Людмила Вишнякова
Дидактическая игра как метод развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как метод развития речи детей».
1 слайд
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
2 слайд
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности.
Педагоги-дошкольники справедливо придают огромное значение, развитию речи детей, видя в ней условие повышения общей культуры ребенка, условие его умственного, нравственного и эстетического развития. Чистота, грамотность и связность речи ребенка являются одним из условий его готовности к обучению.
Исследователи детской речи выделяют несколько этапов ее развития у ребенка-дошкольника.
3 слайд
1. Подготовительный (от 0 до года). На первом, подготовительном этапе в раннем возрасте дитя готовится к овладению речью. И главным условием является правильная, четкая речь папы и мамы, бабушки и дедушки, а не сюсюканье, которое только тормозит формирование четкой речи детей.
2. Преддошкольный К 11-12 месяцам у детей появляются самостоятельные слова. А уже к полутора годам слова для детей приобретают обобщенный характер. Они понимают то, что говорит взрослый, и появляется возможность усвоения знаний о мире, накопления слов и опыта. Следует отметить, что накопление собственного словарного запаса малыша проходит очень активно на втором и третьем году жизни. К началу третьего года жизни у ребенка формируется грамматический строй речи.
3. Дошкольный (с 3х до 7 лет)
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни
В пять лет у ребенка улучшается дикция. Он может прекрасно имитировать голоса животных, передавать интонацией голос определенного героя сказки. Его речь богата, грамматически правильная, предложения сложные.
Можно выделить несколько условий успешного развития речи детей.
5 слайд
Создание развивающей предметно-пространственной среды;
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Потребность общения, или коммуникации.
В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Создание благоприятной речевой среды.
От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда - это речь родителей, окружающих, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду – речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.
Значимость материала.
Участие родителей в речевом воспитании детей.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия.
6 слайд
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
обогащение активного словаря детей;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельный вес той или иной задачи меняется при переходе от группы к группе.
Также ведущим видом деятельности дошкольников - является игра.
7 слайд
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
Дидактическая игра является игровым методом, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактические игры можно разделить на три вида:
8 слайд
словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные
В результате использования всех видов дидактических игр у детей формируется грамматический строй речи, самостоятельность в решении задач игры, развивается связная речь, речевая активность, активизируется словарь.
Дидактическая игра – имеет определенную структуру,
9 слайд
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются : обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересной перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трё х основных направлениях:
10 слайд
подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
Дидактическая игра – это эффективный метод всестороннего развития детей (умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового). Она способствует и обеспечивает развитие речи детей, в частности, обогащает речь, формирует связную речь, правильное звукопроизношение и, безусловно, способствует формированию грамматического строя речи.
Таким образом, использование дидактических игр положительно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога, в тесной взаимосвязи с родителями.