Ирина Самойленко
Семинар-практикум с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:проведение диагностических методик "Оценка коммуникабельности педагога с родителями" и "Определение Вашего стиля в общении с родителями".
План проведения семинара :
Вступительное слово: "- Уважаемые коллеги! Для того что бы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. На прошлой неделе я вам раздавала методики которые вы заполняли дома, и сегодня я хотела бы озвучить результаты этих методик (озвучиваются результаты).
Теперь я предлагаю Вам поиграть.
Психотехническое упражнение "Давление"
Публикация «Семинар-практикум с элементами тренинга „Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению (родитель, ребёнок, коллега) мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.
Теоретическое вступление "Правила построения эффективного общения" (7 мин)
" - Сейчас я предлагая Вам познакомиться с правилами эффективного общения. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов" :
1. Улыбка
2. Имя собеседника
3. Комплимент
Для того, что бы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя,доброжелательная улыбка! Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии!Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу! Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные,усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка.
Кроме этих приёмов существуют и другие приё мы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я" : "Я сам такой же. ", "У меня тоже самое. "Как можно реже употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все заинтересованны, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.
Упражнение "Тренировка интонации".
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5мин)
Участники разделены на два круга.
" -Вам необходимо произнести эти фразы:
1. Мне не безразличны успехи Вашего ребёнка
2. Я благодарна Вам за оказанную помощь.
с оттенком иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. А мы с коллегами попробуем догадаться с какой интонацией Вы произнесли фразу.
- Какая интонация наиболее приемлемая в общении с родителями?
Наверное у каждого из вас в группе есть родители, встреча с которыми всегда приятна, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже встречаться и общаться. Я предлагаю Вам в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
Упражнение "Самый трудный родитель"
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Воспитателям предлагается в группах создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства.
Анализ упражнения:
Каких родителей можно назвать трудными? (участники высказываются).
Часто бывает, что педагогу трудно сохранить свою самостоятельность и избежать "подыгрывания" такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями - объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребёнка.
Упражнение "Резервуар"
Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряжённой ситуации. Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.
Инструкция: закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, "эмоционально заряженным" родителем. Примите на себя роль "пустой формы", резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние "резервуара". Вы - просто форма, Вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.
Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и всё будет легко получаться. Когда Вы будете уверенны, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в диалог с собеседником.
На первой фазе общения с "трудными" родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстранённость и поддерживать в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет, т. е. не позволять себе зарядиться отрицательными эмоциями этого родителя. как показывает опыт, необходимо "продержаться" примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с "агрессивным" родителем, нужно стараться выслушать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с "жалующимся" родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы:"Я Вас слушаю. ", "Я Вас понимаю". Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость, родитель начнёт "остывать", его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов он успокоиться, в нём будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.
Вторая фаза беседы с родителями - конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблемы.
Что бы избежать противостояния с родителями :
- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
- подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребёнка;
- показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребёнку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботиться о благополучии его ребёнка, он перестанет прибегать к "психологической" защите и проявит готовность к сотрудничеству. Не надо стремиться, во что бы то не стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). Обсуждайте проблему, а не личностные качества ребёнка и его родителей».
«-Теперь давайте поговорим немного о конфликте и о конструктивном решении конфликтных ситуаций» (раздаются памятки). В психологии существует термин «стратегия поведения» в конфликте. Подразделяют 5 стратегий используемых человеком в разных конфликтных ситуациях (уступка или приспособление, уход или избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс)».
Упражнение «Яблочко и червячок», памятки «Конструктивное решение конфликтных ситуаций».
Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно весит на веточке. Все любуются этим яблоком и восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку?
Участникам предлагается открыть глаза и записать ответ. Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их. Выдается таблица «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» по которой они смогут оценить плюсы и минусы каждой стратегии поведения.
Если говорить об общении воспитателя с родителями, то следует придерживаться стратегии сотрудничества и в некоторых случаях компромисса.
Упражнение «Войди в круг»
Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.
Процедура выполнения: участники тренинга встают в круг и крепко держаться за руки – это круг родителей. Один участник остаётся за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, что бы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.
Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».
Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций.
Игра проводится под релаксационную музыку.
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это ваша звезда, она принадлежит Вам и заботиться о том, что бы вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускает во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идёт ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света. Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям. Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе… А сейчас прощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трёх, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале.
- Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что – то интересное для себя, и это что – то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.