Татьяна Кывыржик
Методический час «Загадки как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем выше общее развитие ребенка, тем лучше развита его речь.
Наблюдение за словарём детей старшего дошкольного возраста показывают, что, хотя к моменту поступления в школу практически они овладевают системой грамматических и синтаксических форм языка, их речь несовершенна, словарь беден.
Публикация «Методический час „Загадки как средство развития речи“» размещена в разделах
Бедность словаря заключается не только в отсутствии многих лексико-грамматических категорий в активном словаре ребенка, но и в неправильном словоупотреблении, в непонимании разных значений слов, переносных значений. Между тем способность различать в слове несколько значений, умение понимать переносное значение слов, метафоры языка и художественные метафоры надо развивать у детей уже в дошкольном возрасте.
Очень полезно отгадывать с детьми загадки. Своеобразное состязание и получение результата вызывает у ребенка радость. Однако, чтобы процесс отгадывания имел развивающий эффект, нужно научить детей выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять их между собой. Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа.
Часто дети «строят» отгадку на основе какого-нибудь одного, наиболее яркого и понятного признака или же, наоборот, учитывают все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остаётся неразгаданной.
Для правильного обоснованного ответа ребёнок должен исходить из того, сто все приведённые признаки одинаково значимы.
Если дошкольник затрудняется найти решение, не нужно сразу сообщать ему ответ, даже в том случае, если он просит об этом. Подсказки лишают детей возможности думать, логически мыслить. Они привыкают к готовым ответам и постепенно теряют интерес к загадкам.
Следует помнить: важен не быстрый ответ, а процесс разгадывания, который развивает мышление ребёнка.
Педагоги-психологи установили, что обучение дошкольников разгадыванию загадок можно начинать с трёх лет.
В этом возрасте нецелесообразно предлагать народные загадки. Малыши понимают всё буквально, им непонятны иносказания. Поэтому первые загадки для детей трёх-четырёх лет – это вопросы типа: где у зайки носик? Кто спрятался под платочком? Как кричит петушок? В таких загадках ответ лежит на поверхности.
Подойдут даже загадки, которые обращают внимание детей на хорошо знакомые им предметы: на любимые игрушки, на домашних животных и др.
Мохнатенькая, усатенькая,
Молочко пьёт, песенки поёт.
(Кошка.)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Зайчик.)
Простые загадки содержат наиболее типичный признак, например голос животного.
На заборе сидит,
«Ку-ка-ре-ку!» кричит.
(Петух.)
Очень любят дети загадки-рифмовки, например:
Апельсины и бананы
Очень любят… (обезьяны).
Встаёт на заре,
Поёт на дворе,
На голове гребешок
Кто же это? (Петушок.)
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын… (жираф).
Польза от таких словесных игр-загадок огромная : они будят фантазию, развивают интеллект.
Для детей постарше и загадки должны быть сложнее.
Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан… (иней).
Злая, как волчица.
Жжётся, как горчица!
Что это за диво?
Это же… (крапива).
В колючках ёж и ёрш,
Но сразу разберё шь:
Кто ёжится, тот… (ёж,
А кто ершится… (ёрш).
Есть загадки, при решении которых не помогут ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания. Они одинаково трудны и для детей, и для взрослых. Это загадки на смекалку, наблюдательность и интуицию. Они всегда труднее «честных» загадок.
Такие загадки учат ребёнка мыслить нестандартно, развивают чувство юмора, в них всегда есть лукавство, подвох, недоговорённость, многозначность.
• О чего плавает утка? (От берега.)
• За чем язык во рту? (За зубами.)
• Хвост, усы, лапы, уши как у кошки, но это не кошка. Кто это? (Кот.)
• Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой.)
• Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? (Пять минут.)
Некоторые необычные загадки имеет смысл предлагать детям, которые уже знают буквы и могут на слух выделить в словах отдельные звуки. Они подведут ребё нка к важной мысли: каждая буква должна стоять на своём месте, а замена одной буквы на другую не только меняет смысл слова, но и превращает всю фразу в смешную бессмыслицу. После чтения такой загадки сначала можно посмеяться над комичностью ситуации, а потом найти «заблудившуюся» букву и расставить всё по своим местам.
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
На болоте нет дорог. Я по кошкам скок да скок.
Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
Сели в ложку и – айда! – по реке туда-сюда!
Не менее интересно и полезно для дошкольника сочинять собственные загадки. Родители могут сами научить этому ребёнка, например, спросить во время прогулки: «Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает. Кто это?» Конечно, воробей. Подобные описательные загадки по силам сочинять даже детям трёхлетнего возраста. Правда, ребёнку не сразу удаётся правильно сформулировать вопрос – он вносит отгадку в текст загадки : «У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?» Взрослый должен объяснить: важно выделить характерную особенность того животного, о котором составляется загадка, но не называть его. Например, если сказать «Большой зверь, живёт в лесу», то придётся долго перечислять всех лесных животных. А если добавить, что зверь любит лакомиться мёдом, сразу станет ясно, что речь идёт о медведе.
Играя в такую «сочинительную» игру на прогулке, дети и взрослые по очереди могут загадывать друг другу загадки о встреченных предметах («Едет, гудит, людей везёт. Что это?»)
Недопустимо смеяться и критиковать загадки ребёнка, какими бы глупыми и нелепыми они вам ни казались. В любом случае это огромная работа ума, поиск нужных слов, искренность и непосредственность. За такую работу нужно обязательно хвалить.
Примитивность детских загадок идёт чаще всего от недостатка жизненного опыта, от скудости знаний о себе и окружающем мире. Чем больше мы отгадываем и сочиняем загадок вместе с ребёнком, тем большее количество информации он усваивает.
Загадка даёт как бы словесный портрет предмета, явления, характеризует их с новой, неожиданной стороны, поэтому она полезна и увлекательна.