуация 1 - Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваша реакция?

Ситуация 2 - Ребенок приходит с улицы грязный. Ваша реакция?

Ситуация 3 - Встретившись с коллегой по работе, вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает Вас: «Мама (папа, пойдем!» Ваша реакция?

Родители проигрывают данные ситуации, обсуждают предложенные высказывания и свои реакции.

Мини-лекция:

В данных ситуациях более эффективной и адекватной реакцией по отношению к ребенку, его поступкам, нашим общение является «Я-выражение» в отличие от «Ты-выражения» оно не унижает и не оскорбляет ребенка. Конечно же бывают моменты, когда ребенок вас выводит из себя. Мама «взрывается», это естественно, мама не машина, которую можно запрограммировать. Что же делать в таких случаях? Лучший способ — это сказать ребенку о своем состоянии, причем не обвинять его, а говорить только о себе, своих чувствах и его поведении. Неправильно будет: «Ах ты, гадкий противный мальчишка! Ты меня постоянно доводишь до белого каления.» (случается, что выражения бывают куда более крепкие и агрессивные).

Правильно будет так: «Я очень рассердилась, я устала, твое (проговаривается поведение ребенка) вызывает во мне (проговариваются чувства мамы, мне это (про-говаривается отношение, я хочу, чтобы (проговаривается желаемые отношения, поведение). На первый взгляд, это кажется достаточно сложным, но родителей это не должно пугать. Нужно немного потренироваться, и вы почувствуете, насколько изменятся ваши отношения с малышом:

Упражнение 2 «Родительские установки».

Мини-лекция:

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановки, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановки "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Игровое упражнение: Родители делятся на две команды одни получают негативные установки, другие на них находят позитивные.

Негативные установки

Контрустановки

"Ты совсем, как твой папа (мама…"

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"

"Держи себя в руках, уважай людей!"

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не кричи так, оглохнешь!"

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

"Поплачь, будет легче…"

"Не твоего ума дело!"

"А ты как думаешь?"

"Горе ты моё!"

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!"

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"

Упражнение 3 «Статуя Ребенка»

Цель: Понять, увидеть, что ощущает ребенок, когда родители в спешке, не до конца осознавая произносят какие – то фразы. Учить придавать значение всему, что говориться ребенку.

Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо. А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Предлагается разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями. Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся ребенок выходит сыграть роль ребенка, ему предлагается выбрать себе среди присутствующих любого человека, в котором он увидит поддержку. Затем, ведущий просит встать поддерживающего за спиной «ребенка», приложить руки к его спине и ни в коем случае не отпускать их во время всего действия.

Сценка: Мама и ребенок спешат в детский сад. Маленькой дочке 6 лет. Нужно успеть на автобус. А девочка очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мама и дочка вприпрыжку бегут к автобусу.

РЕБЕНОК:

Мама, а что там такое, посмотри!

МАМА:

Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть!

И в этот момент, как только мама произносит подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама.

(Мама достает шарфик и завязываю дочери глаза.) И спешит с дочкой в детский сад, забегают в автобус, и мама там встречает с свою подругу, начинает с ней обсуждать прошедший день.

РЕБЕНОК:

внимательно слушает, а потом говорит: Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

МАМА:

Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

(Мама достает шарфик и завязывает девочке уши шарфиком) Мама и дочка выходят из автобуса, распрощавшись с подругой, быстро идут по дороге. При этом мама постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

РЕБЕНОК:

Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести ластик, тот, что.

МАМА:

Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

(Мама завязывает рот еще одним шарфиком.) Хватает ребенка за руку, и они двигаются дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Мама бьет ее по рукам и говорит, какая она непослушная:

МАМА:

Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (Мама завязывает руки шарфиком)

Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги.

МАМА в ужасе кричит на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

(Мама завязывает ноги.) Мама смотрит на часы, нервничает, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

МАМА:

Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань! Ребенок начинает хныкать.

МАМА:

Что ревешь! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах мама очень сильно перевязывает живот дочери.) И продолжает пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет. Она недовольна всем, что она делает, забыв о том, что сама же все ей завязала, да еще хочет, чтобы у нее все получалось, и причем — обязательно хорошо.

Рефлексия:

1. Спросить у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право. И, когда все уже развязано, спросить, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала?

2. Спросить, что являлось поддерживающим моментом в сценке, что помогало вынести несправедливые слова матери? Оказывается, что тот человек, который стоял сзади и все время поддерживал.

«Меняем значение. Меняем контекст».

Цель: Принятие себя. Изменение негативных установок и убеждений относительно своих личностных черт на позитивные. Повышение самооценки, снятие тревожности, психоэмоционального напряжения.

У каждого родителя есть личностные черты, убеждения, которые, по его мнению, мешают ему быть хорошим отцом или матерью, для своего ребенка.

Запишите свои недостатки и убеждения в виде утверждений. Далее к каждой особенности, которая воспринимается вами негативно, нужно подобрать как можно больше таких контекстов (ситуаций, где она будет уместна, позитивна, полезна.

Я… Зато…

Я… Зато…

Я… Зато…

Метафора: Приходит как-то Лиса к Зайцу и просит написать характеристику на Осла. Тот, не долго думая, пишет: «Туп и упрям».

— Но это же характеристика на повышение, – возмущается Лиса.

— А что писать?

— Напиши: «Устойчив в своих убеждениях и упорен в их достижении».

Этап 4. Заключительный этап.

Упражнения на релаксацию, прощание.

Тренинговое упражнение «Комплимент».

Все встают в круг и говорят комплимент стоящему справа, затем стоящему слева Комплименты не должны повторяться. Произносится комплимент с улыбкой, надо смотреть в глаза человеку, которому он предназначается.

Игра «Доброе слово».

Каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе. Условие - говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит.

«Подарок».

Цель:

положительное завершение тренинга, рефлексия.

- Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Рефлексия:

Ведущий предлагает всем встать в круг и ответить на вопросы:

- То, что сегодня мы использовали в работе было для вас новым?

- Что-то вы знали, но не использовали сами?

- То, что сегодня мы проводили, было вам знакомо и вы это используете в своей деятельности?

Публикации по теме:

Формы и методы обеспечения эффективного взаимодействия с семьями воспитанников 4-го года жизни Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период,.

Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с родителями Родители и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников Образовательная область Формы взаимодействия с семьями воспитанников Физическое развитие 1. Изучение состояния здоровья детей совместно со.

Консультация для воспитателей: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО».Консультация для воспитателей: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО». Консультация для воспитателей: "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".Вся система работы в.

Формы взаимодействия с семьями воспитанниковФормы взаимодействия с семьями воспитанников Татьяна Немец Методическая разработка «Формы взаимодействия с семьями воспитанников» Бывает очень сложно наладить контакт с родителями.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников Воспитание нашего подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ "Об образовании" статья 18.

Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников В законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного.

Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности.

Семинар «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями в ДОУ» "Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. " Макаренко.

Семинар «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями в ДОУ» "Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. " Макаренко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.
Опубликовано: 18 февраля 2017 в 16:53
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Рыбакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД