Наталья Аликина
Неделя психологии в ДОУ как средство развития эффективного взаимодействия системы «Ребёнок — родитель — педагог»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок — родитель — педагог
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие системы «ребенок-родитель-педагог», которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Публикация «Неделя психологии в ДОУ как средство развития эффективного взаимодействия системы „Ребёнок — родитель — педагог“» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Благоприятное взаимодействие детей, родителей и педагогов способствует гармоничному развитию личности, сохранению и укреплению психологического здоровья детей в ДОУ.
Возникает необходимость выстраивания диалога ДОУ и семьи на основе системы сотрудничества, содружества, взаимопомощи. В центре находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги.
Одной из эффективных форм организации взаимодействия системы «Ребенок-родитель-педагог» является проведение психологической недели в ДОУ.
В преддверии прошлого Нового года в нашем детском саду прошел интересный и увлекательный марафон «Неделя психологии», целью организации которой являлось создание условий для развития эффективного взаимодействия системы «Ребёнок – Родитель – Педагог».
Что позволило решить ряд задач:
• создать благоприятные психолого-педагогические условия для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности;
• обеспечить условия для укрепления детско-родительских отношений;
• создать условия для повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития дошкольников;
• создать условия для развития партнёрских отношений семьи и детского сада;
• обеспечить условия для создания благоприятного психологического климата в ДОУ.
Для реализации поставленных задач, в течение недели со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (детьми, родителями и педагогами) проводился целый комплекс мероприятий, использовались различные активные формы и методы работы.
Каждый день посвящен определенной тематике:
Понедельник – «День семьи»;
Вторник – «День дружбы»;
Среда – «День доброго общения»;
Четверг – «День эмоций»;
Пятница – «День радости»;
План работы психологической недели.
ПОНЕДЕЛЬНИК
«День семьи»
1. Конкурс рисунков «Мама, папа, я – счастливая семья»;
2. Практикум «Повышение коммуникативной компетентности педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников, как условие профилактики возникновения между ними конфликтных ситуаций»;
3. Распространение буклетов «Повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями»;
4. Тренинговое занятие «Я и мой ребенок» (Совместное занятие родителей и детей подготовительных групп);
5. Акция «Ёлочка желаний» (В каждой группе была изготовлена «Ёлочка желаний» и дети оставляли на ёлочных шарах свои пожелания себе, родителям и педагогам).
ВТОРНИК
«День дружбы»
1. Утренний круг «Мы друзья» (Все группы;
2. Цикл занятий «Правила дружбы» (Средние, старшие, подготовительные группы);
3. Изготовление эмблемы Дружбы (все группы).
4. Стендовые консультации для родителей:
«10 способов стать близким другом своему ребёнку»
«10 заповедей для родителей»,
«Чем опасны ссоры родителей».
5. Спортивные состязания «Неразлучные друзья»;
6. Выставка фотографий «Счастливы вместе»;
7. Конкурс газет «Мой любимый воспитатель»;
8. Оформление в группах «Уголка Дружбы»;
9. Просмотр ролика «Ваша дружная семья»
СРЕДА
«День доброго общения»
1. Коммуникативный тренинг «Страна понимания» (старшие группы);
2. Диагностика «Благополучны ли Ваши взаимоотношения с детьми?»;
3. Семинар-практикум для педагогов «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
4. вручение памяток «Добрые игры»,«Речевые установки»;
5. Акция «Секреты доброты» (Дети раздают листовки «Будем добрее»;
6. «Ёлочка добрых пожеланий» (Родители пишут пожелания детскому саду и педагогам на макете в форме ёлочки;
7. «Минутки комплиментов» - обменивание детей, родителей и педагогов приятными комплиментами;
8. Изготовление атрибутов доброты и дружбы:
Коврик «Мирилка»;
Шкатулка «Добрых дел»;
Подушка «Мирилочка»
9. Акция «Поможем малышам» (Дети старших групп помогали младшим собираться на прогулку, мыть ручки, надевать переднички;
10. Изготовление подарков-оберегов для друзей и родителей.
ЧЕТВЕРГ
«День эмоций»
1. «Калейдоскоп настроений» «С каким настроением Вы пришли в д/с?»;
2. Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга в средних группах «Аттракцион настроений»
3. Экскурсия в мини-музей «Волшебная страна настроений!;
4. Заседание Клуба «Учусь быть родителем» на тему: «Психологический климат в семье как основа формирования личности ребенка»;
5. Тренинг для педагогов «Ступени мудрости переживаний», знакомящий с эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции.
ПЯТНИЦА
«День радости»
1. Акция «Улыбнись другу!» (Все приветствуют друг друга улыбкой);
2. Буклеты для родителей "Тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско – родительских взаимоотношений»;
3. Проведение семинара-практикума для педагогов по здоровому образу жизни «Жить здорово!»;
4. Вручение памяток «Стоп стресс!»;
5. Просмотр видеоролика «Улыбнись!;
6. Шоу «Добрые забавы!» (Развлечение с использованием социоигровых приёмов);
7. Тренинг «Психологический потенциал Новогоднего праздника»;
8. «Вместе быть такое счастье» - концертная программа для педагогов, детей и их родителей.
9. Акция «Ёлочка добрых пожеланий» (Родители оставили пожелания педагогам и ДОУ на шарах «Новогодней ёлки», инсценированной в холле детского сада).
Последний день - "День радости" в детском саду прошел под девизом «Здесь вас любят и ждут!», каждый ребенок и родитель должен получить в подарок улыбку любящего воспитателя!
В результате проводимой работы наблюдаются следующие результаты:
• Улучшение психологического климата в группах ДОУ и тем самым повышение психологической защищенности каждого ребенка, укрепление его психического здоровья;
• Улучшение психического, а вместе с тем и физического здоровья педагогов;
• Укрепление детско-родительских отношений;
• Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития дошкольников;
• Развития партнёрских отношений семьи и детского сада;
• Наличие благоприятного психологического климата в ДОУ.
Таким образом, проведение психологической недели является эффективной формой взаимодействия системы всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. Самое лучшее нам хочется «взять с собой» во взрослую жизнь. Думаю, что - то самое лучшее и из этой «Недели психологии» детям непременно захочется взять в свою взрослую жизнь. И это возможно только при большой любви к детям!
«Жизнь не те дни, что прошли,а те, что запомнились!»