Анна Панюхина
Эффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
▼ Скачать + Заказать документы
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Главная идея знакомства детей с родным краем заключается в формировании у детей системных знаний по истории родного края, воспитание чувства любви к своей малой Родине, гордости за нее. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству я использовала в воспитательно-образовательной работе следующие формы :
Публикация «Эффективность использования разных форм воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем» размещена в разделах
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
экскурсии в краеведческий музей, в картинную галерею, по памятным местам; на предприятия, организация наблюдений;
чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
походы в библиотеку;
туристические походы, организация наблюдений за природой;
просмотр слайдов;
оформление альбома на заданную тему;
праздники, концерты, вечера дружбы;
изготовление атрибутов к этим праздникам;
фольклорные занятия;
рассматривание изделий народного прикладного творчества;
изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
художественная самостоятельная деятельность детей;
беседы и разговоры с детьми.
Наибольшую трудность у нас, воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного поселка (города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Начиная со старшей группы, я начала знакомить детей c историей родного поселка.
Для достижения большей эффективности, при ознакомлении детей со своим родным краем я использую все возможности информационно – коммуникационных технологий. Большое значение в непосредственно образовательной деятельности имеют мультимедийные презентации, которые создаю с учетом индивидуальных возрастных особенностей воспитанников, в нее включаю анимационные картинки, элементы игры, сказки. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с воспитанниками помогают в большей мере добиться поставленных целей образовательной деятельности. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые являются прекрасными помощниками при проведении воспитательно-образовательной работы.
Часто предлагаю детям иллюстрации для рассматривания наиболее красивых зданий, определять их назначение (краеведческий музей, вокзал, Дом культуры, и т. п.); предлагаю вспомнить и рассказать историю их создания, указать на их отличие от современных зданий;
Знакомлю с людьми, которые прославили свой поселок, город, свою страну; рассказываю детям о наиболее прославленных людях, о том, как увековечена память о них, показываю их фотографии.
Особое внимание уделяю на ознакомлении детей с музеями разных городов, объясняю, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного поселка – краеведческом, картинной галерее и др. Самая распространенная и эффективная форма работы при знакомстве с родным краем– это целевые прогулки и экскурсии по достопримечательностям. Экскурсии – это мощное подспорье педагогу в воспитательной работе. Они вызывают живой интерес у детей, помогают взрослым найти нужную тональность в общении с детьми, закладывают основы патриотического воспитания
Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, учитываю следующее:
рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др. ;
рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала.
Значительное место в организации работы по ознакомлению дошкольников с родным краем принадлежит игре, так как она является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Часто использую игры с бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры-драматизации по любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной. Увлекательны занятия, которые посвящены игрушкам наших бабушек и дедушек. Высокий интерес вызывают куколки, сделанные из тряпок, в них играли еще наши бабушки. Более незамысловатый способ изготовления такой куклы - скручивание двух лоскутков односторонней ткани. Занятия с такой куклой для детей – причина эмоциональных волнений: радости, веселья, удивления. Очень важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям народной культуры, при этом ребенок испытывает радость, восхищение.
C помощью бесед, колыбельных песен, песен о старших детям прививаются любовь к близким и окружающим людям. Использование устного народного творчества в беседах с детьми помогает воспитать любовь и уважение к близким, сформировать у ребенка представление о себе как о представителе своего рода. Дети рассказывают о досуге семьи. Через игру, организацию мини-музеев, ярмарок, систему занятий, я стараюсь дать детям представления о разнообразных произведениях декоративно-прикладного искусства, об их назначении и особенностях, традициях образов, узоров, орнаментов, их связи блоки с природой, всенародным бытом, культурой, цивилизацией и обычаями
Организуются совместные с взрослыми праздники, мероприятия и игры.
В беседах, играх, особенно сюжетно-ролевой игре "Семья", происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и другим членам семьи. При составлении вместе с родителями генеалогического дерева, дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, их занятиях.
Работая с детьми и их родителями, я стремлюсь сформировать у детей познавательную активность, находить умение получать знания и их применять. Предлагала родителям вместе с детьми посетить краеведческий музей, сфотографировать любимое место в поселке; сделать поделку из природного материала; подготовить альбом на тему: «Мой поселок».
Я считаю, что успех в развитии познавательного интереса к родному краю у детей будет достигнут, тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Воспитатель должен уметь выбрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восхищения и гордости. В будущем это позволит детям занять активную позицию, тем самым находить решение на поставленные задачи. А высоким результатом работы можно считать высокий уровень знаний детей о своем поселке, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство участия в жизни своей малой родины