Папки-передвижки

Использование метода планирования «Лотос-план» в образовательном процессе

Галина Галкина
Использование метода планирования «Лотос-план» в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы

Цветок лотоса» (техника креативного мышления, автор техники – Ясуо Мацумуро (Япония). Техника разработана на основе ассоциативной стратегии Т. С. Элиота, которая состоит в том, чтобы начать с основной проблемы (темы, разделить ее на подтемы и затем вносить изменения в каждую из подтем.

В технике «Цветок лотоса» лепестки вокруг центра цветка метафорически «разворачиваются» по одному, раскрывая ключевой компонент или подтему. При использовании такого подхода получаются постоянно расширяющиеся круги, пока проблема не будет всесторонне исследована. Получившаяся группа тем и подтем предоставляет целый ряд возможностей.

Публикация «Использование метода планирования „Лотос-план“ в образовательном процессе» размещена в разделах

Логика техники:

записать центральную тему (формулировку проблемы) в центре диаграммы;

записать идеи или прикладные задачи в расположенных вокруг центральной темы кружках;

использовать идеи, записанные в кружках, как центральные темы для окружающих лепестков цветка лотоса;

продолжать этот процесс, пока не будет составлена схема цветка, то есть пока проблема не будет всесторонне исследована.

Таблица Лотос планирования

Данный прием является частью технологии «Групповой (Утренний) сбор», способствующей проявлению и развитию детской самостоятельности и инициативы.

В России технологию «Группового сбора» описывают: Л. В. Свирская доцент кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования» в методическом пособии «Детский совет»,

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности педагогов.

Педагоги-практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми.

Однако, ФГОС ДО и личностно-ориентированный подход требуют нового формата планирования с учетом личного опыта каждого ребенка и интересов всей группы.

Планирование образовательной деятельности на основе «Лотос-плана» обеспечивает больше возможностей для творчества, определенную свободу в выборе содержания.

Каждый ребенок в группе чувствует себя комфортно и уверенно, проявляет инициативу, самостоятельность и развивает творческие способности. Начиная со средней дошкольной группы, педагоги нашего детского сада активно используют «Лотос-план» при планировании совместной деятельности с детьми.

Преимущества формата планирования. Для воспитателя:

• Имеет свободу для творчества, не привязан жестко к программным задачам.

• Действует здесь и сейчас, ориентируется не только на свои интересы, но и интересы конкретного ребенка.

• Имеет арсенал техник, технологий и приемов, которые выбирает и использует по ситуации.

• Может легко отслеживать реализацию задач образовательной деятельности с помощью календарного плана

• Выявляет в процессе совместного составления плана интересы детей, их знания в разных областях, оценивает сформированность коммуникативных умений, самостоятельность, инициативность

Для детей:

• Активно участвуют в планировании образовательной деятельности, реализуют свои интересы и право выбирать.

• Проявляют инициативу, самостоятельность.

• Приобретают опыт работы в команде, развивают коммуникативные навыки, учатся регулировать свое поведение.

• Учатся анализировать собственный опыт и актуализируют знания.

• Могут самостоятельно проверить выполнение задуманного.

На прошлой неделе ребята подготовительной группы совершили виртуальные путешествия на северный и южный полюса, в Африку. Этого оказалось мало. Ребята захотели виртуально попутешествовать по разным странам и создать книгу «Наши заграничные путешествия». Воспитатели поддержали инициативу. В книге собраны детские рассказы и рисунки о путешествиях в Англию, Францию, Китай, Японию и Германию.

Алгоритм деятельности воспитателя группы:

Шаг 1. Групповой (утренний) сбор (круг) – дети выбирают темы Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора. Воспитанники вместе с воспитателем располагаются на ковре по кругу.

Предварительно перед беседой педагогу необходимо подготовить ряд организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования.

Почему именно на ковре? Такое общение раскрепощает детей и помогает сформировать у них чувство единства, дает возможность понять, что они – команда, участники единого образовательного процесса. Время проведения воспитатель планирует самостоятельно, обычно это время перед завтраком или сразу после завтрака. Воспитатель называет число, месяц, день недели. Воспитатель выражает радость по поводу встречи с детьми. Рассказывает, как он провел выходные дни или о чем-то новом и интересном. Затем дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель побуждает вносить свои предложения и по мере их поступления записывает их. Далее дошкольники вместе с воспитателем выбирают тему недели. Главный ориентир для педагога в этот момент – интересы детей.

Чтобы определить уровень знаний воспитанников по выбранной теме и выяснить, что именно им интересно, воспитатель использует модель трех вопросов: «Что знаем?», «Что хотим узнать?», «Как можем это узнать?». Важно, чтобы все дети участвовали в беседе и отвечали на вопросы.

Воспитатель дословно записывает высказывания детей и под каждой фразой указывает их имена. Эта информация позволяет определить:

• что дети уже знают и что хотят узнать;

• какова направленность их интересов;

• чем дети будут заниматься в ближайшее время;

• каких результатов можно ожидать;

• какие материалы понадобятся.

Таким образом, в ходе утреннего группового сбора дошкольники самостоятельно выбирают интересную для них деятельность и способы, как они будут ее осуществлять, – чем будут заниматься. Все воспитанники в этот момент вовлечены в образовательную ситуацию.

Шаг 2. «Лотос-план» – педагог оформляет вместе с детьми после того как дети выбрали тему, воспитатель разворачивает перед ними выбранный лист необходимого формата с разметкой, которую он нанес заранее. По периметру листа – центры.

В середине листа педагог пишет тему и иллюстрирует ее рисунком или картинкой. Далее обсуждение переходит к центрам активности. Под названием каждого центра дети пишут, рисуют или приклеивают картинки, чем они планируют заниматься.

Как правило, в первый день тематической недели дети отражают в «Лотос-плане» не все виды деятельности, которыми будут заниматься. Выбранная тема «работает» в группе от недели до месяца. В течение этого времени воспитатель предлагает детям дополнять «Лотосплан» : «У кого из вас появились новые идеи? Что еще можно сделать в центрах?».

В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает «Лотосплан» и модель трех вопросов на доске – на видном месте в группе. Здесь в течение тематической недели проходит каждый утренний сбор.

Красочные «Лотос-планы» помогают детям самим проверить, все ли задуманное они выполнили.

«Лотос-план» служит основой для плана образовательной деятельности, который составляет воспитатель. Опираясь на него, воспитатель может спланировать совместную деятельность с детьми на предстоящую неделю. В календарном плане записывает, чем бы воспитанники хотели заниматься в центрах активности группы, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание развивающей предметнопространственной среды, – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров. Содержание работы с воспитанниками педагог выбирает с учетом задач всех образовательных областей – это помогает сориентироваться, в каком направлении осуществляется образовательная деятельность с детьми, чтобы расширить их интересы и кругозор.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Аналитическая справка «Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе» Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования. В.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование метода ассоциативных символов в процессе интерактивного изучения иностранных языковИспользование метода ассоциативных символов в процессе интерактивного изучения иностранных языков В любом иностранном языке есть явления, которые отсутствуют в родном языке. Это могут быть звуки, орфографические особенности, грамматические.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ» Цель: формирование практических навыков применения документ камеры в образовательном процессе. Задачи: 1. познакомить с основными возможностями.

Использование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУИспользование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУ Головоломка Танграм успешно используется в работе с детьми, интерес к ней то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом,.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода планирования «Лотос-план» в образовательном процессе
Опубликовано: 4 июня 2022 в 20:25
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода планирования «Лотос-план» в образовательном процессе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Галкина (УИ 81683) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД