Светлана Миронова
Выступление из личного опыта «Метод «Сочинение умных историй» как средство развития литературных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер Л. А, Гильбух Ю. З, Лейтес Н. С, Бурменская Г. В) посвящены рассмотрению понятия - одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по одарённости «вышла из тени» и вызывает теперь большой интерес. Несомненны реальность и значимость этой проблемы.
Публикация «Выступление из личного опыта „Метод „Сочинение умных историй“ как средство развития литературных способностей детей» размещена в разделах
Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью. Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду. Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Сказка развивает и обогащает детскую фантазию. Она входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Влияние магии сказочного повествования на формирование личности ребёнка трудно переоценить. Ведь сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии.
И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаг «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя».
О. А. Куревина (кандидат философских наук, доцент)
Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет.. Мы разработали совместно с психологом долгосрочный психолого- педагогический проект «По дорогам сказок», участниками которого стали дети подготовительной группы и их родители на основе программы обучения сочинению сказок Е. Б. Танниковой.
На начальном этапе детям предлагалось внести в «Умные сказки» по одному слову (метод одного слова). В индивидуальной работе с этими детьми использовался метод : сказки из стишков, коллаж из сказок, сказки из считалок и загадок, сказки из пословиц. Параллельно шла работа с родителями. Дома дети сочиняли сказки о бытовых предметах, о любимых игрушках –это небольшие мини-сказки. На фронтальных занятиях одна девочка придумывала начало сказки, остальные дети по слову добавляли и заканчивала сказку другая девочка, так создавалась совместная сказка, которую мы назвали «Совсем не сказочная история». В игровой ситуации детям предлагалось соединить один образ с другим и продолжить сказочную историю. Например.
Одна девочка не любила молоко и поэтому часто болела. И вот однажды знаменитый доктор Айболит решил ей помочь. Он соединил корову и пчелку: молоко стало вкуснее и слаще. Девочка стала его пить и выздоровела. (А как доктор Айболит назвал это животное? Где оно жило? Чем питалось?).
Метод «сказки по новому» помог детям взглянуть на знакомые сказки по новому, наделив главных героев противоположными качествами сломать сформированные с детства стереотипы.
Самый сложный вид – придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. И мотивацией к сочинительству служит игра «Позови сказку» с использованием иллюстраций к знакомым и незнакомым сюжетам. Очень хорошо использовались подготовительные игры, в процессе которых дети знакомились и осваивали все сказочные функции.
Особую роль в своей работе с одаренными детьми мы отводили просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъясняли большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных качеств. Заканчивался наш проект «По дорогам сказок» сочинением семейной сказки с её презентацией на заданное нравственное качество. Оформление своей работы дети с родителями выбирали самостоятельно: альбом, разыгрывание кукольного театра, мультимидийная презентация.
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”и по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения ГЕНИЯ. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива детского сада состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка. “К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием…”