Людмила Дорошина
Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в рамках ФАОП
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР-детский сад №14»
г. Лениногорска Республики Татарстан
Дорошина Л. Н.
Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной образовательной организации в условиях реализации ФАОП ДО
Совместное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от его образовательных потребностей. В контексте совместного образования должны быть созданы специальные условия для присвоения детьми с ОВЗ и инвалидностью моделей поведения, принятых в обществе, воспитание товарищества и уважения к личности каждого члена общества.
Темочки:
Кроме того, совместная деятельность детей с ОВЗ, детей–инвалидов и их сверстников в современных образовательных условиях является мощным мотивационным фактором к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений. Реализации этих задач способствует значительно меньшая регламентация образования, проведение занятий в более неформальной обстановке. Для такой деятельности характерно богатство различных форм организации и социальных отношений. Она строится, как правило, на добровольных началах, инициативе самих обучающихся.
Программа воспитания и социализации для детей с ОВЗ может разрабатываться на основе программы воспитания для нормативно развивающихся детей с учетом включения в образовательный процесс детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создаваться специально для определенной категории детей с ОВЗ и детей-инвалидов, объединенных в одну группу (творческое объединение, а также разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов.
При организационной работе по проектированию, разработке и утверждению
программы воспитания и социализации для ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские рекомендации, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, запрос родителей, четко формулируются цели и задачи, обсуждается необходимость в дополнении или изменении плана, определяются формы, сроки реализации мероприятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, первичные, промежуточные и итоговые результаты и т. д.
Для включения ребёнка с ОВЗ в общую деятельность создаются специальные условия в соответствии с индивидуальными потребностями. В частности, это могут быть следующие условия:
- индивидуализация (реализуется по рекомендациям ПМПК и консилиума образовательной организации, который проводит психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей и прописывает специальные условия, в которых нуждается ребёнок);
- занятия в малых группах, включение в социальную активность с другими детьми на массовых мероприятиях;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации занятий, повышение их эффективности и доступности;
- предоставление необходимых технических средств с учетом индивидуальных особенностей ребёнка;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- смена видов деятельности; повторение при необходимости;
- предоставление различных видов дозированной помощи;
- наглядно-действенный характер содержания обучения и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- адаптация предлагаемого ребенку дидактического материала;
- возможность перерывов во время занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур;
- соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок;
- соблюдение комфортного режима;
- создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
- обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта (внимательное отношение, ровный и теплый тон голоса учителя) : подключение тьютора при необходимости.
Проведение в образовательном учреждении мини-проекта «Неделя Доброты» стало хорошей традицией, в полной мере способствует эффективности коррекционно-развивающей работы для воспитанников, направленной на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, развития коммуникативных навыков, процесса социализации в условиях инклюзивного образования.
Краткосрочный проект в ДОУ на тему «Неделя доброты» подготовлен для обогащения представлений детей о таких понятиях как «доброта» и «вежливость», а также для ознакомления детей с качествами доброго человека. Проект рассчитан на воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим, стремления к взаимопомощи, сотрудничеству в том числе к людям, имеющим особенности здоровья, особые потребности; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое. Все предложенные в проекте занятия способствуют развитию у дошкольников коммуникативных навыков и умений.
В проекте предложены сценарии мероприятий на тему доброты для проведения с младшими и старшими дошкольниками, а также игры, стихотворения, сказки, считалочки, поговорки и загадки о доброте. Предложенные психологические игры и занятия способствуют усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки в других различных ситуациях, сопереживать, сочувствовать.
Также предложены сценарии бесед и тренингов, которые рекомендовано проводить с детьми в условиях инклюзивного образования педагогам и психологам ДОУ.
Актуальность.
Одна из важнейших задач современности - формирование духовно-нравственных основ личности. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить несколько минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. Неудивительно, что часто дети «общаются» больше всего с телевизором или компьютером. Они привыкают получать все и сразу. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнеутверждающей обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Детям важно видеть примеры нравственных поступков, получать нравственный опыт через сочувствие, сопереживание, помощь другим.
В работе над решением данной проблемы, метод проектов, действительно, актуален и очень эффективен.
Цель: углублять представление детей о доброте, развитие эмоционально – волевой сферы дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Обогащать представления детей о таких понятиях как «доброта», «вежливость».
Познакомить детей с качествами доброго человека.
Способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки в различных ситуациях.
Воспитательные :
Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Воспитывать стремление к взаимопомощи, сотрудничеству, в том числе по отношению к людям с особенностями здоровья, особыми потребностями.
Развивающие:
1. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.
2. Развивать коммуникативные навыки и умения.
Методы и приемы :
Словесный;
Игровой;
Наглядный;
Практический.
Вид проекта : творческий
Участники проекта : воспитанники детского сада, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, родители.
Проектная идея
В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
Доброта украшает наш мир и чем её больше, тем лучше мир вокруг нас.
Ожидаемый результат:
Дети умеют налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками вне зависимости от их особенностей.
У детей возникает желание совершать добрые дела.
Постоянно пользуются при общении со взрослыми и сверстниками вежливыми словами.
Бережно относятся к живой природе и окружающему.
Пополнилось представление о понятиях «добро» и «зло».
Методы и формы работы :
чтение художественной литературы;
дидактические игры;
беседы;
игровые ситуации,
подвижные игры;
разучивание мирилок;
физкультминутки;
пальчиковые игры;
сюжетно-ролевые игры.
Постановка проблемы
Игровая ситуация: в детский сад пришло письмо из сказочной страны с просьбой о помощи. В сказках стало пропадать добро и дерево добрых дел стало засыхать. Фея Доброты просит ребят помочь вернуть добро в сказочную страну и спасти волшебное дерево. Она прислала волшебный сундучок, который называется «Сундучок добрых дел». Каждый совершённый добрый поступок будет превращаться в зеленый листок для волшебного дерева. А в конце недели дети отправятся в путешествие в волшебную страну Доброты.
Взаимодействие с родителями:
Консультация «Вежливость воспитывается вежливостью»
Беседа на тему: «Поговорим о доброте».
Изготовление памяток и оформление стендов на темы «Уроки общения, игры - мирилки».
Выставка «Дорогою добра».
Результат проекта :
Дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках.
Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
Дети стали бережнее относится к живому миру природы.
У детей доброжелательное отношение друг к другу вне зависимости от особенностей отдельного человека, повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
Таким образом, планирование и реализация в дошкольном образовательном учреждении коррекционно-развивающей деятельности в рамках Недели доброты, в условиях инклюзивного образования, способствует развитию эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятию тревожности, приобретению навыков сотрудничества, социализации в коллективе сверстников. Положительно влияет на все субъекты воспитательно-образовательных отношений.